Шкала измерения тактик самопрезентации (С. Ли, Б. Куигли)
Цель. Определение типа и вида тактики самопрезентации личности.
Инструкция. Ниже приводятся утверждения, связанные с тем, как вы себя воспринимаете. Пожалуйста, внимательно прочтите инструкцию и постарайтесь дать как можно более точные и искренние ответы на все утверждения. Не существует верных и неверных ответов. Отвечая на вопросы, пожалуйста, обведите в кружок на приведенной шкале ту цифру, которая в большей степени соответствует вашему поведению.
Очень редко 123456789 Очень часто
Я веду себя так, что другие боятся меня | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я использую свою силу для того, чтобы оказывать влияние на людей, когда мне это необходимо | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Если я обижаю кого-то, я извиняюсь и обещаю больше этого не делать | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я даю объяснения до того, как делаю то, что может не понравиться окружающим | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я оправдываю свои поступки, чтобы уменьшить отрицательные реакции со стороны окружающих | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я рассказываю людям о своем успехе в тех делах, которые другие находят трудными | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я использую свои слабости, чтобы добиться расположения от окружающих | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я прошу других помочь мне | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я выражаю то же самое мнение, что и другие, для того чтобы они хорошо относились ко мне | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Когда мне кажется, что я потерплю неудачу, я заблаговременно оправдываюсь | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я использую лесть, чтобы располагать к себе окружающих | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я заболеваю под грузом ответственности «делать все хорошо» | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я прошу прощения, если сделал что-то не так | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я навожу других на мысль о том, что не могу что-то сделать, для того чтобы получить помощь | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я стараюсь служить образцом того, как должен вести себя человек | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
После дурного поступка я стараюсь, чтобы окружающие поняли, что, если бы они были на моем месте, им пришлось бы поступить точно также | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я стараюсь заручиться поддержкой окружающих перед тем, как делать что-то, что может быть негативно воспринято | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я стараюсь загладить любую обиду, которую я причинил другим | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Рассказывая другим о тех вещах, владельцем которых я являюсь, я также упоминаю об их стоимости | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я обращаю внимание на некорректные положения, заявления оппозиционных политических партий | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я стараюсь вызвать желание подражать мне, являясь для окружающих положительным примером | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Когда я рассказываю кому-то о прошлых событиях, я претендую на больший вклад в выполнении положительных дел, чем это было на самом деле | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я рассказываю людям о своих достоинствах | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я стараюсь быть примером для подражания | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я заранее извиняюсь за действия, которые могут не понравиться | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я стараюсь убедить других вести себя так же положительно как я | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я подавляю других для того, чтобы самому выглядеть лучше | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я делаю одолжения для людей, чтобы расположить их к себе | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я признаю ответственность за плохой поступок, когда моя вина очевидна | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я преувеличиваю значимость моих достижений | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я нерешителен и надеюсь, что другие возьмут на себя ответственность | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я угрожаю другим, когда полагаю, что это поможет мне получить от них то, что я хочу | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я высказываю мнения, которые понравятся окружающим | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я критически высказываюсь о непопулярных группах | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я стараюсь убедить других в том, что не отвечаю за неудачу | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Когда дела не ладятся, я объясняю, что в этом нет моей вины | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я веду себя в соответствии с представлением о том, как другим следует себя вести | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я рассказываю другим о своих положительных качествах | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Когда меня упрекают в чем-то, я извиняюсь | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я обращаю внимание на добрые дела, которые делаю, так как их могут не заметить другие люди | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я поправляю людей, которые недооценивают ценность подаренных мною подарков | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Слабое здоровье - причина моих посредственных оценок в школе | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я помогаю другим, зная, что они помогут мне | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я выдвигаю одобряемые другими причины для того, чтобы оправдать такое поведение, которое может не понравиться окружающим | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Когда мое поведение кажется окружающим неправильным, я привожу веские причины для его оправдания | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Когда я выполняю работу с кем-то, я стараюсь, чтобы мой вклад казался более значительным (чем это есть на самом деле) | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я преувеличиваю негативные качества тех людей, которые конкурируют со мной | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я придумываю извинения за плохое поведение | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я придумываю причины для оправдания за возможную неудачу | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я выражаю раскаяние, когда делаю что-то неправильно | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я запугиваю других | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Когда я нуждаюсь в чем-то, я стараюсь хорошо выглядеть | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я недостаточно хорошо подготавливаюсь к экзаменам, потому что слишком вовлечен в общественную работу | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я говорю другим, что они сильнее и компетентнее меня, для того чтобы они сделали что-то для меня | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я претендую на доверие при выполнении дел, которых я прежде не делал | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я отрицательно высказываюсь по поводу людей, принадлежащих к конкурирующим группировкам | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я препятствую собственному успеху | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Тревога мешает моим действиям | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я поступаю таким образом, чтобы вызвать страх у других, с целью побудить их делать то, что мне нужно | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Когда я успешно справляюсь с заданием, я подчеркиваю его значимость | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я выдвигаю весомые обоснования своего поведения, независимо от того, насколько плохим оно может показаться окружающим | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Чтобы избежать упреков, я стремлюсь уверить окружающих в том, что не собирался причинить им какой-то вред | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Я говорю людям комплименты, чтобы расположить их к себе | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
Совершив плохой поступок, я пытаюсь объяснить окружающим, что они на моем месте сделали бы то же самое | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Ключ. Подсчет баллов производится по девятибалльной шкале (от 1 – «редко проявляется в поведении» до 9 – «очень часто проявляется в поведении»).
