Психология профессионализма и профессионального становления человека

9.1. Понятие «профессионал», стороны и критерии профессионализма

Профессионал — это специалист, овладевший высокими уровнями профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедший свое индивидуальное предназначение, стимулирующий в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий престиж своей профессии в обществе.

Выделяют две стороны профессионализма:

I) состояние мотивационной сферы профессиональной деятельности человека;

2) состояние операционной сферы профессиональной деятельности.

Ключевым моментом в мотивационной сфере для высоких уровней профессионализма являются:

- увлеченность смыслом, направленностью профессии на благо других людей, желание оставаться в профессии;

- мотивация высоких уровней достижений в своем труде;

- - стремление развивать себя как профессионала, сильное профессиональное целеполагание;

- отсутствие профессиональных деформаций в мотивационной сфере, кризисов;

- поиск причин успеха — неуспеха и себе самом и внутри профессии;

- оптимальная психологическая цена высоких результатов в профессиональной деятельности , т.е. отсутствие перегрузок, стрессов, срывов, конфликтов,

Ключевым моментом в операционной сфере для высоких уровней профессионализма являются развитое профессиональное сознание, целостное видение облика успешного профессионала;

- реальное выполнение профессиональной деятельности на уровне высоких образцов и стандартов, высокая производительность труда, надежность и устойчивость высоких результатов;

- развитие человеком себя средствами профессии, самокомпенсация недостающих качеств, профессиональная обучаемость иоткрытость;

- преобразование и оздоровление окружающей профессиональной среды.

Состояние мотивационной и операциональной сферы профессионализма целесообразно представить в виде группы критериев.

I. Объективные критерии: насколько человек соответствует требованиям профессии, в данном случае объективными критериями профессионализма являются:

- высокая производительность труда, количество и качество, надежность продукта труда, достижение определенного социального статуса в профессии, умение решать разнообразные профессиональные задачи.

Субъективные критерии: насколько профессия соответствует требованиям человека, его мотивам, склонностям, насколько человек удовлетворен трудом в профессии.

2. Результативные критерии: достигает ли человек желаемых сегодня обществом результатов в своем труде.

Процессуальные критерии: использует ли человек при достижении своих результатов социально приемлемые способы, приемы, технологии.

3. Нормативные критерии: усвоил ли человек нормы, правила, эталоны профессии и умеет ли воспроизводить высокие эталоны профессии на уровне мастерства.

Индивидуально-вариативные критерии: стремится ли человек индивидуализировать свой труд, самореализовать в нем свои личные потребности, проявить в труде свою самобытность, развивать себя средствами профессии.

4. Критерии наличного уровня: достиг ли человек сегодня достаточно высокого уровня профессионализма.

Прогностические критерии, имеет ли и ищет ли человек перспективы роста, зону своего ближайшего профессионального развития.

5. Критерии профессиональной обученности: готов ли человек к принятию профессионального опыта других людей, проявляет ли он профессиональную открытость.

Критерии творческие: стремится ли человек выйти за пределы своей профессии, преобразовать ее опыт, обогатить профессию своим личным творческим вкладом.

6. Критерии социальной активности и конкурентоспособности профессии в обществе: умеет ли человек заинтересовать общество результатами своего труда, привлекать внимание к насущным потребностям профессии.

Критерии профессиональной приверженности: умеет ли человек соблюдать честь и достоинство профессии, видеть ее специфический неповторимый вклад в общество.

7. Критерии качественные и количественные.

Итак, профессионализм – это высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности. Профессионализм дает возможность достигать значительных качественных и количественных результатов труда при меньших затратах физических и умственных сил на основе использования рациональных приемов выполнения рабочих заданий. Профессионализм проявляется в систематическом повышении квалификации, творческой активности, способности продуктивно удовлетворять возрастающие требования общественного производства и культуры.

