Предмет психологии — частная проекция психического как целого
Свой отсчет в качестве самостоятельной науки психология ведет с 1879 года, в котором В.Вундт создалэкспериментальную психологическую лабораторию при Лейп-цигском университете. Спустя два года на базе этой лаборатории был создан Институт экспериментальной психологии. В этом же году В.Вундт основал первый психологический журнал. В институте психологии Лейпцига учились и работали многие выдающиеся психологи мира, в том числе и наши соотечественники — В.М.Бехтерев и Г.И.Челпанов.
Первой программой психологии как самостоятельной науки сталафизиологическая психология В.Вундта. Предметом психологии здесь были провозглашены процессы, доступные одновременно и внешнему, и внутреннему наблюдению, имеющие как психологическую, так и физиологическую составляющие.
В.Вундт подверг критике прежние представления о предмете психологии, как умозрительные или мистические представления о душе и о внутреннем мире человека. Психология как наука, по В.Вундту, имеет уникальный предмет —непосредственный опыт человека, представленный в его сознании. Поэтому предметом психологии должно быть сознание, а точнее — состояния сознания, связи и отношения между этими состояниями, законы, которым они подчиняются. Основными элементами сознания, имеющими как физиологическую, так и психическую природу, В.Вундт полагал ощущения, представления и чувства.
Так как непосредственный опыт, по В.Вундту, дан человеку в его сознании, то единственным и прямым методом исследования являетсяинтроспекция, или самонаблюдение. В лабораторных экспериментах участие принимали психологи, специально обученные технике самонаблюдения. Эксперимент представлял собой как бы внешний стимул для внутренней работы самонаблюдения, для последующего анализа, обобщения и выводов о его результатах.
На примере научной программы В.Вундта, представленной в самых общих чертах, можно показать общий способ построения психологического исследования, который на протяжении десятилетий будет доминировать в науке.
Первая особенность этого способа —редукционизм. Применительно к психологии человека редукционизм означает сведение богатого духовного опыта человека, многогранной духовной жизни, осмысленного внутреннего мира субъекта к его отдельным сторонам и предпосылкам.
Вторая особенность —атомизм, или стремление найти простейшие элементы, первооснову, “кирпичики” психического, с помощью которых можно построить целостную психологическую конструкцию. Третью особенность первых научно-психологических программ исследований можно обозначить каксхоластичность — принципиальная оторванность от жизни. Экспериментальные исследования сознания в первой психологической лаборатории были настолько искусственными, что лишали полученные в ходе них результаты всякой возможности объяснения реальной психической жизни человека, приложения их к практике человеческой деятельности. Психологические факты, выявленные особенности сознания не имели значения за пределами самой науки.
Во всех указанных способах построения предмета психологии есть одна общая черта:психическое как целое полностью сводится к своей частной проекции. Эта черта в истории психологии найдет свое выражение в своеобразной абсолютизации отдельных категорий, полагаемых в качестве объяснительного принципа природы психического.
Абсолютизация отдельных категорий как основа оформления течений и научных школ в психологии
Научная психология стремится отразить реальность психического в его существенных свойствах и в обобщенной форме, т.е. впонятиях. Понятия составляют каркас любой науки; в своей совокупности они образуюткатегориальный строй. Изменение научного взгляда на психологию человека сопряжено со сменой категорий, с наполнением их новым содержанием.
Психология относится к гуманитарным наукам — наукам, изучающим человека. Особенностью гуманитарных наук, отличающей их от естественных, является то, что в одни и те же понятия разные исследователи вкладывают разное содержание.
Сложность и многогранность внутреннего мира человека, многоаспектность его взаимосвязей с окружающим миром объясняет и другую особенность психологии как гуманитарной науки — несовпадение набора категорий в разных направлениях психологии. Если выразить эту мысль по-другому, то можно сказать, что собственноединой психологии не существует, а есть различные направления, течения, научные школы. Термин “психология”, как правило, употребляется в связке или в соединении с другим словом: психология сознания, функциональная психология, гештальтпсихология, глубинная психология, европейская психология, советская психология и т.п.
Течение и школы в психологии не следует смешивать с ее отраслями, отражающими процесс внутренней дифференциации науки. Отрасли психологии можно классифицировать по различным основаниям:по сферам и видам деятельности — психология труда, политическая, экономическая, социальная, спортивная, медицинская, педагогическая, юридическая психология, психология религии, искусства, авиационная, инженерная и другие;по объекту и специфике развития — психология животных (зоопсихология), психология человека (антропологическая психология), детская и возрастная психология, патопсихология.
