Кто и что направляет поведение

Следующий момент нашего рассмотрения — это вопрос о так называемомвнешнем или внутреннем контроле. В психоло­гических исследованиях было показано, что люди различают­ся по тому, объясняют ли они события своей жизни влиянием других людей или случая, рока, судьбы (таких людей называ­ют «экстерналами» или «внешне направляемыми», «ориенти­рованными на внешний контроль») или, напротив, считают, что все зависит только от них самих (таких называют «интер­валами», «внутренне направляемыми», «ориентированными на внутренний контроль»). Мы уже касались этого вопроса, ког­да анализировали методику «Кто Я?» и говорили о каузальной втрибуции.

Существует, конечно, множество людей, которых нельзя отнести ни к той, ни к другой группе. Однако подлинно само­актуализирующаяся личность — это не просто «немного того, немного другого». Вот что пишет об ориентации на внешний (внутренний) контроль уже неоднократно цитируемый мной Э. Шостром: «Чтобы понять актуализацию, нужно прежде всего хорошо разобраться в понятиях — внутреннее руководство и руководство со стороны других. Внутренне направляемая лич­ность... оказалась со встроенным в раннем периоде жизни психическим компасом — гироскопом, который был установлен и запущен родительским влиянием. Позднее этот гироскоп претерпел дальнейшие влияния со стороны других авторитетных фигур. Внутренне направляемый человек проходит черезжизнь независимо с внешней точки зрения, однако еще подчиняясь этому внутреннему направлению. Источник его руководства внедрен ранее, и им управляет небольшое число принципов... Опасность избытка внутреннего руководства со­стоит в том, что индивид может стать нечувствительным к правам и чувствам других и может почувствовать, что может манипулировать ими авторитетно по причине своего внутреннего чувства «правоты»... Личность направ­ляемая другими, из-за страхов и сомнений со стороны его родителей в отношении того, как его вырастить, оказалась мотивированной развить радарную систему, чтобы получить сигналы от значительно более широких кругов... его первичное чувство склоняется к страху перед сменяющими друг дру­га голосами «авторитетов» или перед любым пристальным взглядом. Опасность руководства со стороны других состоит в том, что манипуляция как в форме угождения другим, так и в форме обеспечения постоянного принятия становит его первичным методом отношения.

Таким образом, можно видеть, что изначальное чувств страха может быть трансформировано во всепоглощающую неутомимую потребность в привязанности или уверениях в любви...

Самоактуализирующаяся личность имеет тенденцию быть менее зависимой... как в крайностях внутреннего руководства, так и в крайности руководства со стороны других. Ее можно характеризовать как имеющую более автономную самоподдерживаемую или бытийную ориентацию. Она руководима другими там, где она до некоторой степени должна быть чувствительна к человеческому одобрению, расположению и доб­рой воле, но источник ее действий по существу — это внут­реннее руководство. Этот человек руководим в большей степени внутренне, но его свобода не завоевана бунтом или нажимом на других или борьбой с ними. Он полностью выходит за пределы внутреннего руководства с помощью критической ассимиляции и творческого развития своих прежних принципов жизни. Он открыл внутренний вид жизни, который дает ему уверенность»*.

А вот какие примеры высказываний каждого из этих типов личности приводит Э. Шостром.

Личность с полной внутренней ориентацией: «Моим чувствам можно верить», «Что бы я ни решал, я должен принять свое собственное решение», «То, что я хочу, есть то, что я делаю».

Внешне направляемая личность: «Что подумают люди?», «Ска­жи мне, что ты думаешь, мне следовало делать?», «Что нужно делать, чтобы правильно делать?»

Самоактуализирующаяся личность: «Я сверяюсь с теми, кто любит меня и поэтому принимает мои собственные решения», «Я собираю столько информации по проблемам и следстви­ям, сколько можно, а затем доверяю решение моим глубочай­шим чувствам», «Я свободен от их давления, но, однако же, меня интересует то, что они думают»*.

А теперь вернитесь вновь к нашемуключу 7 (с. 13) и поду­майте над ним с этой точки зрения — что на самом деле озна­чает «верьте своим чувствам»?

Я думаю, вы помните, что в списке самоодобрения вто­рым, т. е. в самом начале, находится как раз это умение — разумное отношение к оценкам со стороны других людей. Другими словами, самопринятие впрямую зависит от того, ориентированы вы на внешнюю, внутреннюю оценку или ваша ориентация — сложное соединение, которое так образно опи­сывает Э. Шостром.

А какой тип ориентации характерен для вас?

