Другие научные школы в российской психологической науке

Борис Михайлович Теплов сразу после окончания второй мировой войны встал во главе психологического института Академии Наук СССР. Теплов был военным офицером и находясь в армии занимался психологическими вопросами светомаскировки, вопросом подготовки солдат к бою и рядом других вопросов. Во главе психологического института Академии педагогических наук СССР он стал в то время, когда на психологию накатилась очередная волна идеологического давления, на этот раз она была связана с учениками и последователями русского физиолога Ивана Петровича Павлова, который как и их учитель отрицали право психологии на самостоятельное существование, предлагая заменить ее наукой о высшей нервной деятельности, то есть физиологией Павлова.

В 1954 году состоялась объединенная сессии Академии медицинских наук и Академии наук СССР. На этой сессии сторонники Павлова выступили с требованием запретить в нашей стране разработку психологии и заменить ее физиологией высшей нервной деятельности. К счастью, этой цели они не добились и академия их не поддержала, но на этой сессии было принято специальное решение обязывающее психологов учитывать в своих исследованиях павловское учение. Теплову пришлось выполнять это решение во главе института. Он основал в институте психологии новую лабораторию, которая получила название лаборатория дифференциальной психофизиологии. Сотрудники этой лаборатории во главе с Тепловым стали изучать связи между выделенными Павловым свойствами нервной системы (подвижность-инертность, уравновешенность-неуравновешенность, сила-слабость) и некоторыми психическими явлениями. Было замечено, что трех пар свойств выделенных Павловым недостаточно, чтобы объяснить с физиологической точки зрения многие психологические явления. Тогда сотрудники научной лаборатории Теплова Владимир Дмитриевич Небылицин и Владимир Михайлович Русалов приступили к изучению свойств нервной системы человека, чтобы получить такое представление о них, которое адекватно психическим явлениям. Небылицин доказал существование еще одной пары свойств нервной системы - лабильность-ригидность. Русалов обнаружил, что единых свойств нервной системы вообще не существует и разные структуры мозга обладают различными наборами свойств. Это, в частности, свойства отдельных блоков мозга по Лурии, отдельных участков коры головного мозга и отдельных нейронов.

Небылицин и Русалов создали новое учение о темпераментах, например, Русалов сформулировал две ключевые идеи, связанные с темпераментом: первая идея заключалась в том, что темперамент надо соотносить не со свойствами нервной системы как таковой, а со свойствами функциональных систем организма. Физиологическое учение о функциональных системах организма разработал другой известный российский физиолог Петр Кузьмич Анохин, его физиологическое учение превосходило учение Павлова и представляло его современную альтернативу, и именно его взял в качестве физиологической основы темперамента Русалов. Кроме того, Русалов доказал, что у каждого человека может быть два разных типа темперамента, один из которых проявляется в деятельности с неодушевленными предметами, а другой в общении с людьми.

Вольф Соломонович Мерлин всю жизнь жил и трудился в Перми и почти всю жизнь занимался изучением одной проблемы, которую он обозначил как проблему интегральной индивидуальности человека.

Интегральная индивидуальность по Мерлину - это устойчивое сочетание в психологии данного человека различных психологических свойств, которое определяется не на глазок, а с помощью строго математического метода корреляционного анализа. Классическая процедура выявления и изучения интегральной индивидуальности человека заключается в следующем - с помощью разнообразных психологических тестов, предназначенных для изучения и оценки разных психологических свойств исследуется данный конкретный человек, затем вычисляются парные корреляция между показателями различных психологических свойств и из них выбираются только статистических значимые или достоверные связи, они и представляют по Мерлину интегральную индивидуальность данного человека. Этим понятием Мерлин заменял понятие темперамента, характера человека и распространял его на способности людей.

Лев Ильич Уманский представлял своеобразную школу в социальной психологии. Он одним из первых приступил к социально-психологическому изучению коллективов в нашей стране и предложил свою психологическую теорию коллектива, которая получила название параметрометрическая концепция (1977-78 по 1989). В ней было дано определение коллектива как группы высокого уровня социально-психологического развития, выделены и описаны параметры, по которым может оцениваться уровень развития коллектива, и, кроме того, выделены 4 уровня, через которые в своем развитии проходит группа, прежде чем превратиться в высокоразвитый коллектив.

В современной российской психологии, к сожалению, не существует тех школ, которые сложились в прошлом, вернее границы их существенно размыты, а новые школы психологии пока не появились.

Бернштейн - физиолог, сознание-бессознательное

Бинсвангер

Наши рекомендации