Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии педагогики ПО

Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии педагогики ПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине «Психология и педагогика»

для специальности060201 – Стоматология (очная форма обучения)

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 5

ТЕМА: «Основные направления развития человека.

Периодизация возрастного развития в отечественной и зарубежной психологии»

Утверждена на кафедральном заседании

протокол № ____от «___»_________________ 2011 г.

Заведующий кафедрой

д.псх.н., доцент_________________________________Логинова И.О.

Составители:

к.псх.н., доцент_________________________________Чупина В.Б.

преподаватель _________________________________Чернова Е.И

преподаватель__________________________________Сенченко Г.В.

Красноярск

Занятие № 5

Тема:«Основные направления развития человека. Периодизация возрастного развития в отечественной и зарубежной психологии».

2. Форма организации занятия: семинарское.

3. Значение изучения темы.

Проблема индивидуального подхода к личности растущего человека продолжает оставаться актуальной. Работа с детьми, уход за ними, больными и здоровыми, правильная оценка их поведения, реакций, поступков, требуют специальных знаний, прежде всего знакомства с этапами психического и физического развития ребенка. При этом возникает ряд не только управленческих вопросов, но и необходимость владения психологическими приемами взаимодействия с человеком разного возраста.

4. Цели обучения:

- общая: обучающийся должен обладать способностью и готовностью использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); способностью к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию Другого; к социальной мобильности (ОК-8); способностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; способен соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-11); способностью и готовностью изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК- 46); способностью и готовностью к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов научных исследований (ПК- 48); способностью и готовностью к обучению пациентов правилам медицинского поведения; к общению и взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, партнерами, пациентами и их родственниками, к обучению пациентов гигиене полости рта (ПК- 49).

- учебная: знать предмет, задачи, методы психологии и педагогики; основы возрастной психологии и психологии развития; основы теории воспитания, закономерности педагогического взаимодействия, педагогические аспекты деятельности врача; уметь использовать психолого-педагогические знания в своей профессиональной деятельности: в процессе разработки медико-психологической тактики лечения; применять полученные знания в процессе выстраивания взаимоотношений с пациентом, с коллегами и использовать их в научно-исследовательской работе; владеть навыками учета психологических особенностей пациента в процессе его лечения.

5. План изучения темы:

Контроль исходного уровня знаний.

Фронтальный опрос.

  1. Предмет и задачи возрастной психологии.
  2. Категории и компоненты возраста.
  3. Основные направления в формировании подходов ведущих факторов психического развития.
  4. Методы исследования, используемые в возрастной психологии. Достоинства и недостатки методов при работе в разных возрастных группах.
  5. Основные возрастные периодизации
  6. Периодизация психического развития по Д. Б. Элькониным.
  7. Кризис как переломный момент психического развития. Основные кризисы развития.

Основные понятия и положения темы.

Возрастная психология – это область знаний, которая изучает психологические особенности формирования личности на разных возрастных этапах. Возрастная психология – это раздел психологии, в настоящее время выступает как самостоятельная дисциплина. Делится на подразделы: детская, подростковая психология, психология юности, взрослости, старости (геронтопсихология). Каждый раздел изучает динамику психической жизни человека в рамках данного возраста, т.е. онтогенез.

Онтогенез – индивидуальное развитие человека с момента оплодотворения яйцеклетки до конца жизни.

Возрастная психология отмечает те сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти периоды охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет для детей старшего возраста.

Предметом возрастной психологии является изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психического развития детей при их переходе из одного возраста в другой, включая разносторонние содержательные психологические особенности детей разного возраста.

Т. о., возрастная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития и формирования личности на разных возрастных этапах.

Объект исследований – закономерности развития и формирования личности.

Категория возраста.

Возраст– это категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.

Различают хронологический (паспортный) возраст и психологический.

Хронологический возраст обозначает длительность существования человека с момента рождения.

Психологический возраст - это определенная, качественно своеобразная ступень онтогенеза, обусловленная закономерностями формирования организма, условиями жизни, воспитания и обучения.

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.

1. Соотношение обучения и психологического развития учащегося

2. Уровень развития ребенка и его возможности в самообучении и самовоспитании

3. Сравнительный анализ различных периодизаций психического развития.

4. Понятие нормы в психическом развитии.

5. Методы изучения психического развития детей.

8. Рекомендованная литература по теме занятия:

Обязательная:

1. Немов Р.С. Психология: в 3-х книгах: учебник. -М.: ВЛАДОС, 2008г.-

2.Педагогика: учебное пособие / ред. Пидкасистый П.И. -М.: Юрайт, 2011г.-

3. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней: учебник. -М.: Академпроект, 2010г.-

4. Подласый И.П. Педагогика: учебник. -М.: Высшее образование, 2009г.-

5.Маклаков А.Г. Общая психология: учебное пособие. -СПб.: Питер, 2010г.-

Дополнительная:

1. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: учебное пособие. -М.: Гардарики, 2006г.-

2. Романцов М.Г. Педагогические технологии в медицине: учебное пособие. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007г.-

3. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. -СПБ.: Питер, 2006г.-

4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия /ред. Мухина В.С. и др.- М.: Академия, 2008г.-

5. Крайг Г. Психология развития. -СПб.: Питер.

Электронные ресурсы:

1. ЭБС КрасГМУ

2. Медиатека

3. БД МедАрт

4. Ресурсы Интернет

Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии педагогики ПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине «Психология и педагогика»

для специальности060201 – Стоматология (очная форма обучения)

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 5

Наши рекомендации