Определите это, записав сначала тот ответ, который вам кажется правильным, не думая и не анализируя. Затем просмотрите свои результаты по методике «Кто Я?» с этой точки зрения и, наконец, проанализируйте несколько со­бытий своей жизни — равное количество из прошлого и настоящего, например по два. После этого подумайте та­ким же образом о своих ближайших и более отдаленных планах — от чего, считаете вы, зависит их исполнение (или от кого).

В анализе вам помогут следующие вопросы: 1) что я делал, чтобы достичь в этой ситуации успеха; 2) знал ли я, чего я хочу, или ждал, пока мне это объяснят другие; 3) откуда взя­лась эта ситуация, кто мне подсказал эту цель; 4) был ли я активен или пассивен — действовал сам, ждал помощи от дру-nix или думал, что все само собой как-нибудь образуется; 5) насколько типично для меня поведение в данной ситуации? Естественно, по отношению к будущему эти вопросы надо давать в будущем времени. И вновь запишите общий вывод.

Теперь сравните результаты по всем этапам выполнения этого упражнения. Не обнаружили ли вы чего-нибудь нового, пеожиданного для себя? Совпали ли начальное впечатление и окончательный вывод? Нравится ли вам этот результат? По­лучилось ли то, что вы хотели?

Если нет, то рецепт здесь один — действуйте на новом уровне. Дайте себе слово ч хотя бы в течение ближайших двух— че­тырех дней действуйте как самоактуализирующаяся личность, т. е. такая, чья жизненная ориентация в описании Э. Шострома вам показалась наиболее привлекательной. Не забывайте каж­дый вечер анализировать, что у вас получается.

И еще. Занимайтесь мысленным экспериментированием. Представьте, как бы изменилась та или иная ситуация, если бы вы по-другому представили свое участие в ней, поняли меру своей ответственности за нее. В качестве примера вы­полним следующее упражнение.

Вспомните и запишите три самых приятных события ва­шей жизни за последний год, три самых неприятных и три нейтральных. Затем каждое событие оцените с точки зрения того, насколько они были вызваны вами, а насколь­ко— другими людьми или обстоятельствами. Сделайте то, что вы уже хорошо умеете, — определите, действо­вали ли вы в этих ситуациях как «внешне или внутренне направляемый» человек или как человек, который, ориентируясь на внутренние критерии, уделяет большое внимание тому, что происходит вокруг. А на следующем этапе представьте, что изменилось бы в этих ситуациях, если бы вы при­держивались других типов ориентации. Не сдерживайте свою фантазий, дайте ей возможность поиграть. Как лично вам лучше добиться этого, вы тоже уже знаете. Используйте любой из предложенных ранее или выра­ботанных самостоятельно за время наших занятий способов.

Теперь то же самое сделайте с тремя ближайшими и тремя отдален­ными планами и целями. Вы имеете прекрасный шанс — выбрать тот ва­риант, который вам больше всего нравится, и осуществить его. Не упус­тите этот шанс.

Знаете, чем еще важен актуализационный тип ориентации на внешний/внутренний контроль? Он позволяет правильно относиться к тому, что называется «жизненный опыт». Нам кажется, что мы все знаем о значении жизненного опыта, об «учебе на ошибках» и т. д. С другой стороны, многие из нас часто думают и заранее готовят себя к той или иной ситуации. Сложность, однако, в том, что никогда ничего не повторяет­ся, никогда ничего не бывает точно таким, как вы себе пред­ставляли, как о том говорят, к чему готовят книги, статьи.

Жизнь идет своим, только ей известным чередом, и ни одна ситуация не похожа на ту, которая была или которой она долж­на была быть по нашим представлениям.

Примеры, которые любят в этом случае приводить психо­логи, — чтение о первом поцелуе, его ожидание и настоящий первый поцелуй; читать о плавании и на самом деле учиться плавать.

Исследования показывают, что тот, кто «ориентирован вов­не», часто настолько уверен в том, что сказано выше, что подхо­дит к каждой ситуации как к новой. «Внутренне направляе­мые», напротив, склонны придавать чрезмерно большое значе­ние имеющемуся опыту, также всевозможной предварительной подготовке к ситуации. Ограниченность этого очевидна — изменение ситуации ведет к тому, что такой человек не может к ней приспособиться, эффективно действовать. Он продол­жает играть по старым правилам, не замечая, что игра давно уже изменилась.

Таким образом, ориентация на прошлый опыт или на чу­жие советы, «как правильно жить», даже если они не приво­дят к неблагополучным последствиям, тормозит развитие лич­ности.

Совершенно по-другому обстоят дела у тех, кто понимает, что опыт, «полезные советы» и т. п., как говорится в одном из наших ключей, — лишь ткань, из которой в каждой ситуации можно шить новую одежду.

