Диагностические задачи и професс.-этич. нормы в диагностике.

Психодиагностика - у-кая дисциплина, разрабатывающая методы выявлен, и изучен, индивидуально-психо-физических особенностей чела. Под ПД подразумевается и область у-кой практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психо-физиологических особенностей, черт Л-ти, принятие квалифицированного решения о наличном у-ком состоянии чела в целом или о каком-либо отдельно взятом психологическом св-ве. Важнейшей задачей ПД явл. вынесение \у-го диагноза и \у-го прогноза. Кроме этого: 1) установление налич. у чела того или иного у-ого св-ва или особ-ти поведения; 2) определение степени развитости данного св-ва, ее выраженности в определенных колич. и качест. показателях; 3) описание диагностируемых у-их и поведенческих особенностей чела в тех случаях, когда это необходимо; 4) сравнение степени развитости изучаемых св-в у разных людей; 5) помощь в оптимизации прусов обучен, и воспитан.: определение готовности реб. к шк. обучению, выявление доминир-щих причин неуспеваемости и нарушений в Л-ной сфере, дифференциация обучен., профориентац., реализац. индивидуальн. подхода и др; б) помощь в выборе подходящ, проф-сии, нахожден. пути быстрого и эффективн. овладения профессиональными знаниями и навыками, достижении необходимого уровня квалификации, т.е. профотбор, профобучение и профориентац. в спец. пунктах профконсультац., в учрежден, службы занятости, на предпр-ях; 7) клинико-консультационная и психотерапевтическая работа: поиск причин возникновения конкрет. пробл. у консультируемого (сложности в отношениях с близкими, навязчивые страхи и переживания, т.д.) и выбор способов и приемов, способствующих их разрешению; 8) проведение судебно-у-кой экспертизы:

обследование потерпевших, подозреваемых, свидетелей с целью формир-ния у-кого заключения о тех или иных качествах Л-ти, ур-не интеллектуал, развития, психофизиол-их особенностях. 9) конструир-ние и апробация методик, разработка требований, котор. они должны удовлетворять как измерительные инструменты, выработка правил проведен, обслед-ия, способов обработки и интерпретац. рез-ов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов. Пример: задачи, наиболее типичные для школ. П-ой службы:

Условно все типовые задачи можно отнести к двум классам, исходя из главных функций школы — функции образования и функции воспитания. Функции образоват. Д-ти: формирование след. психич. св-в и функций реб.:— познават. спос-ти; — ЗУН по конкретным предметным дисциплинам; — сис-му представлен, и понятий, образующ. общ. научн. картину природ, и соц. мира. Функции воспитат. Д-ти: формирование след.психических свойств:— стойкого и гибкого хар-ра, позволяющего сочетать волю и целеустремленность в достижен. целей с гибкостью в учете и приспособлен, к меняющимся условиям;— форм-ние Л-ти с социально-созидательной структурой мотивации и ценностной ориентацией, обусловл. законопослушное правосознание, человеколюбивую мораль, готовность к качественному и добросовестному труду в любой сфере Д-ти, включая сферу проф. труда, а также сферу семьи и быта; подготовку юношей и девушек к осознанному выбору сферы проф-ной Д-ти на основе гармоничного сочетания интересов и спос-тей. Образоват. ф-ция обращена на познавательную, а воспитательная- на Л-но-мотивационную сферу психической жизни реб. у-го-педагогическая задача — обучение одаренных детей. Диагностика общей одаренности (высокий уровень интеллекта и высокий уровень креативности) и специальной одаренности:

музыкальной, сенсомоторной, литературной и т. д. Готовность к школе - ее содержание и критерии определяются исходя из требований учебного процесса и всей школьной ситуации, в которую включается ребенок. Очень низкие результаты диагностики готовности к школе провоцируют естественное выдвижение гипотез о наличии НАРУШЕНИЙ В 1-й и постановку задачи диагностики этих нарушений. Тогда как/ наоборот, яркие, высокие рез-ты диагностики готовности приводят к постановке задачи диагностики одаренности.

Т-щий эффект школьного обучения завис, от попадания учебных задач, которые ставятся перед ребенком, в ЗБР, определенную уровнем его общего умственного Т. Этому служит ДИАГНОСТИКА УМСТ. Т, она дает информацию об уровне Т определенных логических операций мышления.

Критериями определения готовности к обучению чаще всего являются необходимый уровень зрелости Л-ти реб., степень овладения первичными школ. навыками, Т произвольности вним., пам., мышл., уровень социализации (знания и принятия моральных и этикетных правил) и т. д.