9.2. Уровни профессионализма

В современной психологии труда выделяют уровни профессионализма. Согласно А. Марковой, уровни профессионализма (от низших к высшим) следующие:

I. Допрофессионализм. Здесь человек осуществляет некоторую работу и вид труда, не обладая названными выше качествами профессионала, иными словами, человек работает как новичок, дилетант , не овладев еще нормами и правилами профессии, тем более не достигая в труде высоких и творческих результатов. Этот этап проходит обычно каждый человек в своей трудовой деятельности, но некоторые (пассивные, нездоровые) люди могут задержаться на нем длительное время.

2. Профессионализм. Этот уровень охватывает большую часть жизни людей, относящихся к активной части населения. Здесь человек последовательно овладевает качествами профессионала. Так, человек усваивает нормы и правила профессии и выполняет сначала работу по образцу , по инструкции в ходе исполнительного труда, затем приобретает специальность, квалификацию. Далее по мере развития мотивационной сферы, целеполагания человек все более сознательно выбирает свои цели в труде, достигает достаточно высоких результатов, начинает самоутверждаться в профессии.

3. Суперпрофессионализм (высший профессионализм).

Этот уровень характеризует профессиональную деятельность в ее расцвете, в ее высоких достижениях и творческих успехах. Главной особенностью этого уровня является «выход человека за пределы профессии», то есть творческое ее обогащение своим личным вкладом. Люди этого уровня профессионализма, опережающие свое время, умеющие видеть дальше других и преодолевая подчас сопротивление, готовят общество и профессию к постановке новых задач.

4. Непрофессионализм (псевдопрофессионализм).

Этот уровень не совпадает с допрофессионализмом, когда у человека отсутствуют необходимые профессиональные знания и умения. На уровне псевдопрофессионализма человек осуществляет внешне достаточно активную трудовую деятельность, но при этом наблюдаются какие-либо деформации в становлении его как профессионала: либо человек выполняет неэффективную , не соответствующую нормам деятельность (допускает «брак»), либо осуществляет внешне кипучую трудовую деятельность , маскируя ею отсутствие профессионализма, либо зацикливает всю свою жизнь на работе, неправомерно сводя все свое личностное пространство к профессиональному, и тем искажая свое профессиональное и личностное развитие, или человек исходит из неверных ущербных духовно-нравственных ориентиров, преследуя, например, цели узко личного индивидуального преуспевания в ущерб другим людям. Все это так или иначе характеризует отсутствие профессионализма.

2. Постпрофессионализм. Через этот уровень проходят все люди, достигшие пенсионного возраста, и каждый переживает его по-своему. На этом уровне человек может оказаться просто «профессионалом в прошлом», а может остаться желанным консультантом, наставником, экспертом, щедро и ненавязчиво делящимся своим профессиональным опытом, опытом достижений и ошибок, чтобы помочь молодому поколению избежать этих ошибок.

В отечественной военно-авиационной психологии выделены основные закономерности взаимосвязи развития личности и профессионального становления военного летчика (Ворона А.А., Гандер Д.В., Завалова Н.Д., Корчемный П.А., Ломов Б.Ф., Лысаков Н.Д., Мельник С.Г., Пономаренко В.А., Юсов В.Т. и др.):

1)Становление профессионала обычно опирается на общее психическое развитие человека: в раннем и дошкольном возрасте закладываются общечеловеческие способности (способность к познанию, мышлению, общению, начальным формам труда), затем на их основе в младшем школьном и подростковом возрасте возникают специальные способности (гуманитарные, технические и др.), позднее, в юношеском возрасте начинают складываться общие профессиональные способности (к разным типам профессий), в зрелом возрасте формируются специальные профессиональные способности (по мере специализации человека в профессии). Общеобразовательные школы-интернаты с первоначальной летной подготовкой дают возможности ранней авиационной профессионализации, заключающейся в становлении ценностно-смысловой и мотивационной сферы личности, развитии готовности к освоению летных специальностей, профессиональной рефлексии.

2)Психологическое становление профессионала является динамичным процессом. Этот процесс зависит, во-первых, от внешних условий: изменяется сама профессия, требования общества к ней; во-вторых, от внутренних условий: изменяются представления человека о профессии, критерии оценки человеком самой профессии, а также критерии оценки себя. Нормальное психологическое становление профессионала – появление новых качеств в психике человека, возникновение новых видов профессиональной деятельности и профессионального общения, не существующих ранее. Так, прогрессивное личностное качество авиатора – индивидуальный стиль летной деятельности, ведущий за собой развитие профессионального самосознания и продуктивного делового общения.