Пользуясь известным древним изречением, они понима­ют, что в каждый момент жизни входят в новую реку, но при этом признают полезность своих знаний о свойствах воды, о правилах поведения на воде, о том, как лучше плыть.

ТВОРЕЦ СВОЕЙ ЖИЗНИ

Не важно, насколько нелеп, глуп и сме­шон я могу быть, это я, и я должен быть патриотом себя.

Э. Шостром

Ничто так не красит женщину, как убеж­денность в своей красоте.

Софи Лорен

«Будьте собой, но в лучшем виде»

Психотерапевт из Австралии Фалу Эйр определяет это так: станьте режиссером своей жизни, вместо того, чтобы быть Атером»*. Так она назвала и свою книгу, из которой мне хотелось бы привести один небольшой фрагмент: «Не ситуация, а то, как вы на нее отвечаете, определяет качество вашей жиз­ни. Пока мы убеждены, что наша жизнь предопределена ок­ружением или удачей, мы остаемся бессильными. Ключ к ощущению личной силы — знать, что если вы и не можете кон­тролировать ситуацию, то в ваших руках абсолютный контроль над своей реакцией на нее. А то, как мы реагируем на ситуа­цию, определяет, войдем ли мы в восходящую спираль пози­тивных мыслей и энергии или в нисходящую спираль нега­тивных мыслей»** (помните про отношение и магнит?).

Давайте воспользуемся призывом Фалу Эйр и поставим фильм — каждый про свою будущую жизнь. Вот как предлага­ет это сделать московский психолог Н. Н. Толстых: «Пред­ставьте себе всю вашу будущую жизнь как художественный фильм, в котором вы играете главную роль. Вы сами — и сце­нарист, и постановщик, и директор картины. Вам решать, о чем будет этот фильм, вам выбирать, какие в нем будут дейст­вовать персонажи, где будут происходить события».* А даль­ше — внимание! Очень важный момент — надо нарисовать на бумаге свой портрет — портрет героя будущего фильма, но не обычный автопортрет, а такой, каким бы вы хотели стать. При этом не важно, будет ли этот рисунок выполнен в реалисти­ческой, абстрактной или в какой угодно другой манере. Важ­но, чтобы он отражал вас таким, каким вы хотели бы видеть себя в будущем.

Вы можете воспользоваться приемом, который рекоменду­ет психолог Н. Н. Толстых, особенно если вы любите рисо­вать (не важно, умеете или нет) и передаете в рисунке не столь­ко внешность, сколько чувства, отношения, а можете сделать это в воображении.

Оборудуйте место для занятий так, как мы делали это в упражнениях на расслабление, «театр». Включите тихую музыку, под которую вам приятно мечтать. Расслабьтесь и посидите несколько минут спокойно, ни о чем не думая, А теперь мысленно начинайте рисовать свой портрет в полный рост.

Рисуете ли вы мысленно или на бумаге — это безразлично, важно, чтобы, рисуя, вы думали о том, что сейчас вы рисуете себя таким, каким хотели бы видеть. Рисуете не только свой внешний, но и, главное, внутренний облик. Вы создаете себя сами. Что из того, что в вас сейчас есть, вы обязательно нари­суете? Что не нарисуете ни за что на свете? Что вы вложите в себя такого, чего в вас сейчас нет? Я надеюсь, вьг уделите достаточно внимания своей внешности, своему телу, своему физическому здоровью? Какие умения, способности, идеи, ка­кая внешность вам понадобятся? Для чего вам все это? Какие задачки из учебника жизни вы собираетесь решать? Подумай­те об этом.

Порисуйте еще немного и закончите портрет. Отдохните немного и посмотрите на него. Скажите себе: «Это я. Та­кой, каким я сделал себя сам. Нравлюсь ли я себе та­ким?» Если нет или не совсем, все еще можно испра­вить. Внесите необходимые изменения, уберите ненуж­ное, добавьте детали. Сделайте все, чтобы вы были довольны. Не торопитесь. Вы можете уделить этому не одно, а два и даже три занятия (но, пожалуйста, не больше). Теперь вы нравитесь себе? Тог­да опишите словами то, что вы в него вложили.

Наш герой готов к действиям. Пора сочинять сценарий, режиссировать, ставить фильм.

Пусть этот сценарий начинается с самого ближайшего бу­дущего, лучше всего с завтрашнего дня. Придумывайте, что хотите, одно важное условие — это должен быть фильмпро победителя. Конечно, я не предлагаю вам придумать фильм в духе совершенно вам не знакомой «эпохи бесконфликтнос­ти», когда в литературе, в кино можно было бороться только хорошему с лучшим. Представляете, какая тоска была бы, как невыносимо скучно смотреть фильм, где у героя все только хорошо, очень хорошо или просто замечательно.

