Учет темперамента в деятельности

Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности.

Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т.п.).

Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.

Первый путь – профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь только при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.

Второй путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.

Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности – формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.

Темперамент – это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит "маскировка" истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются "чистые" типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.

Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например, сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы, и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, с первого взгляда, но не столь устойчива.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и "великая", и социально-ничтожная личность.

Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера – это черты личности, но не все черты личности – черты характера. Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении: 1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т.п.); 3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т. п.); 4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Какова связь темперамента с характером? Характер человека – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость – меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при любом темпераменте.

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе относят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относят интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Акцентуации характера

Как считает известный немецкий психиатр К.Леонгард, у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной – от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни – психопатии. Психопатия – болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми, психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.

Но в отличие от психопатии акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Леонград выделяет 12 типов акцентуации, каждый из них предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать и незаурядным; например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника.

Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50-80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например тест Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей.

Приведем краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации:

  1. гипертимический (гиперактивный) – чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, отсутствует самокритичность;
  2. дистимичный – постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной;
  3. циклоидный – общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности);
  4. эмотивный (эмоциональный) – чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение;
  5. демонстративный – выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках;
  6. возбудимый – повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, "занудливость", но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует;
  7. застревающий – "застревает" на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, "сводит счеты", служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают активной стороной;
  8. педантичный – выраженная занудливость в виде "переживания" подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью;
  9. тревожный (психастенический) – пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях;
  10. экзальтированный (лабильный) – очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость;
  11. интровертированный (шизоидный, аутистический) – малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким;
  12. экстравертированный (конформный) – высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.

32. Периодизация психического развития человека

Возрастной период Хронологические рамки Ведущая деятельность Общение Психологические новообразования
Кризис новорожденности От рождения до 2 мес. Переход от внутриутробного к внеутробному образу жизни, полная зависимость от взрослого. Социальная улыбка как начало индивидуальной психической жизни
Младенчество 2 мес. – 1 год Непосредственно эмоциональное общение Ситуативно-личностное: общение с родным взрослым. þ Потребность в общении; þ Базовое доверие к миру þ Дифференциация ощущений и эмоциональных состояний þ Различение близких и посторонних людей þ Преднамеренные действия (хватание, доставание предмета) þ «Истинное подражание» þ Предметное восприятие þ Автономная речь þ Ходьба þ Мотивирующие представления. Превращение ребенка в субъекта желания и действия.
Кризис первого года Физическое отделение от матери. Расширение пространства, доступного для ребенка. Рост самостоятельности. Гипобулические реакции
Раннее детство 1 – 3 года Орудийно-предметная (предметно-манипулятивная) Общение со взрослым – ситуативно-деловое.   Общение со сверстниками – начальные формы, взаимное подражание þ Овладение предметными действиями þ Символическое, замещающее действие þ Предметная игра þ Начальные этапы изобразительной и других видов продуктивной деятельности þ Активная речь þ Наглядно-действенное мышление þ Личное действие þ Сознание «Я сам» þ Отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними
Кризис 3 лет «Семизвездие симптомов кризиса»: упрямство, негативизм, строптивость, протес-бунт, своеволие, обесценивание взрослых, деспотизм. Психологическое отделение от близкого взрослого. «Гордость за достижение»
Дошкольное детство 3 – 7 лет Игра (сюжетно-ролевая игра) Общение со взрослым: 3 – 5 лет – внеситуативно-познавательное; 5 – 7 лет – внеситуативно – личностное.   Общение со сверстниками – игровое сотрудничество, сопереживание þ Воображение þ Наглядно – образное мышление þ Начало понятийного мышления þ Картина мира, «абрис» þ Новые мотивы поведения þ Соподчинение, иерархия мотивов þ Произвольность поведения þ Первичные этические инстанции þ Самосознание þ Самооценка þ Практическое овладение речью. Развитие функций речи
Кризис 7 лет Потеря детской непосредственности (манерничанье, кривляние). Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни. Способность и потребность в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции.
Младший школьный возраст 6 – 7 – 10 лет Учебная деятельность Особенности учебного общения: роль учителя, роль сверстников.   Совместное обсуждение учебной проблемы þ «Умение учиться» þ Понятийное мышление þ Внутренний план действий þ Рефлексия – интеллектуальная и личностная þ Новый уровень произвольности поведения þ Самоконтроль и самооценка þ Ориентация на группу сверстников þ Зависимость уровня достижений от содержания и организации учебной деятельности
Кризис преподростковый «Мотивационный вакуум». Кризис самооценки. Ломка старой системы взаимоотношений, смена всей структуры переживаний. Рефлексивный оборот на себя
Подростковый, отроческий возраст 10 – 11 – 14 – 15 лет Интимно-личностное общение сверстников (Д.Б. Эльконин)   Общение в общественно-полезной деятельности (Д.И. Фельдштейн) Стремление занять удовлетворяющее положение в группе сверстников. Подростковая группа как психологическое пространство возникновения основных новообразований подростков. Подросток и взрослые: амбивалентность отношений, стремление к независимости и потребность в защите и поддержке þ Чувство взрослости – новый уровень самосознания þ Стремление к самоутверждению þ Возникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям других людей þ Я-концепция þ Формально-логическое (рассуждение) мышление þ Рефлексия
Кризис перехода к юности (15 – 18 лет) Становление человека как субъекта собственного развития
Юность Ранняя – 15 – 17 лет. Поздняя – 17 – 21 год Учебно-профессиональная деятельность. Профессиональное самоопределение Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми. Дружба. Установление взаимоотношений с лицами противоположного пола. Любовь. þ Потребность самоопределения þ Готовность к личностному и профессиональному самоопределению þ Жизненные планы þ Устойчивое самосознание þ Идентичность þ Ценностные ориентации þ Мировоззрение þ Внутренняя позиция мужчины (или женщины)
Кризис перехода к взрослости (18 – 20 лет) «Отрыв от родительских корней»
Взрослость: молодость и зрелость Ранняя взрослость (молодость, «вхождение в зрелость») – 20 – 30 лет   Средняя взрослость (зрелость) – 30 – 60 лет Труд. Максимальная реализация сущностных сил человека. Спектр основных деятельностей – труд, семья, общение – остается постоянным, но изменяется их соотношение Круг общения, связанный с профессиональной деятельностью. Освоение и реализация супружеских и родительско-детских отношений þ Построение стратегии жизни þ Феномен акме þ Смысложизненные решения þ Новый уровень интеллектуального развития (способность самому формулировать проблемы, диалектическое мышление) þ Материнство / отцовство
Нормативные кризисы зрелости Кризис 30-летия – коррекция плана жизни, создание более упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье; кризис 40-летия (кризис середины жизни) осознание утраты молодости; сомнения в правильности прожитой жизни как центральная проблема возраста; Кризис 50 лет. Пути и способы преодоления кризисов.
Взрослость: старение и старость Пожилой возраст (старение) – 60-75 лет.   Старость – 75 – 90 лет     Долгожительство – свыше 90 лет Профессиональная деятельность в адаптированных формах. Структурализация и передача жизненного опыта. Хобби. Прародительство. Постепенный отказ от активности. Сужение круга общения.   Взаимоотношения со взрослыми детьми и внуками þ Принятие своей жизни þ Жизненная мудрость þ Счастливая старость þ Интегрированность, цельность
Кризис индивидуального существования Смерть как последнее событие в жизни. Установки в отношении смерти

Наши рекомендации