3)В настоящее время доказано, что становление летчика-профессионала сопровождается развитием его профессионально важных качеств (ПВК). Однако, при отсутствии специальных формирующих воздействий этот процесс протекает стихийно и подвержен влиянию различных жизненных факторов. Человек как индивид и как личность есть целостный субъект, поэтому ПВК составляют единую систему. В ней каждый элемент может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на эффективность других элементов и всей системы в целом. Например, ярко выраженная летная направленность окажет сильное воздействие на развитие большинства ПВК, и наоборот, отсутствие достаточного интереса к профессии военного летчика заблокирует развитие ПВК.

4)Профессионал в человеке – онтогенетически моложе личности, (т.е. личностные качества появляются раньше профессиональных). Тем не менее, профессионализация и становление личности – взаимосвязанные линии развития. Человек как активная зрелая личность стремится к профессиональному творчеству. Однако личность может и негативно воздействовать на процессы профессионализации, нередко – несостоявшийся профессионал – это дефектная, угасающая личность. Творческая личность может опережать требования профессии и видеть перспективы ее развития, оставаясь при этом на позиции гражданской и профессиональной ответственности. Каждому человеку, стремящемуся к высотам профессионализма, необходимо научиться усиливать свои позитивные личностные качества и через них влиять на проявления своих природных качеств. Начиная с этапа ранней профессионализации, будущих летчиков необходимо обучать приемам самовоспитания характера, самоорганизации жизнедеятельности, саморазвития личности.

       
    психология профессионализма и профессионального становления человека - student2.ru
 
  психология профессионализма и профессионального становления человека - student2.ru

Рис.2. Психологическое обеспечение формирования и развития личности

военного летчика в профессиональной деятельности

Развитие личности военного летчика осуществляется на этапах профессиональной ориентации, ранней профессионализации и психологического отбора, начальной летной и основной профессионализации, постпрофессионализации в рамках психологического обеспечения: безопасности полетов, летного труда, боевых действий (Рис 2).

В исследованиях Н.Д. Лысакова обоснована целостная концепция психологического обеспечения формирования и развития личности военного летчика, учитывающая объективные закономерности психологического становления личности авиатора, а также индивидуально-психологические особенности ее функционирования в процессе профессионализации.

Наиболее значимыми психологическими новообразованиями личности, которые необходимо формировать и развивать на каждом этапе профессионализации, являются:

На этапе ранней профессионализации ( в общеобразовательных школах-интернатах с первоначальной летной подготовкой (ОШИ с ПЛП), в средней школе):

1.Формирование мотивации на летную профессию.

2.Формирование адекватной самооценки.

3.Формирование летного характера.

4.Взаимообусловленное формирование и развитие общих и специальных летных способностей.

5.Воспитание высоких общечеловеческих качеств: честности, достоинства, духовности.

6.Патриотическое воспитание.

7.Овладение основами военно – авиационной психологии.

На этапе начальной летной профессионализации при обучении в военно-авиационных институтах (ВАИ):

1.Формирование мотивации к освоению перспективных авиационных комплексов (АК).

2.Формирование «образа полета».

3.Формирование и развитие летных способностей.

4.Развитие способности к самоанализу:

- своего уровня летной подготовки;

- собственного вклада в решение задач обучения;

- личных перспектив в летной профессии ( летно – инструкторская деятельность, командно – штабная деятельность, испытательская работа и т. д. );

5.Развитие способностей к продуктивному межличностному общению в экипаже, звене (отряде), эскадрилье в процессе подготовки и выполнении полетных заданий.

6.Формирование социально-психологических качеств главы семьи, отца – воспитателя детей.

7.Овладение знаниями военно – авиационной психологии применительно к задачам обучения.