Поэтому пусть в вашем сценарии будут и неудачи, и про­валы, и любые катаклизмы, но это должен быть сценарий про победителя, повторю еще раз. Значит, вы должны придумать наиболее интересные пути преодоления жизненных труднос­ти. Если вы выберете для сценария путь избегания труднос­ти, то фильма про победителя не получится.

Сочиняя сценарий, имейте в виду следующее. Многие пси­хологи в результате исследований, психотерапевтической, тренинговой работы приходят к выводу, что для изменения от­ношения к себе и даже самого себя большое значение имеет так называемое позитивное мышление, о чем мы много говорили в начале нашей работы. С этим связана, кстати, такая распространенная рекомендация, полезность которой можете доверить: каждое утро начинайте с того, что, смотрясь в зер­кало, говорите: «Я люблю себя. Я достоин этой любви. Я одобряю себя. И благодаря этому я могу развиваться, изменяться идти дальше».

Но вернемся к нашему фильму. Вы уделили достаточно внимания другим персонажам? Обстановке? Тому, что проис­ходит вокруг? Надеюсь, ваш герой живет в нормальном, обыч­ном, а не идеализированном мире.

Запишите этот сценарий и вспоминайте о нем почаще. Вспоминайте о том, что вы имеете возможность творить свою жизнь и самого себя. Выдающийся русский актер и теоретик театрального искусства Михаил Чехов написал удивительные строки по этому поводу: «...одна мысль, одно ощущение стало овладевать мной. Это — ощущение возможности творчества внутри самого себя. Творчество в пределах своей личности... По опыту я знал только об одном виде творчества: вне себя. Мне представлялось, что творчество неподвластно воле чело­века и направление его зависит исключительно от так называ­емого природного предрасположения. Но вместе с мыслью о самотворчестве у меня естественно возник волевой импульс, как бы некий волевой порыв к овладению творческой энер­гией с тем, чтобы перенести ее вовнутрь, на самого себя»*.

Оставьте прошлое прошлому

Мы уделили много внимания будущему. Но вернемся те­перь к другим измерениям нашей жизни. Обратимся к про­шлому, ведь там все наши неудачи. Но скажите мне, пожа­луйста, разве перемалывание прошлого — повод, чтобы пор­тить себе да и всем окружающим жизнь сегодня? Вернитесь к результатам упражнения «Кто Я?» — не оказались ли вы тогда полностью в прошлом?

Автор следующего упражнения сам Л. Н. Толстой, точнее, один из его любимых героев, тот, кому он в качестве фамилии дал свое имя — Левин из «Анны Карениной». Открываем часть вторую книги и читаем о том, каковы были мысли Левина после того, как Кита Щербацкая отказалась выйти за него замуж: «Еще в первое время по возвращении из Москвы, ког­да Левин каждый раз вздрагивал и краснел, вспоминая позор отказа, он говорил себе: «Так же краснел и вздрагивал я, счи­тая все погибшим, когда получил единицу за физику и остал­ся на втором курсе; так же считал себя погибшим после того, как испортил порученное мне дело сестры. И что ж? — те­перь, когда прошли года, я вспоминаю и удивляюсь, как это могло огорчать меня. То же будет и с этим горем. Пройдет время, и я буду к этому равнодушен»*. И немного ниже: «...воспоминание об отказе и роли, которую он играл при этом, мучило его стыдом. Сколько он не говорил себе, что он тут ни в чем не виноват, воспоминание это, наравне с другими тако­го же рода стыдными воспоминаниями, заставляло его вздра­гивать и краснеть. Были в его прошедшем, как у всякого че­ловека, сознанные им дурные поступки, за которые совесть должна была бы мучать его, но воспоминание о дурных по­ступках далеко не так мучало его, как эти ничтожные, но стыд­ные воспоминания. Эти раны никогда не затягивались»**.

Л. Н. Толстой, как и положено великому классику, указы­вает здесь не только на удивительную особенность мучающих нас воспоминаний — это очень часто не воспоминания о пло­хих поступках, а память о тех моментах, когда мы выглядели жалкими, смешными, «потеряли лицо», но и показывает спо­соб обращения с этими воспоминаниями, способ, который в дальнейшем не без труда был открыт психотерапевтами.

«Но как же этот способ действует, — спросите вы, — если Л. Н. Толстой сам говорит, что эти раны не заживают?» Да, они продолжают саднить, но приобретают необходимую пер­спективу. Мы смотрим на них, как в перевернутый бинокль. Но — мы об этом уже говорили — стоит случиться чему-то похожему, и старая пластинка тут как тут, она готова к рабо­те. Наша задача — не допустить слияния этих случаев. Мы должны контролировать и разъединять их.