Синдром школьной дезадаптации: Школ. дезадаптация, проявляется в неуспеваемости, нарушениях взаимоотнош. со сверстниками и учителем, в недисциплинированности и отказах посещать школу и пр. Необход, "^-кая консультация. Для выявления причин школьной дезадаптации психолог применяет комплекс \)/-ских и \)/-го-педагогических методик, направленных на диагностику познавательных и сенсомоторных спос-тей, ур-ня произвол. регуляции, способности к обучению, диагностируется мотивация ребенка, оцениваются учебные навыки (просматриваются тетради, даются пробы на чтение, письмо; решение задач). Особо обращается внимание на тип воспитания в семье, отношения м/у реб. и членами семьи, ребенком и учителем. Y-кие задачи:

диагностика отклоняющегося поведения, диагностика межЛ-ных отношений, профконсультационная диагностика. Для их решения- метод У-кой консультации.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ Любое ПД-кое обследование может существенно повлиять на судьбу чела. Поэтому ПД регламентируется как общим проф-но-этическим кодексом, так и спец. разработанными проф-но-этическими стандартами в области тестирования и ПД. Любой член у-кого об-ва должен строго соблюдать кодекс и стандарты. Или же он м. б. исключен из у-кого об-ва и лишен права (лицензии) на у-кую практику. Психолог несет ответственность за возможный моральный и косвенный материальный ущерб, в том числе ущерб для соматического и нервно-психического здоровья, а-ый м. б. причинен испыт-му при неправильном проведении обслед-ния. Основные профессионально-этические принципы:

1. Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих психодиагностические методики Диагностические методики должны использоваться только квалифицированными пользователями. Необходимая квалификация меняется в зависимости от типа диагностической методики. Для правильного применения индивидуальных тестов интеллекта и особенно проективных техник требуется длинный период интенсивного обучения, а для тестирования достижений в учебной и проф. Д-ти нужна min спец. подготовка. Психолог должен выбирать методики, а-е подходят как для конкретной цели, с а-ой он проводит обслед-ие, так и для конкрет. чела, (х-го он обследует. Психолог должен знать соответствующую науч. лит-ру, касающуюся выбранной методики. Психолог должен знать границы своей компетентности и ограниченность используемых методов, не использовать методики, а-ые не удовлетвор. проф-ным стандартам. В большинстве стран получения диплома о высшем у-ком образовании еще недостаточно для получения права на у-кую практику. Для получения соответствующей лицензии кандидат проходит процедуру аттестации, включающую спец. экзамены и анализ опыта работы по использованию ПД-ких методик.

1а. Принцип личной ответственности. Если психолог привлекает к выполнению психодиагностического обследования каких-то исполнителей, не являющихся аттесто­ванными специалистами в области психодиагностики, то вся ответственность за правильность проведения методики и корректность интерпретации и использования ее рез-ов целиком лежит на психологе. Психолог должен лично завизировать разработанную им программу обследования и лично подписать отчет, содержащий проинтерпретированные им рез-ты обследования.

2. Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик (принцип «профессиональной тайны») Сертифицированные у-ким обществом проф.-ные ПД-кие методики могут распространяться только среди аттестованных спец-тов. Цель:

неразглашение содержания методик и предупреждение их неправильного применения. Они д. б. доступны только тем спец-там, а-е будут проводить ПД и отвечать за достоверность ее рез-ов. Сохранение проф. тайны имеет значение для обеспечения корректной и точной ПД. Проф. ПД методики не должны поступать в открытую продажу. Исключения: устаревшие тесты достижений: сертифицированные тесты достижений могут использоваться как для оперативного, так и для аттестационного контроля ур-ня знаний.

3. Принцип обеспечения суверенных прав личности В Л-ных тестах раскрыва­ются эмоц-ные и мотивац-ные особ-ти, а также установки Л., чел. может проявить в ходе тестир-ния такие черты, а-ые для него самого нежелательны, не осознавая,-что он это делает. Осн. пр-п: чел. не должен подвергаться к-либо обслед-ию обманным путем, человек перед обслед-ем д. б. предупрежден, кто будет иметь доступ к рез-там обследования и какие решения м. б. приняты. Проинформир-ный о целях и общем смысле обследования исп-мый получает след. возможности: а) психологически мобилизоваться для его наилучшего выполнения, б) отказаться от обслед-ния, в) не формулировать отказа в явной форме, но применить собст. тактику выполнен, методики, а, позвол. ему скрыть истинную инф-цию о себе. Данный принцип охраняет право индивида отказываться от участия в обследовании, защищает тайну его Л-ти, осложняет работу психолога и повышает требования к его квалификации. При правильных взаимоотношениях и взаимном уважении психолога и обследуемого число отказов от участия может быть сведено к min.

