Основные направления деятельности Психологической службы
К основным направлениям деятельности Психологической службы относятся:
3.1. Психологическая диагностика:
- изучение индивидуальных психологических особенностей всех субъектов образовательного процесса, отслеживание развития профессионально-значимых качеств и социальной зрелости студентов;
- проведение психолого-педагогической диагностики готовности первокурсников к обучению;
- выявление психологических причин нарушений в обучении и развитии, социальной дезадаптации студентов;
- выявление внутригруппового статуса и социальной роли студентов;
- психологическое обеспечение аттестации педагогических кадров.
3.2. Психологическая профилактика (поддержка):
- оказание психологической поддержки развития личности с целью сохранения ее индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога-психолога, классных руководителей, медицинской службы и других специалистов;
- предупреждение возможных девиаций поведения;
- оказание психологической помощи и поддержки преподавателям, мастерам производственного обучения и студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
- содействие творческому развитию одаренных студентов;
- оказание психологической поддержки студентам с ограниченными возможностями здоровья.
3.3. Психологическая коррекция:
- оказание психологической помощи и поддержки студентам, преподавателям, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;
- индивидуальная и групповая психологическая коррекция трудностей в обучении студентов, в том числе, связанных с мотивационной сферой личности;
- содействие социально-психологической реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- осуществление коррекции асоциального поведения студентов.
3.4. Психологическое консультирование:
- психологическое консультирование всех участников образовательного процесса:
- консультирование администрации, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития студентов;
- консультирование студентов по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
3.5. Психологическое просвещение:
- повышение психологической компетентности педагогов, студентов и их родителей;
- ознакомление преподавателей с основными возрастными закономерностями личностного развития студента;
- популяризация психологических знаний среди субъектов образовательного процесса.
3.6. Организационно-методическая деятельность:
- подготовка методических материалов для проведения психодиагностики и разработки индивидуальных развивающих и психокоррекционных программ с учетом особенностей личности студентов;
- участие в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и др. видов работы, оценке их эффективности;
- обработка результатов психодиагностики, их анализ и оформление;
- подготовка материалов к выступлениям на педсоветах и производственных совещаниях.
Детские дома и интернаты
Дети, оторванные от семьи и от родителей, переживают двойную травму: с одной стороны, это плохое обращение в родной семье и негативный жизненный опыт, с другой – сам факт разрыва с семьей.
Родительская депривация приводит к нарушениям в развитии и поведении детей, а в результате расставания с семьей разрушаются не только глубокие эмоциональные и социальные связи, но и сама способность эти связи устанавливать. В дальнейшем именно психологические проблемы являются фактором, затрудняющим или делающим невозможной адаптацию ребенка в патронатной семье. Поэтому важна не только индивидуальная работа с ребенком до помещения его в семью, но и психологическое сопровождение семьи на протяжении всего срока, пока ребенок там находится.
Таким образом, работа детской психологической службы проекта включает в себя два основных направления:
· оценка и компенсация последствий травматического опыта, пережитого ребенком;
· психологическая помощь ребенку и его патронатной семье
Кроме непосредственной работы с ребенком и патронатной семьей, в задачу детских психологов входит:
· образовательная работа с патронатными воспитателями (потенциальными и действующими),
· контакты с кровными родственниками детей,
· взаимодействие со всеми службами внутри проекта (социальной, медицинской, юридической) и с организациями вне его(образование и соц. защита);
· а так же научно-методическая деятельность.
Таким образом, говоря о типичных проблемах детей-- социальных сирот, можно констатировать:
· социальную дезадаптацию;
· психологические проблемы (эмоциональные и интеллектуальные);
физические нарушения (отставание от паспортного возраста, психосоматические симптомы).
Коррекционные школы
Основными задачами учреждения являются: оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ; осуществление индивидуально ориентированной педагогической. психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям- оказание помощи другим общеобразовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации.
Задачи:
1. определение наиболее адекватных путей и средств развивающего и коррекционного воздействия на ребенка.
2. прогнозирование развития ребенка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития.
3. реализация собственно психологической развивающее-коррекционной работы на протяжении всего образовательного процесса.
ЗПР, нарушения сенсорные, нарушения опорно-двигательные, психические заболевния. – дети с ограниченными возможностями адаптации.
Попадают в такие школы обязательно через ПМПК. Для каждого формулируется индивидуальный образовательный маршрут.
Важна экспертная функция - заключения и психологические диагнозы каждого ребенка служат основанием либо для продолжения обучения в коррекционном учреждении, либо для перевода в массовое учебное заведение.
Учреждения дополнительного образования
- создание социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности учащихся, обеспечение охраны психологического здоровья всех участников образовательного процесса;
- содействие в приобретении ЗУНов, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
оказание помощи в определении своих возможностей, интересов, склонностей;
Задачи:
1. содействие личностному и интеллектуальному развитию;
2. формирование способности к самоопределению и саморазвитию;
3. гармонизация социально-психологического климата;
4. психологическое обеспечение образовательных программ;
5. участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов, программ, проектов, пособий;
6. обеспечение деятельности педагогических работников научно-методическими материалами и разработками в области психологии.
12. Эксперимент в образовании. Проблемы и перспективы. Понятия инновационного процесса в образовании. Особенности психологического обеспечения.
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ
Каждое учреждение образования, работающее в инновационном режиме, имеет свои особенности, что естественным образом определяет специфику задач, форм и методов деятельности психолога.
Представляется естественным, что для практического психолога, в первую очередь, необходимо понимание специфики учреждения образования, в котором он работает, знание цели, задач ифункций образовательной среды, четкое представление о том, на какое содержание ориентирована данная образовательная система.
В то же время, в значительной части школ еще идет поиск своей специфики, процесс становления традиций, микроклимата, вырабатываются собственные учебные планы и уставы — идет развитие инновационных процессов.
Таким образом, практический психолог работает не в устоявшейся системе, а в атмосфере экспериментальных начинаний, что, собственно, ипорождает множество проблем, так как становление системы деятельности психолога в инновационной ситуации само по себе является сложным процессом, суть которого можно определить как адаптацию, в первую очередь самого психолога, а также детей, педагогов и родителей к деятельности в условиях новой образовательной системы.
Важными факторами в адаптации психолога в инновационной ситуации являются следующие: анализ ситуации, определение специфики иприоритетов деятельности в изменившихся условиях.