А теперь упражнение.

Выберите несколько воспоминаний, которые особенно не­приятны вам. Подумайте, о чем говорят эти воспомина­ния, и отберите те, которые, как у Константина Левина, связаны с ощущением, что вы выглядели жалким, ничтож­ным, «уронили себя». «Переверните бинокль» и посмот­рите на них издалека. Представьте, что прошло 5—6 лет [Q может быть, на самом деле уже прошло?), вы вспоминаете о том, что было, и анализируете, как это связано с вашим представлением о себе сегодня. Помните — это было давно, и вы не можете это переживать слиш­ком бурно. Ваши эмоции лишь тень того, что было когда-то. Это событие в прошлом. В настоящем лишь ваши воспоминания. Если вы сами не будете многократно перемалывать эти негативные мысли, то они никак не смогут влиять на ваше сегодняшнее представление о себе. Это всего лишь воспоминания. Из них мы можем взять лишь какие-то нити для ткани, из которой мы можем сшить одежду для сегодняшнего дня. Но и только.

А впрочем... Давайте снова «перевернем бинокль» и приблизим их к себе. Только, чур, не бояться и, как элегантно выражаются некоторые мои коллеги, «не эмоционировать»! Посмотрите на них с интересом, как на свое достояние, на то, что составляет историю вашей жизни.

Известному нашему психологу С. Л. Рубинштейну принад­лежат такие слова: «Человек лишь постольку и является лич­ностью, поскольку он имеет свою историю». Но для истории важно все, нельзя забыть, умолчать о чем-то, иначе, по из­вестному выражению Сервантеса, мы превратим историю в проститутку, которая будет отдаваться кому угодно. А приме­нительно к личности — это отказ от себя, постоянная под­держка и защита своего ложного образа, созданного с помо­щью механизма вытеснения. И необходимость отдавать себя любому, кто будет предоставлять лишь поддерживающую ин­формацию. Так не велика ли цена за отказ от достаточно, как мы выяснили, безобидных воспоминаний прошлого? Безобид­ных, если они остаются в прошлом, и даже ценных, как часть нашей жизни, наша история.

Вновь «перевернем бинокль». Посмотрим на эти воспо­минания еще только один раз. Дадим им возможность ос­таться в прошлом. Не будем записывать новые тексты на старые пластинки.

И перейдем к настоящему. Здесь у нас упражнения и один небольшой разговор. С него, пожалуй, и начнем. А разговор этот о роли внешности в отношении к себе. Ох уж эта внеш­ность! Скольким людям она испортила жизнь! Мы слишком тонкие или слишком толстые, слишком высокие или слиш­ком маленькие. Я уже не говорю о коже, зубах. Да мало ли! Я помню девушку, которая в ответ на вопрос: «Что меня не уст­раивает в себе?» — написала длинный список, начинавшийся с «черт лица» и «фигуры», а заканчивавшийся «ногтями на пальцах рук и ног».

Мы все знаем и специальные исследования подтвержда­ют, что внешность имеет существенное значение при оценке человека другими людьми. Существуют достаточно устойчив вые стереотипы, благодаря которым людям с определенной внешностью приписываются вполне определенные черты. Думаю, вы прекрасно понимаете, почему Пьер Безухов, вызы­вающий с первого появления на страницах «Войны и мира» симпатию, наделен одним типом внешности, который ассоциируется с добродушием, открытостью, наличием силы и вмес­те с тем абсолютным отсутствием агрессивности, стремления нападать, а, допустим, Андрей Болконский совсем другим.Илиизвестный монолог Юлия Цезаря из одноименной трагедии В. Шекспира, который так любят цитировать психологи, и я тоже не могу себе отказать в этом удовольствии:

Хочу я видеть в свите только тучных,

Прилизанных и крепко спящих ночью.

А Кассий тощ, в глазах холодный блеск.

Он много думает, такой опасен.

(Перевод М. Зенкевича)

И немного ниже — снова: «Он слишком тощ!»*

В переводе на язык научно-популярных статей то же самое может быть передано такой, например, фразой: «Люди пик­нического телосложения воспринимаются Цезарем как без­опасные (добавим в скобках — почему бы опять не вспомнить Пьера Безухова), а люди астенического телосложения — как уг­рожающие».

А мода на внешность? Изменяющиеся представления об эталоне мужской и женской красоты? И тесно связанная с этим возможность носить модную одежду так, чтобы она на вас смотрелась?