4. Принцип объективности Обслед-ние д. б. абсолютно беспристрастнымантипатии, собственное состояние или настроение. Доброжелательное отношен, к испыт-му не должно выраж-ся в появлении подсказок и др. форм прямой помощи, искажающей результаты. А любые ошибки испыт-го, а-е говор., что испытуемый просто не понял инструкцию к тесту, д.б. тут же скорректированы.

5. Принцип конфиденциальности Вся информация, получаемая в процессе обследования. На исполнителя не должны оказ. влияние общие впечатлен. о Л-ти обслед-го, симпатии или, должна быть строго конфиденциальной: она должна быть доступна только для тех, для кого она предназначена. Передача данных м.б. осуществлена только с согласия обследуемого. От психолога требуется обеспечить строгий контроль за доступом любых лиц к этим данным. Требование конфиденц-ти \у-кой инф-ии может нарушаться, когда не раскрытие диагнос-их данных представл. опасность для обслед-го или для об-ва.

6. Принцип психопрофилактического изложения результатов Испытуемый должен иметь возможность комментировать содержание своих рез-ов и в случае необходимости разъяснять или исправлять фактическую информацию. При сообщении результатов самому испытуемому д.б. соблюдены соответст. меры предосторожности, направленные против неверной интерпретации или возможного появления невротически-депрессивных реакций, т.е. рез-т д.б. преподнесен в не травмирующем психику и самооценку контексте. Во всех своих профессиональных действиях психолог следует главному принципу своего этического кодекса «Не повреди!». Ограничение распространения ПД инф.: ради благополучия/ психического и физического здоровья людей.

40.Науч. сис-ма методов и приемов постановки психол. диагноза.

Психологический диагноз - основная цель псих. диагност.; конечный рез-т Д-ти психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-у-ких особ-тей Л-ти с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего 1-я и разработки рекомендаций. Предмет псих. диагн.- установление индивид.-у-ких различий как в норме, так и в патологии. Задача пс. диаг.- выяснить почему данные проявления обнаруживаются в поведении клиента, каковы их причины и следствия. Пс. диагн. м.б. поставлен любому здоровому ч-ку и означает не отнесение к какой-то одной заданной категории or типу Л-ти, а структурир-ое описание комплекса взаимосвязанных психич. св-в- спос-тей, стилевых черт и мотивов Л-ти. Пс.диагн. сост. не из одного слова- названия типа Л-ти or болезни, а имеет развернутый и комплексный хар-р. Структурированность пс.диагн,- это приведение dif. параметров пс. сост-я чела в определен, сис-му: они группируются по ур-ню значимости/ по родственности происхождения, по возможным линиям взаимовлияния. Ур-ни постановки диагноза: 1) симптоматический (эмпирический)" только констатация особ-тей или симптомов (признаков), индивид.-у-ких особ-тей, на основании а-ых строятся практические выводы. Нет возможности указать на их причины и место в стр-ре Л-ти. Такой диагн. не явл. научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. 2) этиологический- учет наличия определенных хар-тик и особ-тей (симптомов) Л-ти + учет причин их возникновения. 3) типологический (высший)- определен, места и значен. выявленных хар-тик в целостной, динамич. картине Л-ти, в общей картине психич. жизни клиента. Пока часто огранич. 1-вым ур-нем. Поставленный диагноз м.б. передан др. спец-ту (врачу, учителю), самим обследуемым и их родителям и содержать рекомендации по Т-ю или коррекции изуч-ых кач-в или же на основе проведен, обслед. Сам психодиагност мож. строить коррекц.-1-щую, консультационную or психотерапевтич/ работу с испыт. Е.М.Борисова вы- 2 типа диагноза: 1)на основе констатации наличия or отсутствия к-л признака и получаемые данные об индив. особ-тях психики испыт. соотнес, с нормой или каким-то критерием. 2)позволяет находить место испыт-го на «оси континуума» по выраженности тех or иных кач-в. Треб-ся проведен, сравнений получаемых данных внутри обслед-ой выборки, ранжирование испы-ых по степени п ред ста вленн ости показателей, введен, показателя высок., сред. и низк. ур-ней 1-я изуч-ых особ-тей ч/з соотношен. с критерием.

Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Выгот.: содержание диагноза и прогноза совпадает, но прогноз строится на умении понять внутр. логику процесса 1-я, что на основе прошлого и настоящего намечает путь дальнейшего 1-я. Прогноз след. разбивать на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. ПД-ие методы - для быстрого и надежного сбора данных об испыт-м для формулир-ия психо. диагноза. В «Психологич. диагностике» под ред. Константина Марковича Гуревича представлена след. классификац. методов: 2 группы: методы высок, ур-ня формализации и методы малоформализованные. К Формализ-ным методикам относятся 1) тесты, 2) опросники, 3)методики проективной техники и 4) психофизиологические методики. Для них хар-на опред. регламентация, Q-зация процедуры испытания (точное соблюден, инструкций, строго определен, способы предъявлен, стимул, материала, невмешательство исслед-ля в Д-ть испыт.), стандартизация (установлен, единообразия проведен, обработки и представлен, рез-ов экс-та), надежность и валидность. Эти методы позвол. в коротк. t собрать диагностич. инф. и количественно и качественно сравнить индивидов м/у собой. К малоформализ-ым методам относ. 1) наблюдение, 2) беседу, 3) анализ продуктов Д-ти. Они дают сведения об испыт, когда предмет узучен.- пс. пр-сы и явлен., а-е мало поддаются 0-зации (S-ные переживания/ Л-ные смыслы), or явл. too изменчивыми по содержанию (динамика целей, настроений). Малоформализов. методы очень трудоемки (наблюден, м.б. неск. лет) и основаны на проф. опыте и подготовленности психолога. Малоформал-ые и формализ-ные методы взаимно дополняют друг друга. Методики высокого ур-ня формализации: 1)Тесты- стандартизированные, краткие, ограниченные во t-и испытания для установления колич. и качеств, индив.-психол. различий м/у людьми. Испыт. долж. дать правильный ответ на задание (в опросниках, проект, методиках и психофизиологич. методах правильных ответов не существует). Тесты разл-ся: По форме: а) индивидуальн. и групповые. Индив.: в/д экс-ра и испыт. один на один. «+»: можно наблюд. за испыт., его мимикой, высказываниями, отношен, к обслед., фиксир. его функционал, сост-я, можно заменить один тест другим. Треб. много t на проведен, исслед. Групп-е - треб. меньше t., м.б. опрошена big группа людей. Инструкции и процедура проведения детально разработаны и экс-тор неукоснительно их выполняет; строго соблюдается единообразие условий проведения экс-та. Обработка рез-ов объективизирована и не треб. высокой квалификации. Рез-ты м.б. обработаны на ЭВМ. «-»: труднее установить взаимопонимание с испыт-ым, пробудить интерес, призвать к сотрудничеству. Трудно выявить болезнь, беспокойство, утомление, тревожность. М.б. > низкие рез-ты, чем индив. тестир-е. Б) устные (индив., могут формулироваться испыт. самост-но (открытые ответы) or из неск. Надо выбрать то, котор. счит. правильным (закрытые ответы)) и письменные тесты (групповые, могут носить открытый или закрытый характер, даются на спец. бланке ответов). Различ. по форме ответа, в) бланковые (брошюра, в которой инструкция по применению, примеры решения, сами задания и графы для ответов. При индив. и груп. тестир.), предметные (материал- в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрич. фигур: кубики Косса, сложение фигур из Векслера. Провод-ся индив-но.), аппаратурные (use спец. тех. средств or спец. оборудования: приборы для исслед. t реакции, изучен, воспр., мышл., пам. Индивидуально), компьютерные тесты (автоматизированный вид тестирования, задания- на дисплее, ответ- ч/з клавиатуру, протокол- на магнит, носителе. Сразу м.б. мат статистика, графики, таблицы, диаграммы). Различаются по материалу, к-ый use при тестировании. Г) вербальные (операции с понятиями, мыслит, действия, осущ. в словесно-логич. форме. Аппелируют к пам., мышл., вообр. в их языковой форме. Чувствительны к различиям в языковой культуре, ур-ню образования. Use в тестах интеллекта, достижений, спец. спос-тей; и невербальные (материал представлен в наглядной форме (картинки, чертежи, рисунки). Выполнение задания опирается на перцептивные и моторные функции: матрица Равена. Уменьшают влияние языковых различий на рез-т. Use при оценке пространственного и комбинаторного мышл. В кач-ве субтестов включены во многие тесты интеллекта, спец. спо-тей, достижений) тесты. По содержанию: 1) тесты интеллекта- на познават. пр-сы.: мышл., пам., вниман., воспр. М.б. груп. и индив., уст., письм., бланк., предм., комп. У кажд. задания есть прав. решение и об успешности выполнения судят по числу правил, и неправил, ответов. 2) тесты способностей- для оценки возм-тей чела в овладении ЗУН в dif. областях. Выделяют общие и спец. спос-ти. Общ. обеспеч. овладение dif видами занятий и умений, котор. чел реализует во многоих видах Д-ти. Часто называются общими интеллектуальными (умствен.) спос-ми. Спец. спос-ти- применительно к отдельным, спец. областям Д-ти. М.б. груп. и индив., уст., письм., бланк., предм. Ответы: правильно-неправильно. 3) тесты Л-ти- оценка эмоц.-волевых компонентов психич. Д-ти- мотивации, интересов, эмоц., межЛ-ых отношений. Диагностика неинтеллек. проявлений испыт. 4) тесты достижений- тесты 0-ного контроля успешности (учебн., проф., спорт.). Оценка степени продвинутости ЗУН после обучения и проф. подготовки. Измеряют влияние стандартного набора воздействий (шк. программа). Сущ. прав. ответ. М.б. груп. и индив., уст., письм., бланк., предм., комп. 2)0просники- задания представлены в виде вопросов и утверждений, для получен, данных со слов обследуемого. Не м.б. прав. и неправ, ответов, они отражают отношен, чела к тем или иным высказываниям, меру его согласия или несогласия. Делятся на Л-ые опросники и опросники-анкеты. Л-ные: стандартизированные самоотчеты. М.б. груп. и индив, письм., бланк., комп. По хар-ру ответов: с предписанными ответами (закрытые опросники - заранее предусмотрены варианты ответов, несколько вариантов: да, нет, затрудняюсь. «+»: простота регистрации и обработки данных) и со свободными ответами (открытые опросники- свободные ответы без ограничений. Стандартизация обработки- путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям. «+»:

получение развернутой инф. об испыт. «-»: сложность формализации, интерпретации, big t-ые затраты). Форма ответов м.б. представлена в виде шкалы измерений: шкала в виде отрезка прямой(хороший-плохой) с несколькими подразделениями; испыт. долж. отметить степень выраженности оцениваемого кач-ва. По содержанию Л-ые опр. м.б. раз- на: опросники черт Л-ти, типологические, опросники мотивов, интересов, ценностей, установок. Опросники-анкеты- для получен, инф. о челе, ни имеющ. отношен к его Y-им особенностям. Жестко фиксированный порядок, содержание и форму ??, четкое указание формы ответов. По содержанию и конструкции ??: анкеты с открытыми ??, с закрытыми ?? и с полузакрытыми ?? (можно выбрать ответ из числа приведенных или дать свой собственный). Биограф-ие анкеты - для получен, инф. об истории жизни чела, возр., здоровья, семейн. положен., образов-ие. 3)Проективные техники - для диагн-ки Л-ти. Use неопределен, стимулы, а-е. испыт. долж. сам дополнять и интерпретировать:

сюжетные картины, завершать незаконченные предлож., давать толкования неопределенных очертаний. Ответы не м.б. прав. или неправ. Хар-р ответов определяется особ-ми Л-ти, а-е «проецируются» в ответах. Индив., бланковые, предметн. Группы проект, методик: методики конструирования- формир-е стимулов, придание им смысла; интерпретации: истолкование к-л события, ситуации;

дополнения: завершение предложения, рассказа; методики изучения экспрессии:

рисование на свободную или заданную тему и т.д. 4)Психофизиологич-е методики - диагностир. природ, особ-ти чела/ обусловл-е основными св-ми его НС (БорисМихайловичТеппов, В.Д. Небылицын). Индив. различия проявл. в формально-динамических особ-тях психики (быстрота, темп, выносливость, работоспос-ть, помехоустойчивость). Не оценивают чела, т.к. нельзя сказать, какие св-ва НС лучше, а какие хуже. Аппаратурные методики: электроэнцефалограф, спец. аппаратура. Послед, t - появились бланковые методики. Малоформализованные методики: 1) наблюдение- старейший метод, незаменим везде. Хорош для изучен, детей. Трудоемкий и сложный метод, треб. big проф. опыта и спец. подготовки. Треб-ся беспристрастность, неск. наблюдателей. Цель: мож. носить поисковый (на начал, стадии исслед., получение полного описания всех свойственных данной проблеме строн и отношений, охватить ее целиком) и конкретный, строго определенный хар-р (отбор только нужных фактов и явлений, явл. исследующим или выбирающим, заранее определено предметное содержание наблюдения; производить его легче, чем поисковое). Схема наблюдения: включ. перечень единиц наблюден (отдельн. акты поведен.), способ и форму описания явления: объективная запись фактов, фиксация наблюдаемого факта+ фиксация окружающей обстановки (фона), в которой он происходит. М.б. кино-, фото-, аудио-, видеорегистрация. М.б. use Y-кое шкалирование, а-ое направлено на оценку степени выраженности наблюдаемых признаков; осущ. С помощью бальных оценок; шкалы м.б. числовыми, шкалами прилагательных, графическими. Виды наблюдений:

1)хронологические: лонгитюдные (в течен. длит. t, const контакт исслед. и Q-та изучен.) и единичные (описан, отдельн. случая); 2) в завис-ти от ситуации набл.:

полевые (естественные для жизни условия), лаб-ные (искусственные условия), спровоцированные в естественных условиях; 3) в завис-ти от позиции наблюдателя по отнош. к Q-ту изучен.: открытое или скрытое (ч/з стекло), набл-ие со стороны и включенное набл-ние (ислед. явл. членом группы). 2)Беседа- сбор первичных данных на основе вербальной коммуникации. Получен, инф. о прошлом и настоящ., об устойчивых склонностях, мотивах, S-ых состояниях. Наиб. распр.- интервью -проводимая по определен, плану беседа, д.б. прямой контакт интервьюера с респондентом. М.б. свободное (без строгой детализации ??-ов, но по общей программе), стандартизованное (разработка всей процедуры, план беседы, послед-сть ??-ов), частично стандартизованное. Наиб. диагностично- стандартиз. интервью, т.к. можно сравнивать данные по dif испыт-ым. Интервью не д.б. продолжит, и скучным, регистрац. ответов не должна сдерживать отвечающего. В завис-ти от целевого назначен, интервью м.б. диагност-ким (получен, инф. общего содержан. и направлен на «зондирование» dif аспектов поведен., св-в Л-ти, хар-ра, жизни вообще) и клиническим (метод тепапевтической беседы, help челу осознать свои внутр. затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения). ??-сы м.б. прямыми(ты боишься грозы?), косвенными (что ты делаешь, когда быв. гр.?) и проективными. 3)Анализ продуктов Д-ти (контент-анализ)- анализ документальных и материальных источников, позвол-щих изучить продукты чел. Д-ти: письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, творч. резиты, материалы СМИ. Контент-анализ- перевод качественной инф. на язык счета. Вы; 2 типа единиц: качественные (смысловые) и количественные (единицы анализа и единицы счета). Трудность- вы; смысловые единицы, завис, от Л-ной компетентности исслед. Основан на принципе повторяемости, частоты использования dif смысловых единиц (суждений, образов). М.б. проведен, если сущ. достаточно материала для анализа. Нов. технологии: корреляционная техника, факторный анализ, компьютеризация обработки. Use в проективных методиках: ТАТ, Роршах, завершение предложения; в интервью, беседе, в др. реч. и письм. продукции испыт. Анализ грамматических и стилистических конструкций речи, кол-во «тематических» высказ-ний, глаголов, т.д.

41. Психометрия, ее осн. параметры: тест. нормы и проверка их.

Психометрия (от греч. metron- мера)- первоначально- измерение t-ых хар-к психич. пр-сов на рубеже Х1Х-ХХ веков как следствие общего для всех экспер-ых наук стремления к использованию мат. методов. Ныне под психометрией понимается весь круг ??-сов, связанных с измерением в Y-ии. Включает психофизику. Психометрия- это математизированная технология создания стандартизированных, измерительных ПД-их методик (наука о у-их измерениях). Она требует, чтобы любой тест, претендующий на то, чтобы счит-ся научным, обладал необход-ми психометрич. св-ми:

валидности, надежности, репрезентативности. В психометрии обоснованы правила и методы измерения указанных психометрич. св-в тестов. Следование этим правилам обеспечивает Q-ный контроль за степенью научности любого new теста, за степенью реальной ценности старого теста, а-ый вполне может устареть и перестать работать правильно. С1936г в США- спец. журнал «Психометрика». Позднее- журн. «Образовательные и у-ие измерения». Ведущ. психометристы:

Рюлон, Гилфорд, Кронбах, Анастази, Гуревич Константин Маркович. Оценки по психологич. тестам чаще всего интерпретируются ч/з сопоставление с нормами, отображающими выполнение теста в выборке стандартизации. Такие нормы устанавливаются эмпирически, путем определения того, как представители репрезентативной группы в действит-ти справляются с тестом. После чего «сырой балл» конкретного чела можно соотнести с распределением оценок, полученных на выборке стандартизации, чтобы узнать, какое место он занимает в этом распределении. Любые тест. заключения завис, от той выборки, на к-ой проводилась стандартизация теста. Стандартизация методики осущ. путем ее проведения на big репрезентативной выборке того типа, для а-го данная методика предназначена. Относит, этой группы вырабат. нормы, указывающие средний ур-нь выполнения и его относительную вариативность выше и ниже сред. ур-ня. Это позволяет определить положен, конкретного испыт. относит-но нормативной выборки. При подсчете баллов по тесту выбранные ответы получают однозначную количественную интерпретацию и суммируются. Суммарный балл сравнивается с количеств, тестовыми нормами, и после этого сравнения формулируются стандартные диагностич. заключения. Стандартизация теста- когда задана полная таблица соответствия сырой шкалы и стандартной шкалы и содержание этой таблицы обосновано статистической стр-рой распределения тестовых баллов на выборке стандарт-ции. Кроме статистич. тест. норм сущ. еще критериальные нормы- при построении теста по критерию шкала сырых тестовых баллов калибруется особыми точками, к-ые соответствуют уровням рассчитанной вероятности достижения какого-то критерия(заданной эффективности Д-ти). При построении диагностич. заключений по критериальным тестам мы интересуемся не степенью отклонения балла от центра шкалы, а достиж-ем или недостиж-ем какого-то критического ур-ня на шкале. Репрезентативность тест. норм- то, насколько выборка стандартизации позволяет применять тест на широк, популяции (категория испыт-ых опред. соц., проф. or половозрастной принадлежности). Репрезентат-ть тестовых норм помогает правильно учитывать ограничения в сфере применен, теста. Одним из способов обеспечения репрезентат-ти выборки явл. ограничение совокупности в соответствие с технич. хар-ми выборки. Желаемая совокупн-ть должна определ-ся заранее, исходя из целей теста. Тестовых норм, действительных для всего человеч. рода не сущ. Сомнительно, чтобы по к-л тесту имелись адекватные нормы для таких широко определ-ых совокупн-тей, как «взрослые американцы-мужчины», «русск. дети 10-летн. возраста». Проверка репрезент-ти тест. норм осущ. с help анализа распределения частот тестовых баллов: сравнение двух распределений, построенных для двух случайных половин выборки стандартизации. Если два этих распределения оказ-ся практич. тождественными, то можно говор, о репрезент-ти тестовых норм. Границы применения норм- ^} невозмож-ть межтестовых сравнений (некоторые тесты нельзя сравнивать м/у собой). Пр.: если в Л-ом деле школьника содержатся показатели IQ равные 118, 115 и 101, относящиеся к 4, 5 и 6 классу, то встает вопрос: какие тесты давали в этих трех случаях? Снижение рез-в может отражать всего-навсего различие м/у тестами. 3 осн. причины вариаций оценок, получаемых одни м и тем же челом по dif тестам: 1)тесты, даже если они одинаково называются, могут различаться по содержанию (тесты IQ); 2) несопоставимыми оказ. единицы измерения сравниваемых шкал; 3)состав выборок стандартизации, использованных при определении норм для dif тестов, может оказаться различным. 2) нормативная выборка- любая норма огранич-ся конкретной совокупностью людей, для к-ой она выводилась. Нормы психологич. тестов нельзя считать абсолютными, универсальными или постоянными. Они просто отражают ур-нь выполнения теста лицами, сост-щими выборку стандартизации. При форм-ии такой выборки стремятся получить репрезентативный срез популяции, на котор. ориентирован тест. Идеальная выборка, чтобы быть действительно репрезентативной для данной совокупности д.б. выверена по географич. распределению, социо-экономич. ур-ню, этническ. сост-ву и т.д. При разработке и применению тест. норм следует обращать особое внимание на выборку стандартизации: выборка д.б. достаточно big для обеспечения устойчивости норм. Надежность- помехоустойчивость теста, независимость его рез-в от действия dif случайн. факторов: разнообразие внеш. условий: t суток, освещенность, температура в помещен., наличие посторон. звуков, отвлек-щих внимание; динамичные внутренние факторы (t врабатываемости, скорость утомления); информационно-соц. обстоятельства: контакт с психологом, несколько чел. в помещении, предыдущ. опыт знакомства с тестом, наличие какого-то отношения к тестам вообще; нестабильность диагностируемого св-ва; несовершенство диагностич. методик (небрежно сост. интрукц., задания по своему хар-ру разнородны); элементы S-ти в способах оценки и интерпретации рез-ов. Эти факторы обуславл. появление отклонения измеренного тестового балла от истинного. Средняя относит, величина этого отклонения- «стандартная ошибка измерения» (Se). Она указ. на ур-нь ненадежности тест. шкалы. Гуревич К.М. вы- 3 показателя надежности: 1) надежность самого измерительного инструмента; 2) стабильность изучаемого признака (проверяется с help метода «тест-ретест»); 3) константность, т.е. относительная независ-ть рез-ов от Л-ти экс-ра. Подсчитать надеж-ть теста- с help корреляционных методов. Пр.: метод перетестирования: на одной и той же выборке провод. 1ое тестир., а затем, ч/з 2 недели (??-ы теста забываются), повторное тестир-ие. Затем- м/у 1-ми 2-м тестированием- подсчит. коэффициент корреляции. Низкая корреляция- знач. случайные факторы сильно искажают рез-тый тест не обладает необх-мой помехоустойчивостью и его нельзя use как измерительный инструмент. Показатель надеж-ти (R) д.б. °0,95. Средства повышен, надежности- единообразие процедуры обследования, его строгая регламентация + одинаковая оценка выполнен.: одинаковая для всех обстановка и условия работы, однотипн. хар-р инструкций, одинак-е t-ные ограничения, способы контакта с испыт-ми, порядок предъявлен, заданий, т.е. стандартиз-я процедуры исслед-я. Валидность- соответствие теста измеряемому психич. св-ву. Высок, коэффициент валидности-свыше 0,60, низк.- 0,20-0,30. Высок, валид. указ. на то, что тест измеряет именно то, что необходимо. На нее тоже «-» влияют случайные факты. Надеж-ть ° Валид-ть, т.е. валид-ть не может превышать надеж-ть теста. На валид-ть также влияют систематич. искажения рез-ов,т.е другие психич. св-ва, а-ые мешают проявиться тому св-ву, на а-ое тест направлен. Для проверки валидности- критерий валидности- независимый от теста, внешний по отношению к нему источник инф-ции об измеряемом психич. св-ве. Надо сравнить рез-ты теста с источником истинной инф. об измеряемом св-ве-критерием (данные лабораторн. экс-ов, в школе/типичный показатель- успеваемость; м.б. экспертная оценка, метод «известных групп»- приглашаются испытуемые, про а-ых известно, к какой группе по критерию они относ., учитывается повед-е, к-ое происходило в прошлом). Виды валид-ти: 1) вал. по содержанию- напр., в тестах достижений: в них включ. не весь пройденный материал, а не big его часть. Свидетельствуют ли правильные ответы на эти немногие ??-ы об усвоении всего материала? Проводится сопоставление успешности по тесту с экспертными оценками учителей (по данному материалу); 2) вал. по одновременности(текущая вал.)- определ. с help внеш. критерия: собираются данные, относящиеся к настоящему t-ни - успеваемость, производительность в пер-д испытания. С ними сопоставляют рез-ты, успешности то тесту; 3) предсказывающая вал.(прогностическая):

