Семинар № 10. Способности человека (2 ч.).
План:
1. Общая характеристика способностей человека.
2. Качественная и количественная характеристика способностей.
3. Общие и специальные способности.
4. Природные предпосылки способностей и таланта. Одаренность.
5. Развитие способностей школьников в процессе обучения.
Литература:
· Петровский А.В. Психология: Учеб. Для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002.
· Крутецкий В.А. Математические способности и личность. // Хрестоматия по психологии: Учеб. Пособ. Для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 293-298.
· Теплов Б.М. Способности и одарённость. // Хрестоматия по психологии: Учеб. Пособ. Для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 281-286.
Дополнительная литература:
· Психология одарённости детей и подростков. /Под ред. Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтеса и др. М., «Академия», 1996. (Виды одарённости). С. 234-318.
· Л. С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. –М.,1991.
· Лейтес Н.С. Ранние проявления одарённости . ж.Вопросы психологии. 1988. № 4.
Методические рекомендации:
Ø Ответить на вопросы семинара.
Ø Выпишите понятия «способности», «задатки», «одаренность», «гениальность».
Ø Ответьте на проблемные вопросы:
· Какие факторы играют определяющую роль в развитии способностей?
· Можно ли воспитать одаренность, талант?
· Какие условия необходимы для максимального развития способностей ребенка?
Семинар № 11. Психические процессы: ощущение и восприятие (2 ч.).
План:
1. Понятие об ощущении. Роль ощущений в жизнедеятельности людей.
2. Физиологические основы ощущений. Понятие об анализаторе.
3. Классификация ощущений.
4. Чувствительность и её измерение. Пороги чувствительности. Адаптация органов чувств.
5. Общее понятие о восприятии. Отличие восприятия от ощущений.
6. Свойства восприятия.
7. Виды восприятий. Восприятие пространства. Восприятие движения и времени.
Литература:
· Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – С. 177 – 255.
· Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Аитер, 2001. – 592 с.
· Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2002. – 656 с.
Статьи:
1. Выготский Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте. / Лекции по психологии. – СПб: СОЮЗ, 1999. С. 3 – 27.
2. Скороходова О.И. Как я представляю окружающий мир. // Хрестоматия по психологии. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. С. 180 – 183.
3. Коффка К. Восприятие: введение в гештельттеорию. / Хрестоматия по ощущению и восприятию. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. – М. 1975. – С. 96 – 114.
Методические рекомендации:
Ø Ответить на вопросы семинара.
Ø При подготовке к семинару особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): анализатор, рецептор, аккомодация, ощущение, порог чувствительности, адаптация органов чувств, сенсибилизация, синестезия, восприятие.
Ø Законспектируйте статьи к семинару.
Ø При ответе на вопрос № 6 заполните таблицу № 1 «Свойства восприятия»:
№ | Свойства восприятия | Определение свойств восприятия |
Объем восприятия | ||
Константность восприятия | ||
Целостность восприятия | ||
Предметность | ||
Категориальность |
Ø При ответе на вопрос № 6 заполните таблицу № 2 «Законы восприятия»:
№ | Законы восприятия | Определение законов восприятия |
Закон фигуры и фона | ||
Закон транспозиции | ||
Закон близости | ||
Закон константности |
Семинар № 12. Внимание человека: изучение психологических свойств внимания. Развитие наблюдательности (2 ч.)
План:
1. Зарубежные и отечественные теории внимания.
2. Свойства внимания
3. Виды внимания.
4. Методы изучения продуктивности внимания.
5. Наблюдательность. Способы развития.
Литература:
· Бостанджиева Т.М.Психологический практикум для студентов. Учебное пособие. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2007. – С. 33-36
· Психология. Учебник для гуманитарных вузов // под ред. В.Н.Дружинина, - СПб.: Питер, 2001. Глава 10 (Внимание).
· Гальперин П.Я. К проблеме внимания. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 169-174.
Методические рекомендации:
Ø Выполните практическое задание:
В изучении темы необходимо рассмотреть психологические характеристики внимания на примере различных видов деятельности человека. Привести примеры как проявляются в деятельности свойства и виды внимания.