Стоит ли перечислять? Не случайно в одной из своих ра­бот я получила такие данные: многие считают, что особеннос­ти внешности влияют на дружеские и любовные отношения, на возможность создать ту семью, о которой мечтал, и даже на производственную карьеру. И мне кажется, что это вполне справедливо.

Отсюда понятно, какое значение имеет внешность для на­шей «Я-концепции», для самопринятия. Внешность состав­ляет важную часть нашего «Я», причем часть — и это сейчас Для нас особенно значимо — наиболее открытую, наиболее социально уязвимую и, как хорошо всем известно, социально значимую. К внешности, по-видимому, в наибольшей степе­ни подходит теория так называемого «зеркального Я», соглас­но которой на «Я-концепцию» человека наиболее существен­ное влияние оказывает его представление о том, как его оце­нивают другие.

Все мы убеждены, что внешность исправить очень трудно, а она если и изменяется, то, как правило, к худшему. Лишь очень немногие счастливчики, довольные своей внешностью, рассматривают ее как дар небесный, для очень многих — это неизвестно за что полученная кара.

Итак, тема нашего сегодняшнего занятия сформулирована одной симпатичной толстушкой, которая, глядя на себя в зер­кало, в отчаянии воскликнула: «Как я могу полюбить себя, когда у меня такое безобразное тело?»

Начнем с того, что вопросы внешности имеют очень боль­шое значение в любом возрасте. Вы меняетесь, ваша внеш­ность меняется.

Новая внешность значима с точки зрения привлекатель­ности и для мужчин, и для женщин. И конечно, это очень важно.

Но вот что интересно. Существуют определенные эталоны красоты и физического совершенства. Именно с ними, желая того или не желая, мы сравниваем себя. Именно от них, с другой стороны, зависит то, кто из представителей противо­положного пола привлечет наше внимание.

Правда, здесь нельзя не вспомнить старый анекдот. Моло­дой человек ушел из дома и решил обойти весь мир, чтобы встретить женщину, такую же прекрасную, как его любимая кинозвезда. И вот уже умудренным человеком он возвращает­ся домой. «Ну что, ты так и не нашел такой женщины?» — спрашивает приятель. «Нашел, — отвечает тот, — но она ис­кала совершенного мужчину, такого же прекрасного, как ее любимый киногерой».

По улицам городов и тем более поселков не расхаживают Шварценеггеры и Клаудии Шиффер. Близость к эталону ред­кость. Давайте признаем это и будем исходить из реальности.

А реальность такова — любят всяких: коротышек и длин­ных, веселых и грустных, глупых и даже иногда умных, толс­тых и худых, с тонкими чертами лица и с носом-картошкой, усыпанным веснушками. Любят всяких.

Внешняя привлекательность, как показывают специальные исследования, влияет на «Я-концепцию» по типу самореали­зующегося пророчества. Этот механизм вообще очень важен для нашего представления о себе и нашей жизни в целом. Что это означает? Возьмем хотя бы девушку-толстушку, о которой говорилось выше. Она стесняется своей фигуры, одевается во что-то довольно бесформенное и темное, почти не танцует» старается сесть так, чтобы не бросаться в глаза. Как вы думае­те, легко ее полюбить?

Не буду приводить противоположного, «положительного» примера, каждый может легко его увидеть, если посмотрит вокруг.

Очень многие сомневаются в своей привлекательности и )кдут подтверждения этого от людей противоположного пола. Логика простая и очевидная: «Я нравлюсь многим, значит, я привлекателен». Но ведь мы уже знакомы с таким подходом — это наш старый друг или враг, или знакомый ~ как угодно — внешний контроль, внешняя ориентация. И хоть наша внеш­ность уже в самом звучании слова несет этот внешний смысл, я все же считаю, что на эту сторону нашей «Я-концепции» распространяются все те отрицательные моменты, которые вле­чет за собой подобная направленность. Тем более что по меха­низму самоподкрепляющегося пророчества ваши сомнения мо­гут вызвать такие же сомнения с противоположной стороны.

И подход здесь тот, с которым мы уже знакомы: при вни­мании к внешней оценкеглавное — это собственный взгляд на себя. Я не случайно в качестве одного из эпиграфов к это­му разделу взяла высказывание Софи Лорен. Мне кажется, в нем суть вопроса.

Итак, для начала я вновь предлагаю вам подумать о том, что вы являетесь ценностью (помните гимн самоценности Вирджинии Сатир?). Вы представляете собой ценность и как мужчина или женщина. Вы далеки от эталона, скорее всего это так. Но скажите мне, пожалуйста, вы что, всегда стреми­лись быть в жизни отличником? Соблюдали все без исключе­ния правила поведения? Почему именно здесь, во внешности для вас это стало так важно? Из-за повышенной социальной уязвимости, скажете вы. А не преувеличиваете ли вы ее?