На этапе основной профессионализации при переучивании на боевой АК в полку и центрах боевой подготовки и переучивания летного состава (ЦБП и ПЛС):

1.Формирование мотивации к летно – инструкторской и командирской деятельности.

2.Формирование и развитие направленности на успешное овладение вооружением АК, тактическими приемами, мастерством ведения воздушных боев, полетов строем и т. д.

3.Развитие способностей управления (контроля) своими функциональными состояниями с использованием современных психологических и психофизиологических методик.

4. Развитие способностей к дальнейшему переучиванию на новые АК.

5.Формирование единого «образа полета» на боевом АК в составе пары, звена, эскадрильи, полка.

6.Развитие способностей к продуктивному межличностному общению в боевой обстановке: в экипаже, между экипажами, между экипажем и руководителем полетов, между экипажем и пунктом управления (авианаводчиком), между экипажем и воздушным пунктом управления.

7.Совершенствование способностей к самоанализу:

- своего уровня летной подготовки;

- личного вклада в решение учебно – боевых задач;

- собственных перспектив : выделение ближайших (тактических) и дальнейших (стратегических) направлений профессионального и личностного развития.

На этом же этапе при обучении в ВВА им. Ю.А. Гагарина:

1.Формирование мотива к овладению приемами и способами применения авиации при проведении операций различных масштабов, в разнообразных условиях боевой обстановки.

2.Овладение знаниями современной военно – авиационной психологии, педагогики, методики летного обучения в соответствии с перспективами служебного и профессионально - летного роста с практическим их применением в процессе летной стажировки и войсковой практики.

3.Формирование мотивации к обучению инструкторов, методистов летной подготовки, командиров различных категорий боевому применению и навигации.

4.Развитие способностей военачальника.

5.Воспитание психологических качеств организатора военно – авиационной деятельности.

6.Совершенствование летных способностей в соответствии с теорией расширения «границ опасности».

7.Совершенствование способностей к самоанализу:

- своего уровня летчика – инструктора;

- способностей к обучению инструкторов;

- способностей к руководству авиационными коллективами в различных условиях обстановки;

- личных перспектив профессионального и служебно – должностного роста.

На этапе постпрофессионализации:

- развитие дальнейших целей и смыслов жизни на основе своего богатого профессионального опыта;

- развитие самоуважения на основе востребованности как профессионала и личности;

- развитие интегративного качества личности - мудрости на основе обучения и воспитания молодежи.

9.3.Проблема профессионального старения и профессиональной деформации личности

Профессиональная деятельность в целом положительно воздействует на человека, вместе с тем, по ряду причин могут возникнуть серьезные нарушения в развитии личности профессионала, профессиональном общении. Основные препятствия на пути к профессиональному развитию:

I. Профессиональное старение;

2. Профессиональные деформации личности.

Профессиональное старение - невосприимчивость к новому, канонизация и универсализация собственного опыта, использование достижений прошлого при отсутствии роста, нарушения отношений партнерства с коллегами.

Профессиональное старение не связано неизбежно с возрастом человека, т.к. возможно сохранение человеком мотивов дальнейшего профессионального и личностного развития. Как показывают психологические исследования (Анциферова Л.И., Балтес П.), условием продолжительности жизни, удовлетворяющей личность, является выделение ею в своем окружении тех областей, в которых она сохраняет свою автономность, способность контролировать предстоящие события и делать собственные выборы. Одним из испытанных способов отодвигания профессионального старения является продолжение человеком профессиональной и другой трудовой деятельности, в которых могут сложиться новые качества. Так, факторами, задерживающими профессиональное старение в умственной работе, являются высокий уровень интеллектуального развития личности, интерес к работе, рациональное использование компенсаторных реакций, продуманное чередование труда и отдыха, активная установка человека на свое профессиональное долголетие и большая внутренняя работа в этом направлении.

Профессиональные деформации личности – это ослабевание, угасание некоторых положительных психических качеств, а также появление негативных новообразований личности в условиях осуществления профессиональной деятельности.