определ. по внеш. критерию, инф. собир-ся ч/з некотор. t после испытан. Предсказание будущ. успешности в выполнен, других методик. 4) ретроспективная вал.- определ-ся на основе критерия, отражающего события или состояния качества в прошлом. М.б. использована для быстрого получения сведений о предсказательной возможности методики. 5) валидность внешняя- соотв-вие конкретного исслед-я природной реальности или другим подобным исслед-ям. Определяет возм-ть переноса и обобщения рез-ов на другие Q-ты и условия исслед-я. Завис, от репрезент-ти выборки и соответствия контролируемых дополнительных пременных, их вариативности в других условиях. Ее частный случай- экологическая валид-ть- хар-зует соответствие процедуры и условий лаб. исслед-я «естественной» реальности. 6)валид-ть внутренняя- соответствие конкретного исслед-я идеальному;

оценивает изменение зависимой переменной, определяется влиянием независимой переменной. 7) вал. конструктная- хар-ет точность реализации теоретической гипотезы в экс-те. Явл. проявлением внутр. валид. Определяет область явлений, исследуемых в экс-те. 8) вал. критериальная- отражает соответствие диагноза и прогноза, получ. На основе данных тестирования. Включ. текущюю и пргностическую валидность. 9) вал. операциональная- соответствие операций экс-ра теоретич-му описанию переменных, контролируемых в исследовании. Проявление внутр. вал. Достоверность теста- особ. разновидность валидности; спос-ть теста защищать инф. от мотивационных искажений:

когда испыт. сознат-но or бессозн-но искажает рез-ты, руководствуясь особой мотивацией, отлич-щейся от присущей ему в реал. поведен. Прием обеспечен, достовер-ти - наличие в тесте шкалы лжи- они основываются на феномене соц-ой желательности- стремление давать соц-но одобряемую инф. Эти ??-ы входят в стр-ру теста и иногда не подлежат разглашению- проф. тайна. Достоверность теста связана со степенью доверительности общения. 2 ситуации : сит. клиента (добровольно, собст. инициатива) и экспертизы (инициатива педагога, родит.)

42. Методология экспериментального психологич. исследования.

Методология- это учение о структуре лог<

Наши рекомендации