Есть интересные экспериментальные данные. Испытуемым разных возрастов предложили оценить с точки зрения внеш­ности и предполагаемых, стереотипно связанных с подобной внешностью, личностных качеств сначала изображения сверс­тников своего и противоположного пола, а затем реальных людей из своего окружения. Обнаружилось, что изображения Действительно были оценены в основном с точки зрения сте­реотипных представлений. Но при оценке близких ничего Удобного не выявилось.

И не забудем о механизме самоподкрепляющегося проро­чества!

Вы, ваша внешность представляете ценность. Вам никто не нужен, чтобы подтвердить это. Вы это знаете сами и не бу­дете использовать внимание со стороны других как способ самоутверждения.

Но это вовсе не означает, что другие оценят васбез всяких Усилий с вашей стороны. Вы одеваете то, что вам идет, и думаете о том, как лучше «подать» себя. Мне очень нравится сравнение, которое по этому поводу приводит М. Кент, автор книги «Как выйти замуж»: «Но разве не достаточно быть просто са­мой собой, вести себя естественно? Да, будьте собой, но в самом лучшем виде. Даже если вы неотразимы, от самосовер­шенствования вы только выиграете... Если вы все еще думае­те «я просто хочу быть собой!», прикиньте, что происходит когда вы заходите в ресторан и заказываете чашку кофе. Вы не ждете, что ее принесут бесплатно, потому что «эта чашка кофе для меня». Вы знаете, что никакое ваше «Я» не даст вам бесплатную чашку кофе. Просто быть собой и ничего больше не делать — это не принесет вам в жизни ничего, тем более такого мужа, о котором вы мечтаете»*. Мне остается добавить лишь — и такой жены. Для мужчин это так же справедливо, как и для женщин, только «формы подачи» несколько иные.

О том, как лучше «подать» себя, что делать с недостатками внешности, существует много книг и журналов, и я отсылаю вас к ним. Моя же задача — напомнить вам, что ваша внеш­ность очень ценна, потому что, за исключением близнецов, нет человека с такой же внешностью. Только не надо уныло думать: «И слава Богу! Повезло же всем остальным». Я пред­лагаю подумать о вашей внешности как о собственном досто­янии, которым вы должны распорядиться как можно лучше.

Для этого надо хорошо знать свою внешность. Между про­чим, эксперименты показывают, что люди не очень хорошо знают, как выглядят со стороны. Недаром Л. Н. Толстой от­мечал, что, когда Николенька смотрелся в зеркало, глаза его были скорее глупые. Неоднократно было показано, что чело­век, глядя в зеркало, смотрит на себя с особым выражением и принимает «особую» позу, совершенно несвойственную ему обычно. Более того, отмечено немало случаев, когда люди не сразу узнают себя на видеопленке и очень часто бывают разо­чарованы. У нас есть внутренний образ собственной внеш­ности, который не совпадает или не полностью совпадает с реальным.

Был проведен такой остроумный эксперимент. Испытуе­мого фотографировали и предлагали спроецировать фотогра­фию на настенный экран. Одновременно перед ним ставили зеркало. Он должен был «подогнать» фотографическое изо­бражение к зеркальному отражению, для чего имел возмож­ность изменять пропорции фотографии — расширять, сужать. Выявилось, что между реальным образом и тем, который имеет человек, есть существенные расхождения, которые нами не осознаются.

К чему все это говорится? А вот к чему: во-первых,не надопреувеличиватьсвои недостатки. Одно дело, когда вы при­стально рассматриваете родинку на носу и она начинает зани­жать в вашем внутреннем представлении о себе громадное место, вы стараетесь сесть так, чтобы ее не было видно, и т. п. И совсем другое, когда кто-то смотрит на вас со стороны и родинка — лишь мелкая черточка, которой вообще не уделя­ется внимание. Одно дело, когда вы в ужасе смотрите в зерка­ло и видите, какого вы низкого роста, и совсем другое, когда '^о-то смотрит, как вы идете по улице. Не исключено, что ее (или его) привлечет ваша походка, или гордая посадка головы (о которой вы даже не подозреваете) или еще что-нибудь.

Во-вторых,не надо преуменьшать свои недостатки, и уж тем более игнорировать их. Отнеситесь к ним разумно и най­дите способ или избавиться от них, или придать им какой-то иной смысл с помощью одежды, прически, а у девушек еще есть и макияж, или превратить свои недостатки в достоин­ства. Если не ошибаюсь, кажется, у Клауса Манна была ге­роиня, у которой были очень полные ноги, и она, чтобы под­черкнуть это, носила тонкие, обтягивающие красные и зеле­ные чулки. И что вы думаете? Окружающие были уверены, что у нее очень красивые ноги! Впрочем, так оно, наверное, и было. Ведь красота — понятие относительное!