Профессиональные деформации личности проявляются в следующих негативных состояниях:

а) утомление в виде субъективно переживаемой усталости. При физическом утомлении уменьшается сила и выносливость мышц, снижая точность движений ухудшается координация; при умственном утомлении снижаются внимание, память, замедляется мышление и т.д.

Длительное утомление без периодов восстановления приводит к хроническому утомлению и переутомлению. При переутомлении возникают устойчивые изменения личности— конфликтность, вялость, раздражительность, нежелание общаться, тревожность.

Профилактикой переутомления является режим чередования труда и отдыха, овладение методами релаксации.

б) монотония психологически вызывает психические состояния сонливости, скуки, снижения интереса к труду. Мероприятия по устранению данных явлений следующие: чередование операций, нарушение ритмичности однотипных движений, снятие принудительного темпа и ритма, введение музыкального сопровождения, постановка промежуточных производственных целей.

в) психическая напряженность ведет к сужению объема внимания, замедлению психомоторных реакций, неверной оценки ситуации.

г) другие состояния, связанные со спецификой профессиональной деятельности: нарушение этических норм, мотивационной стороны личности (приглушение эмоций, исчезновение остроты чувств), операционно-исполнительной стороны (неумение обновлять арсенал профессиональных приемов).

Отмечается, что представители профессий типа «человек- человек» имеют опасность подвергаться профессиональной деформации больше, чем представители профессий «человек— техника» и «человек — природа». В ряде зарубежных и отечественных исследований выделяется так называемый синдром психологического «выгорания», наиболее характерный для представителей коммуникативных профессий. «Выгорание» – это состояние физического и психического, и прежде всего эмоционального, истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях общения. В целом данный синдром понимается как эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция своих личных достижений. Эмоциональное истощение проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении. Деперсонализация – деформация отношений с другими людьми. Это может выглядеть как повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к коллегам, ученикам, подчиненным и т.д. Редукция личных достижений обычно проявляется либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих обязанностей по отношению к другим.

Каждому работающему человеку важно научиться определять первые признаки профессиональных деформаций.

Основные понятия

Профессионал, допрофессонализм, профессионализм, суперпрофессионализм, непрофессионализм, постпрофессионализм, профессиональное старение, профессиональные деформации личности.

Темы докладов и рефератов

1. Понятие профессионализма в психологии.

2. Классификации профессионально важных качеств в военно-авиационной психологии.

3. Этапы становления профессионализма военнослужащих.

Контрольные вопросы

1) Дайте определение профессионала.

2) Охарактеризуйте психологические стороны и критерии профессионализма.

3) Каковы стадии профессионального развития человека?

4) Что такое профессиональное старение?

5) Имеет ли место взаимосвязь между возрастом человека и профессиональным старением?

6) Что понимается под профессиональными деформациями личности?

7) Как проявляются профессиональные деформации?

8) Определите признаки синдрома психологического «выгорания».

Литература

Основная

Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., I996.

Дополнительная

Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. – Минск, 2001.

Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. -М.,2007.

Лысаков Н.Д. Психологическое обеспечение формирования и развития личности военного летчика. Диссертация – Монино: ВВА, 2002.

Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала. - М., 1997.

Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. /Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова, - С-Пб.: «Речь», 2003.

Практикум по психологической подготовке летчиков. Методическое пособие. /Под ред. А.Н.Харчевского, Гандера Д.В. – Монино: ВВА, 2002.

ГЛАВА 10

ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

10.1. Образование как многоаспектный феномен

Образование определяется как социальный институт и рассматривается как одна из социальных подструктур общества. Развитие образования связано с экономическими, политическими, социальными, культурными и другими факторами существования общества. Наиболее тесной является связь образования и культуры – образование нацелено на ценности культуры, на освоение ее достижений и включение человека в их дальнейшее развитие.

Образование традиционно определяется как создание человека по образу и подобию. Истоки понятия «образование» соотносятся с понятием «образ», «образ божий», что имеет как религиозный, так и культурно-исторический аспект. Начиная с эпохи Возрождения, образование рассматривается как способ развития человека, вхождения его в культуру, в общение с другими людьми.

