Со-бытийная общность: природа, функции, строение
Сначала о самом понятии “со-бытие” и о форме его написания. Этимологически“со-бытие” означаетсовместное бытие, совместное проживание. Отделение приставки “со-” подчеркивает совместность, принципиальную невозможность представить общность вне соучастия другого. Со-бытие как совместное бытийствование в качестве своей семантической основы имеет слово “событие”, как нечто значительное и важное в жизни человека. На наш взгляд, между этими значениями слов существует внутренняя связь:совместное бытие действительно есть встреча и событие в жизни людей.
Со-бытие есть живая общность, сплетение и взаимосвязь двух и более жизней, их внутреннее единство при внешней проти-вопоставленности. Со-бытие — это уникальная, внутренне противоречивая, живая общность двух людей.В со-бытии впервые зарождаются специфически человеческие способности, “функциональные органы” субъективности и важнейший из них — рефлексивное сознание. Именно оно позволяет действительно “встать в отношение” к своей жизнедеятельности.
Со-бытие как форму общности мы отличаем по своему устройству отсимбиотической сращенности и формальной организации. Напомним, что всякое человеческое объединение представляет собой систему связей и отношений. Но только в со-бытийной общности связи и отношения находятся в гармоническом единстве. В симбйотической сращенности отношения практически отсутствуют, действуют только связи, и именно поэтому наблюдается их сращение. В формальной организации — другая крайность: здесь фактически отсутствуют связи (члены группы находятся только в отношениях друг с другом).
Полнота связей и отношений характерна для со-бытийной общности.Основная функция со-бытия — развивающая. Со-бытие есть то, что развивается и развивает; результат развития есть та или иная форма субъективности. При этом сам ход развития состоит в возникновении, преобразовании и смене одних форм совместности, единства, со-бытия другими формами — более сложными и более высокого уровня развития.
Уже само рождение человека есть скачок в развитии, главной особенностью которого является началопроцесса обособления. Однако здесь происходит и противоположно направленный процесс. Ребенок еще долго находится в системе устойчивых непосредственных связей со взрослыми; но главное — многое из их совместной деятельности направлено как раз на восстановление прерванных связей или на порождение новых, обеспечивающих новую форму единства.
Этот противоположный обособлению процесс можно обозначить какотождествление. В ходе обособления происходит преобразование связей в отношения, что в принципе является фундаментальным условием становления индивидуальности. В процессе отождествления происходит восстановление и порождение новых связей, что фактически лежит в основе приобщения к общечеловеческим формам культуры.
Единство и противоположность обособления и отождествления и есть постоянно действующее,живое противоречие со-бытия, задающее и направляющее весь ход становления и развития человеческой субъективности, естьобщий механизм этого развития. Выработка новых средств в одном процессе становится предпосылкой разворачивания другого и наоборот. Важно, что, пока совершается развитие, исходное противоречие не может разрешиться окончательным образом.
Психологическое самообразование
Вопросы для обсуждения и размышления
1. В психологических исследованиях и опытным путем было установлено, что при комплектовании экипажа космического корабля нельзя ориентироваться только на взаимную симпатию. Но и производить набор экипажа только на основании их профессиональной компетентности также нельзя,
Какие критерии отбора для экипажа корабля вы бы предложили? Каких дополнительных качеств у членов группы требует длительная изоляция от других людей?
2. Психолог А.В.Петровский утверждает, что “социально-психологический облик группы первичен, черты ее лидера вторичны”.
Можно ли безоговорочно согласиться с данным утверждением?
3. Специальные исследования показали, что большая часть подростков, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, находится в изоляции в своем классе.
На какие выводы наводят эти данные?
4. Как вы полагаете, может ли (со-бытийная) общность превратиться в социальное объединение (формальную организацию) и наоборот? Каковы возможные причины и условия этого? Подберите известные примеры такого превращения.
Литература для чтения
Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994. Аникеева И.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. М., 1988.
Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. Добрович А.В. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.
Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.
Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. М., 1988. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.
Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. ПоршневБ.Ф. Социальная психология и история. М., 1979. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.
Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопр. психологии. 1988. №6.
Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопр. психологии. 1990. №3. Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М., 1984.