Все вопросы распределяются на двенадцать групп тактик самопрезентации: с 1 по 5 – тактики защитного типа, с 6 по 12 – тактики ассертивного типа самопрезентации.
Каждая тактика самопрезентации включает в себя определенные номера и количество вопросов (тактика 6 – «желание понравиться» включает 8 вопросов, остальные – по 5).
1. Оправдание с отрицанием ответственности – 35, 36, 39, 48, 62.
2. Оправдание с принятием ответственности – 05, 44, 45, 61, 64.
3. Отречение – 04, 10, 17, 25, 49.
4. Препятствование самому себе – 12, 42, 53, 57, 58.
5. Извинение – 03, 13, 18, 29, 50.
6. Желание/старание понравиться – 09, 11, 28, 33, 38,43, 52, 63.
7. Запугивание – 01, 02, 32, 51, 59.
8. Просьба/мольба – 07, 08, 14, 41, 54.
9. Приписывание себе достижений – 22, 23, 40, 46, 55.
10. Преувеличение своих достижений – 06, 19, 30, 41, 60.
11. Негативная оценка других – 20, 27, 34, 47, 56.
12. Пример для подражания – 15, 21, 24, 26, 37.
Проективный тест «Ваши приоритеты в жизни» [31]
Цель. Диагностика жизненных приоритетов.
Инструкция. Перед вами рисунок, на котором изображены три двери. Ваша задача дорисовать этот рисунок, дополнив его разнообразными элементами. На это вам дается 5 минут.
Рис. 15
Три двери
Интерпретация
Эти двери символизируют собой три вещи, жизненно важные для человека. Первая дверь – это работа, вторая дверь – это любовь и дружеские отношения, третья дверь – это семья. То, какое значение имеют для вас эти области жизни, вы увидите в своем тесте. Он же поможет вам понять, каковы ваши жизненные приоритеты.
Если вы нарисовали к каждой двери по зданию, т.е. в результате у вас появилось три здания, то это говорит о вашем желании разграничить эти области своей жизни, сделать их независимыми друг от друга. Иначе говоря, вы хотите отделить личные отношения от деловых.
Если у вас получилось два здания, т.е. две какие-то двери ведут в одно здание, то обязательно посмотрите, какие двери вы объединили между собой.
Если вы объединили первую дверь и вторую, то это значит, что вы склонны заводить служебные романы, совместная работа с представителем противоположного пола способна разбудить в вас чувства. Однако, тот факт, что семью (третья дверь) вы выделили особо, в отдельное здание, говорит о Вашем твердом желании во что бы то ни стало сохранить семью. То есть романы романами, но семья для вас – святое.
Если вы объединили в одно здание вторую и третью двери, то вас можно назвать романтической личностью, возможно, даже однолюбом. Вы полностью отрицаете любовные связи на работе, для вас любовь является самой главной ценностью в жизни.
Если вы нарисовали одно здание, объединив вместе все три двери, то это говорит о вашем нежелании разграничивать эти области своей жизни. Возможно, это проистекает из вашего незамужнего (неженатого) положения, Вы еще просто не обзавелись семьей и потому ваша жизнь пока не нуждается в пересмотре ценностей.
Дороги покажут вам, что именно в данный момент жизни вас волнует больше всего. Та дорога, которая идет от двери прямо к вам, то есть проходит по центру листа и заканчивается у нижнего его края, и будет этим самым показателем важности.
Если дороги уходят вбок, то это говорит о том, что вы не придаете большого значения данной области вашей жизни.
Хорошо, когда все три дороги объединились в одну. Это говорит о том, что вы не выделяете какую-то одну область вашей жизни, интересуясь в равной степени и работой, и любовью, и семьей.
Проективная методика «Кактус» (М.А. Панфилова)
Цель: оценка состояния эмоциональной сферы человека, наличия агрессивности, ее направления, интенсивности и т. п.
При проведении диагностики испытуемому выдаются лист белой бумаги стандартного размера А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием карандашей восьми «люшеровских» цветов, в этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
Инструкция. «На листе белой бумаги нарисуй кактус – такой, какой ты себе представляешь».
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр.), характеристика иголок (размер, расположение, количество).
В рисунке могут проявиться следующие качества испытуемых:
Агрессия – наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности.
Импульсивность – отрывистость линий, сильный нажим.
Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, центр листа.
Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположение внизу листа.
Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм – использование ярких цветов, «радостные» кактусы.
Тревога – использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.
Женственность – наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.
Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
Интровертированность – на рисунке изображен один кактус.
Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.
Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества – дикорастущие, «пустынные» кактусы.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