Учет темперамента в деятельности
Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности.
Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т.п.).
Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.
Первый путь – профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь только при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.
Второй путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).
Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.
Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности – формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.
Темперамент – это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит "маскировка" истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются "чистые" типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.
Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например, сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы, и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, с первого взгляда, но не столь устойчива.
Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.
В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.
Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и "великая", и социально-ничтожная личность.
Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера – это черты личности, но не все черты личности – черты характера. Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении: 1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т.п.); 3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т. п.); 4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.
Какова связь темперамента с характером? Характер человека – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость – меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при любом темпераменте.
Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе относят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относят интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.
Акцентуации характера
Как считает известный немецкий психиатр К.Леонгард, у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной – от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни – психопатии. Психопатия – болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми, психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.
Но в отличие от психопатии акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Леонград выделяет 12 типов акцентуации, каждый из них предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать и незаурядным; например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника.
Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50-80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например тест Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей.
Приведем краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации:
- гипертимический (гиперактивный) – чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, отсутствует самокритичность;
- дистимичный – постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной;
- циклоидный – общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности);
- эмотивный (эмоциональный) – чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение;
- демонстративный – выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках;
- возбудимый – повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, "занудливость", но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует;
- застревающий – "застревает" на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, "сводит счеты", служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают активной стороной;
- педантичный – выраженная занудливость в виде "переживания" подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью;
- тревожный (психастенический) – пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях;
- экзальтированный (лабильный) – очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость;
- интровертированный (шизоидный, аутистический) – малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким;
- экстравертированный (конформный) – высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.
32. Периодизация психического развития человека
Возрастной период | Хронологические рамки | Ведущая деятельность | Общение | Психологические новообразования |
Кризис новорожденности От рождения до 2 мес. Переход от внутриутробного к внеутробному образу жизни, полная зависимость от взрослого. Социальная улыбка как начало индивидуальной психической жизни | ||||
Младенчество | 2 мес. – 1 год | Непосредственно эмоциональное общение | Ситуативно-личностное: общение с родным взрослым. | þ Потребность в общении; þ Базовое доверие к миру þ Дифференциация ощущений и эмоциональных состояний þ Различение близких и посторонних людей þ Преднамеренные действия (хватание, доставание предмета) þ «Истинное подражание» þ Предметное восприятие þ Автономная речь þ Ходьба þ Мотивирующие представления. Превращение ребенка в субъекта желания и действия. |
Кризис первого года Физическое отделение от матери. Расширение пространства, доступного для ребенка. Рост самостоятельности. Гипобулические реакции | ||||
Раннее детство | 1 – 3 года | Орудийно-предметная (предметно-манипулятивная) | Общение со взрослым – ситуативно-деловое. Общение со сверстниками – начальные формы, взаимное подражание | þ Овладение предметными действиями þ Символическое, замещающее действие þ Предметная игра þ Начальные этапы изобразительной и других видов продуктивной деятельности þ Активная речь þ Наглядно-действенное мышление þ Личное действие þ Сознание «Я сам» þ Отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними |
Кризис 3 лет «Семизвездие симптомов кризиса»: упрямство, негативизм, строптивость, протес-бунт, своеволие, обесценивание взрослых, деспотизм. Психологическое отделение от близкого взрослого. «Гордость за достижение» | ||||
Дошкольное детство | 3 – 7 лет | Игра (сюжетно-ролевая игра) | Общение со взрослым: 3 – 5 лет – внеситуативно-познавательное; 5 – 7 лет – внеситуативно – личностное. Общение со сверстниками – игровое сотрудничество, сопереживание | þ Воображение þ Наглядно – образное мышление þ Начало понятийного мышления þ Картина мира, «абрис» þ Новые мотивы поведения þ Соподчинение, иерархия мотивов þ Произвольность поведения þ Первичные этические инстанции þ Самосознание þ Самооценка þ Практическое овладение речью. Развитие функций речи |
Кризис 7 лет Потеря детской непосредственности (манерничанье, кривляние). Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни. Способность и потребность в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции. | ||||
Младший школьный возраст | 6 – 7 – 10 лет | Учебная деятельность | Особенности учебного общения: роль учителя, роль сверстников. Совместное обсуждение учебной проблемы | þ «Умение учиться» þ Понятийное мышление þ Внутренний план действий þ Рефлексия – интеллектуальная и личностная þ Новый уровень произвольности поведения þ Самоконтроль и самооценка þ Ориентация на группу сверстников þ Зависимость уровня достижений от содержания и организации учебной деятельности |
Кризис преподростковый «Мотивационный вакуум». Кризис самооценки. Ломка старой системы взаимоотношений, смена всей структуры переживаний. Рефлексивный оборот на себя | ||||
Подростковый, отроческий возраст | 10 – 11 – 14 – 15 лет | Интимно-личностное общение сверстников (Д.Б. Эльконин) Общение в общественно-полезной деятельности (Д.И. Фельдштейн) | Стремление занять удовлетворяющее положение в группе сверстников. Подростковая группа как психологическое пространство возникновения основных новообразований подростков. Подросток и взрослые: амбивалентность отношений, стремление к независимости и потребность в защите и поддержке | þ Чувство взрослости – новый уровень самосознания þ Стремление к самоутверждению þ Возникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям других людей þ Я-концепция þ Формально-логическое (рассуждение) мышление þ Рефлексия |
Кризис перехода к юности (15 – 18 лет) Становление человека как субъекта собственного развития | ||||
Юность | Ранняя – 15 – 17 лет. Поздняя – 17 – 21 год | Учебно-профессиональная деятельность. Профессиональное самоопределение | Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми. Дружба. Установление взаимоотношений с лицами противоположного пола. Любовь. | þ Потребность самоопределения þ Готовность к личностному и профессиональному самоопределению þ Жизненные планы þ Устойчивое самосознание þ Идентичность þ Ценностные ориентации þ Мировоззрение þ Внутренняя позиция мужчины (или женщины) |
Кризис перехода к взрослости (18 – 20 лет) «Отрыв от родительских корней» | ||||
Взрослость: молодость и зрелость | Ранняя взрослость (молодость, «вхождение в зрелость») – 20 – 30 лет Средняя взрослость (зрелость) – 30 – 60 лет | Труд. Максимальная реализация сущностных сил человека. Спектр основных деятельностей – труд, семья, общение – остается постоянным, но изменяется их соотношение | Круг общения, связанный с профессиональной деятельностью. Освоение и реализация супружеских и родительско-детских отношений | þ Построение стратегии жизни þ Феномен акме þ Смысложизненные решения þ Новый уровень интеллектуального развития (способность самому формулировать проблемы, диалектическое мышление) þ Материнство / отцовство |
Нормативные кризисы зрелости Кризис 30-летия – коррекция плана жизни, создание более упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье; кризис 40-летия (кризис середины жизни) осознание утраты молодости; сомнения в правильности прожитой жизни как центральная проблема возраста; Кризис 50 лет. Пути и способы преодоления кризисов. | ||||
Взрослость: старение и старость | Пожилой возраст (старение) – 60-75 лет. Старость – 75 – 90 лет Долгожительство – свыше 90 лет | Профессиональная деятельность в адаптированных формах. Структурализация и передача жизненного опыта. Хобби. Прародительство. Постепенный отказ от активности. | Сужение круга общения. Взаимоотношения со взрослыми детьми и внуками | þ Принятие своей жизни þ Жизненная мудрость þ Счастливая старость þ Интегрированность, цельность |
Кризис индивидуального существования Смерть как последнее событие в жизни. Установки в отношении смерти |