Шкала оценок для измерения реактивности

№       Единица наблюдения   Оценка 1-2-3-4-5
Способен ли работать длительное время без перерывов (напри­мер, несколько часов)? Поминутно преры­вает работу; если не может прерваться, совершает ошибки Несмотря на продол­жительную работу, не испытывает утомления
Способен ли к устойчивой концен­трации внимания? Не может сосредото­читься на выполняе­мой работе, посто­ронние раздражите­ли сильно отвлекают Целиком поглощен действием, ничего не замечает, кроме своего занятия
Обладает ли стойкос­тью перед неудачами? При неудачах трав­мируется, порица­ние демобилизует При неудачах еще больше мобилизует­ся, не проявляет нервозности
Охотно ли выполняет ответственную рабо­ту? Избегает ситуаций, в которых надо брать на себя инициативу, охотнее подчиняется Берет на себя ответ­ственность, любит верховодить
Способен ли работать в неблагоприятной обстановке? Шум, разговоры и пр. мешают, лучше учится в изоляции от окружения Шум, разговоры не мешают работать, в любых условиях работает успешно
Отказывается ли от действий (или от деятельности) при обнаружении препятствий? Даже небольшое препятствие вызыва­ет отказ от работы, не верит в свои силы Препятствия не отбивают охоты к работе; не теряет веры в успех
Ведет ли себя как обычно при общении с начальством, преподавателями? Конфузится, избега­ет встреч с начальством Ведет себя как обычно, не смущается
Проявляет ли нервоз­ность перед важным заданием? Даже будучи хорошо готовым, сильно нервничает Ведет себя как обычно
Охотно ли выполняет действия, требующие больших усилий? Неохотно Охотно

Кроме того, вам необходимо в течение двух недель проводить систематические наблюдения по заданным для ведения дневника критериям.

Регистрация данных наблюдения в форме дневниказаключается в описании поведения испытуемого в отдельные ограниченные проме­жутки наблюдений. В данном исследовании избираемые промежутки времени различны (от нескольких минут до нескольких часов), в зави­симости от продолжительности интересующих наблюдателя ситуаций. Схема наблюдения, задающая ситуации, которые должен наблюдать исследователь, основана на шкале субъективных оценок реактивности испытуемого, предложенной М. Гроднер и модифицированной А. Крымовым.

Дневник ведется отдельно для каж­дого испытуемого; для этой цели удобно использовать обычную тет­радь. На обложке должны быть указаны фамилия и инициалы наблю­дателя, период наблюдения, инициалы испытуемого. Записи ведутся в неформализованном виде (допустимы авторские сокращения); они должны быть краткими, но давать достаточно развернутое описание наблюдавшейся ситуации и поведения испытуемого, чтобы ими мож­но было обосновать соответствующие оценки реактивности в отчете по проделанной работе.

Пример выдержки из дневниковой записи:

«25.11.2002. 12.25-13.00. Сдача зачета по практикуму. Разговаривает с преподавателем. Неуверен, часто краснеет, замолка­ет при замечаниях о качестве работы, явно нервничает: постоянно крутит в руках шариковую ручку. Сдав задание, сразу надолго вышел курить.

25.11.2002. 11.15-14.00. Наблюдение в библиотеке. Сидит спереди от меня. За время наблюдения уходил из библиоте­ки 3 раза на сроки от 2 до 25 минут. Обложился книгами, но практи­чески не читает: смотрит в окно, разговаривает. Когда к нему обра­щаются, охотно откликается, подолгу говорит.

26.11.2002. 18.30-19.45. Вечерний спецкурс. Записывает за преподавателем периодически. То внешне выглядит, как будто засыпает, то активно слушает соседа (по его побужде­нию). В обоих случаях, очевидно, теряет мысль, поскольку потом заг­лядывает в тетради к соседям, видимо, пытаясь зафиксировать в соб­ственном конспекте упущенное».

В дневнике следует также приводить общие описания поведения за достаточно большой промежуток времени, например: «Полдня что-то его угнетало, ходил с потерянным видом, молчал», а также ха­рактерные высказывания испытуемого, говорящие о его настроении, отношении к работе и т.п.

Все записи должны быть пронумерованы и содержать указание времени, в которое они проводились (временные промежутки). Для повышения надежности данных необходимо наблюдать каждого испытуемого не меньше чем в трех ситуациях, характеризующих его по каждому параметру. Таким образом, количество записей наблюдения за каждым испытуемым должно быть таким, чтобы как минимум три наблюдения приходи­лось на каждый из пунктов, отмеченных в списке ситуаций для наблюдения, плюс допол­нительно выделенные наблюдателем по мере того, как им подстораживались ситуации наблюдения. Некоторые записи могут характери­зовать испытуемого сразу по нескольким параметрам.

Поведение испытуемого необходимо фиксировать во всех ситуа­циях, наблюдавшихся исследователем и отражающих реактивность независимо от того, проявил испытуемый себя активно, с точки зре­ния наблюдателя, или нет. Отсутствие активного проявления соответствующего парамет­ра в любой наблюдаемой ситуации (пассивность наблюдаемого, или испытуемого) также является характеристикой поведения, как и его проявление (активность испытуемого). Единицей наблюдения являет­ся оценка, имеет место или нет предполагаемая наблюдателем харак­теристика.

Наши рекомендации