Образование может рассматриваться как процесс и как результат. Образование как процесс: с этой точки зрения образование – это непрерывное развитие и саморазвитие человека как личности в условиях обучения и воспитания. Образование как результат может рассматриваться в двух планах:

1) в плане фиксированного образовательного стандарта, в который включаются требования к качествам человека, завершающего определенный курс обучения, к его знаниям, умениям, навыкам;

2) в плане образованности человека – школа формирует общую образованность выпускника, высшее учебное заведение – специально-профессиональную образованность.

Следовательно, образование – процесс и результат усвоения знаний, умений, навыков, формирования и развития личности.

Субъектами образовательного процесса являются педагог и обучающийся. Специфические особенности субъектов образовательного процесса следующие:

1) педагог и обучающийся представляют собой некий совокупный субъект всего образовательного процесса. Деятельность этого совокупного субъекта регламентируется нормативно-правовыми и программными документами. Несмотря на разграничение функций и ролей педагога и обучающегося, их объединяет единая цель образовательного процесса – сохранение и развитие общественного опыта;

2) предмет образовательного процесса как деятельности совокупного субъекта - система знаний, способов деятельности. Если способы учебной деятельности по освоению знаний совпадают с методами передачи знаний в педагогической деятельности, то совокупная деятельность приносит удовлетворение обеим сторонам, если в этой точке намечается расхождение, то нарушается общность предмета, разрушается и сам совокупный субъект;

3) специфической особенностью субъектов образовательного процесса является также и их мотивационная сфера, состоящая из двух сторон. У педагога главным является мотив – «для ученика», у ученика – «для себя». Общность составляет прагматический, «реально-действующий» (А.Н.Леонтьев) мотив, именно он и объединяет педагога и ученика в совокупный субъект образовательного процесса;

4) специфика образовательного процесса и, следовательно, субъектов образовательного процесса – в их взаимосвязи, т.е. развитие обучающегося предполагает постоянное саморазвитие педагога, которое и есть условие развития обучающегося;

5) субъекты образовательного процесса формируются в системе отношений в больших и малых группах.

В образовательном процессе осуществляются две ведущие формы деятельности – учебная и педагогическая, рассмотрим их основные психологические характеристики.

Учебная деятельность – деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.

Основные характеристики учебной деятельности, отличающей ее от других видов учения (стихийного, бессознательного научения, учения по методу «проб и ошибок» и т.д.):

1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;

3) общие способы действий предваряют решение задач (педагог формирует ориентировочную основу действий ученика, отрабатывает общие принципы работы в конкретной учебной области);

4) она ведет к развитию психики и личности обучающегося;

5) изменения в развитии обучающегося связаны с результатами его учебной деятельности.

Учебная деятельность соответственно может рассматриваться как

специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучаемого как ее субъекта в плане совершенствования, развития, формирования его личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им общественного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, составляющих средства этой деятельности, и отработку обобщенных способов действий по адекватному и творческому применению этих средств в разнообразных ситуациях. Как и любая другая, учебная деятельность характеризуется субъектностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью.

Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие педагога на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития педагога.

Предмет педагогической деятельности – организация учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими социокультурного опыта как основы и условия развития. Эта деятельность возникла в истории цивилизации с появлением культуры, когда задача создания, хранения и передачи подрастающим поколениям образцов (эталонов) производственных умений и норм социального поведения выступила в качестве одной из решающих для общественного развития, начиная с первобытной общины, где дети учились в общении со старшими, подражая, перенимая, следуя им.

Продуктом педагогической деятельности выступает формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупности интеллектуальных, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных составляющих. Продукт педагогической деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий.

Результатом педагогической деятельности является развитие обучающегося: его личностное, интеллектуальное совершенствование, становление его как личности, как субъекта учебной деятельности.

Постепенно с развитием общества начали создаваться первые классы, школы, гимназии, университеты, и, претерпев в разных странах на разных этапах значительные изменения в содержании обучения, его целей, школа (в широком смысле слова) тем не менее осталась социальным институтом, назначение которого – педагогическая деятельность.

Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Согласно Н.В.Кузьминой, можно выделить следующие уровни продуктивности педагогической деятельности:

1) (минимальный) репродуктивный: педагог умеет пересказать то, что знает сам;

2) (низкий) адаптивный: педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;

3) (средний) локально-моделирующий: педагог владеет способами обучения по отдельным разделам курса;

4) (высокий) системно-моделирующий: педагог владеет стратегиями формирования знаний, навыков, умений по предмету в целом;

5) (высший) системно-моделирующий деятельность и поведение обучающихся: педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его способности в саморазвитии.

10.2. Подходы к соотношению обучения и развития

Связь обучения и развития является одной из центральных проблем психологии. Принципиально важным является вопрос о соотношении обучения и развития, так как по этому поводу существуют разные точки зрения.

Так, согласно одной из них, обучение и есть развитие (У.Джемс, Э.Торндайк, Дж.Уотсон, К.Коффка). Следовательно, обучение (научение) – это процесс и результат приобретения индивидуального опыта на основе законов упражнения, готовности, смежности во времени и подкрепления. Закон упражнения: при прочих равных условиях реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторения связей и их силе, т.е. чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, чем сильнее она и длительнее, тем быстрее она закрепляется и тем она прочнее. Закон готовности: упражнения изменяют готовность организма к проведению нервных импульсов, т.е. образование новых связей зависит от состояния субъекта, от степени напряжения потребности выполнить действие. Закон смежности по времени: если при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию. Закон подкрепления: любой акт, вызывающий в данной ситуации удовлетворение, ассоциируется с ней, так, что если она вновь появляется, то более вероятным, чем прежде, становится и появление этого акта; напротив, любой акт, вызывающий в данной ситуации дискомфорт, отщепляется от нее, и, когда она вновь возникает, появление этого акта становится менее вероятным. Торндайк выделил также дополнительные условия успешности научения – легкость различения стимула и реакции и осознание человеком связи между ними. В результате был сделан вывод о том, что обучение происходит путем проб и ошибок.

Согласно другой точки зрения, обучение – это только внешнее условие созревания, развития. «Развитие создает возможности – обучение их реализует» (В.Штерн). Согласно Ж.Пиаже, «мышление ребенка с необходимостью проходит через все известные фазы и стадии, независимо от того, обучается ребенок или нет». Однако возраст, в котором новые структуры интеллекта появляются, может варьировать в зависимости от физического или социального окружения. В условиях свободных взаимоотношений и дискуссий дологические представления ребенка быстро заменяются рациональными представлениями, но они сохраняются дольше при отношениях, основанных на авторитете. Согласно Ж.Пиаже, можно наблюдать уменьшение или увеличение хронологического возраста появления той или иной стадии развития интеллекта в зависимости от богатства или бедности активности самого ребенка, его спонтанного опыта, школьной или культурной среды.

В отечественной психологии утверждается точка зрения, сформулированная Л.С.Выготским и разделяемая все большим количеством исследователей. Согласно этой точке зрения, обучение и воспитание играют ведущую рольвпсихическом развитии, ибо, словами, Л.С.Выготского, «обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования». Из основополагающего тезиса Л.С.Выготского следует, что обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время оно само опирается на актуальное развитие. Обучение – это не развитие, но внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но культурно-исторических особенностей человека. В обучении создаются предпосылки будущих новообразований, и, чтобы создать зону ближайшего развития, т.е. породить ряд процессов внутреннего развития, нужны правильно построенные процессы обучения. Совершенно недостаточно учитывать, что обучаемый может и умеет сегодня и сейчас, важно, что он сможет и сумеет завтра, какие процессы, пусть сегодня не завершившиеся, уже «зреют». Согласно Выготскому, то, что ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством взрослого (учителя), завтра он способен выполнить самостоятельно. Исследуя, что обучающийся способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что обучающийся способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня – зону ближайшего развития. Следовательно, обучение должно идти впереди развития, что оказывается методологически важным для всей организации обучения.

Итак, обучение - это процесс ц

Наши рекомендации