В-третьих,надо научиться трезво, непредвзято рассмат­ривать себя, изучать свою внешность. Здесь подойдет и мне­ние других, особенно тех, кому вы доверяете, и моментальные фотографии, и видеопленка. Можно воспользоваться и таким упражнением. Его лучше всего выполнять в купальном кос­тюме или обнаженным.

Сначала вам надо, как говорят актеры, «разогреться», ощутить свое тело, свое лицо в движении. Лучше всего, если вы начнете танцевать или выполнять такие мышеч­ные движения, которые доставляют вам «мышечную ра­дость». Позанимайтесь так не меньше 10 мин, но так, что­бы вам действительно это было приятно. Затем подой­дите к зеркалу, в котором вас видно полностью, и закончите перед ним свой танец или свои упражнения. Выразите свое удовольствие от танца, улыбнитесь себе, своему послушному телу. Посмотрите, вы нравитесь себе сейчас! Нравитесь! Пусть совсем немного. Сделайте все, чтобы понравиться себе. Что вам в себе нравится? Обязательно найдите ответ на этот вопрос. (На вопрос, что не нравится, вы давно себе ответили.)

А теперь постойте немного спокойно перед зеркалом, затем закройте глаза и представьте свое изображение. Что вы увидели? Достоинства или недостатки? Понравились ли вы себе или нет?

Откройте глаза. Рассмотрите то, что вы в первую очередь увидели с закрытыми глазами, причем смотрите сначала просто на тело, а потом на то, как оно выглядит в зеркале. Если что-то рассмотреть в зеркале трудно может быть, вы сможете сделать систему зеркал, использовав, например, створку окна или еще одно зеркало. Сравните свое впечатление с тем, что вы увидели.

Ну а сейчас, наконец, займемся тем, что вас так портит. Не важно, что именно вы увидели, закрыв глаза. Сейчас вы должны полностью от. даться любимому делу — рассматриванию недостатков (правда, самых главных) своей внешности. Если это недостатки тела — рассматривайте их так, как было предложено выше: сначала просто так, а потом в зерка­ле. Представьте себе, как изменилась бы ваша внешность, если бы это­го недостатка не было. Но все остальное должно остаться по-прежнему. Вас это удовлетворит? Да? Тогда подумайте, что прямо сейчас вы може­те сделать или начать делать, чтобы изменить этот недостаток. Не до­вольны? Может быть, вы тревожитесь из-за чего-то другого? Главный недостаток вашей внешности другой? А может быть, внешность — толь­ко предлог, а дело в чем-то другом?

Существует множество рассказов о людях, которые всю жизнь страдали, например, от слишком большого носа, доби­вались косметической операции, а потом донимали хирургов, требуя вернуть им их старый нос, потому что вместе с ним они потеряли себя, точнее, что-то важное в себе. А для неко­торых — это еще и потеря прекрасного повода для жалоб на несчастную жизнь. Думаете, я преувеличиваю? А как насчет поедания толстяками килограммов сладостей и отрицания даже возможности заниматься физическими упражнениями, и это под стенания о безобразности полноты? Легче всего это объ­яснить слабой волей, гораздо труднее понять, почему, если действительно у нас есть очень сильное желание изменить свою внешность и мы знаем, как это сделать, нам нужна воля. Из­вестно, что действия по сильному мотиву не требуют волевого усилия. Так какую выгоду мы имеем от нашего недостатка?

Впрочем, вернемся к упражнению. Следующий этап — ана­лиз своих достоинств. Вы делаете все то же, что и делали, думая о том, что было бы, если бы эти достоинства были вы­ражены очень ярко, улучшило бы это вашу внешность.

Вы уже вполне освоились с человеком в зеркале? Поиг­райте с ним в «перевертыши» — представьте, что это он рассматривает вас. Он рассматривает вас внимательно. сантиметрза сантиметром, начиная снизу. А вы, следуя за его взором, так же внимательно рассматриваете ту часть, на которую он смотрит. И так до самой макушки.

И наконец, в заключение сделайте несколько поз и выражений лица, как в кривых зеркалах. Все?

А теперь сядьте спокойно и запишите ответы на следую­щие вопросы так, как они приходят вам в голову, без коррек­ции, даже если это покажется вам неправильным:

— понравились ли вы себе после танца (упражнений)? Что в вас

Наши рекомендации