Дифференциация психологии отвечает, прежде всего, практическим задачам, стоящим перед наукой. Каждая из отраслей психологии имеет свои специфические задачи. Например, общее назначение педагогической психологии состоит в научно-психологическом обосновании педагогической деятельности; возрастная психология нацелена на создание теории психического развития человека в онтогенезе.
Механизм оформления течений и научных школ в психологии иной. Научные течения в психологии различаются по своему предмету, изучаемым проблемам, понятийному строю, объяснительным схемам. Психологическая реальность человека предстает в них под определенным углом зрения, отдельные стороны его психической жизни выступают на первый план, изучаются основательно и детально; другие — либо вовсе не изучаются, либо получают слишком узкую интерпретацию.
Направления и научные школы в психологии получают свою специфику через выделениецентральной категории, посредством которой объясняются основные проявления психики. “...Фундаментальное понятие... первичная абстракция, лежащая в основе науки, определяет не только содержание, но и предопределяет характер единства отдельных дисциплин, а через это — способ объяснения фактов, главный объяснительный принцип науки”. Как правило, со временем та или иная категория абсолютизируется, превращается в объяснительный принцип, подчиняет себе все другие категории и понятия, оформляя тем самым особое научное направление.
Наиболее отчетливо тенденция абсолютизации отдельных категорий проявилась в психологии на самом первом этапе оформления ее в качестве самостоятельной науки, в процессе поиска своего предмета исследования. В.Вундт в качестве такого предмета объявил сознание. Категория сознания стала центральной в его психологической теории. Но необходимо подчеркнуть, что для В.Вундтав сознании выражалось существо психологии человека; он исследовал не просто сознание, а человека, обладающего сознанием.
Право психологии на существование как самостоятельной науки В.Вундт обосновывал принципиальным отличием ее от других наук. В психологии человек одновременно является исубъектом, и объектом познания, так как свое сознание человек исследует с помощью же сознания. Он считал, что психология имеет определенное преимущество перед другими науками: объекты ее исследования даны ей непосредственно, открываются самому человеку в ощущениях, представлениях и переживаниях. Поэтому психология может исследовать свой предмет непосредственно, “на себе”, в интроспекции, т.е. самонаблюдении.
Взгляды В.Вундта на предмет психологии разделял американский психолог Э.Титченер — создательструктурной психологии. Предметом психологии он также полагал сознание, но уже как совокупность субъективных процессов, протекающих в течение всей жизни человека. Задача психологии состоит в анализе
структуры, морфологии сознания, в разложении его на элементарные процессы, В конечном счете, в качестве элементарных процессов сознания для Э.Титченера выступали ощущения, а само сознание предстало как их совокупность, “мозаика”. Он настаивал также на исследовании “чистого содержания сознания” методом аналитической интроспекции.
Австрийский философ Ф.Брентано выдвинул программу построения психологии, в центре которой стояло понятие “интенционального акта сознания”. Предметом психологии провозглашалось не содержание, аакт сознания как интенция. Сознание понималось как активное начало, направленное на объект, оно всегда есть сознание предмета.
У последователя Брентано К.Штумпфа на первый план в объяснении сознания выступило понятиефункции, с помощью которой сознание осуществляет свой интенциональный акт. Из учений об интенциональном акте и функции сознания в США выросло и оформилось особое направление в психологии —функционализм. Предтечей этого направления был В.Джемс. Оставаясь в рамках психологии сознания с ее субективным методом, он рассматривал сознание как особую биологическую функцию, как инструмент приспособления человека к среде. В функционализме роль сознания сводилась к оценке меры успешности действий индивида по удовлетворению своих потребностей.
Исследовать сознание человека — значит ответить на вопрос, как оно позволяет человеку познавать окружающий мир, посредством каких операций оно обеспечивает решение жизненных задач. В функционализме психическое служит достижению практически полезных целей человека, выполняет приспособительные функции. Сознание рассматривается как промежуточный приспособительный механизм между организмом и средой.
Таким образом, исторически первой проекцией психологической реальности человека, предметом научной психологии выступилосознание. Предметом психологии стали различные проявления сознания. Различные варианты исследования сознания составили так называемую субъективную, илиинтроспективную, психологию.
С особой программой построения психологии выступил отечественный ученый И.М.Сеченов. Главной категорией, которую И.М.Сеченов положил в основу создаваемой им психологии, явилось понятиерефлекса. Он разработалрефлекторную теорию психического, согласно которой психические процессы (восприятие, память, мышление и т.д.), высшие акты сознания и личности разворачиваются по механизму физиологического рефлекса.
Учение И.М.Сеченова о психологии представляет собой образец естественнонаучного способа объяснения психических актов, в том числе и сознания.