Вопрос № 2 Научные школы менеджмента, основные научные концепции

1. Классическая школа – научная(на рубеже 20 в.). Основателем классической школы считается Фредерик Тейлор. Им был сделан первый крупный шаг в рассмотрении менеджмента не как искусства управления, а как науки управления. В своих работах «Управление фабрикой» (1903г.), «Принципы научного менеджмента» (1911г.) Тейлор разработал ряд методов научной организации труда. Эти методы основывались на изучении приемов труда рабочих и их стандартизации. При помощи хронометрических наблюдений были определены оптимальная продолжительность отдельных приемов труда и установлены рациональные режимы труда и отдыха рабочих. В результате применения разработок Тейлора повышалась производительность труда работника. Им были также разработаны нормы выработки работников (установление количества работ, которые должен производить работник за определенное время) и система материального вознаграждения за выполнение и перевыполнение этих норм. Генри Гантт был сотрудником Тейлора. Он разработал методы планирования последовательности выполняемых технологических операций (графики Гантта), которые применяются и поныне. Генри Форд в 1913г., развивая идеи Тейлора, разработал конвейерное производство.

2. Административная школа. Основателем административной школы cчитается французский инженер Анри Файоль. Он служил в администрации предприятия и рассматривал проблемы управления с точки зрения управления предприятием в целом.

Файоль разделил деятельность администрации предприятия на отдельные направления:

Технологическая деятельность, т.е. управление технологическими процессами;

Коммерческая деятельность;

Финансовая деятельность, поиск финансовых ресурсов предприятия и его рациональное использование;

Бухгалтерская деятельность, учет и контроль финансовой деятельности;

Правовая деятельность;

Административная деятельность, непосредственное руководство подчиненными (её Файоль считал главной деятельностью).

Файолем была разработана административная наука, которая базировалась на 14-и принципах:

Разделение труда;

Власть и ответственность;

Дисциплина;

Единоначалие;

Централизм;

Подчинение нижестоящих уровней управления вышестоящим;

Подчинение личных интересов интересам организации;

Принцип вознаграждения персонала;

Принцип порядка;

Принцип стабильности руководящих кадров;

Принцип единства руководства;

Принцип равного отношения к подчиненным;

Принцип поощрения инициативы;

Принцип корпоративного духа.

Файолем были также сформулированы пять основных функций управления, которые остаются актуальными и сегодня:

1. Планирование;

2. Организация;

3. Подбор и расстановка кадров;

4. Мотивация кадров;

5. Контроль.

Одним из последователей Файоля является Макс Вебер, разработавший теорию бюрократической организации. Если Тейлор искал ответ на вопрос, как сделать так, чтобы рабочий работал как машина, то Вебер искал ответ на вопрос, что нужно сделать, чтобы вся организация работала как машина. Ответ на данный вопрос Вебер видел в разработке правил и процедур поведения в любой ситуации и прав и обязанностей каждого работника. Личность отсутствовала в веберовской организации.

Основной чертой научной и административной школ являлось то, что, по мнению ее представителей, существует только один метод достижения эффективной деятельности. В этой связи основной задачей менеджмента является обнаружение этого совершенного и единственно – приемлемого метода управления. В связи с тем, что, начиная с конца 30хгодов труд современного работника стал носить более универсальный характер, трудно поддающийся стандартизации и регламентации для повышения производительности труда работников, ученые стали обращать свое внимание не на сам труд, а на человека в процессе труда. В этой связи появилась новая третьяшкола.

3. Поведенческаяили школа человеческих отношений(30-е года 20-го века). Родоначальником этой школы считается американский психолог Элтон Мэйо. Изучая условия труда прядильщиц на ткацкой фабрике, Мэйо пришел к сенсационному для своего времени выводу о том, что производительность труда работника зависит не только от совершенства приемов труда, применяемого оборудования, материальных стимулов, но и от его морально – психологического состояния, сложившихся взаимоотношений в коллективе.

Из других ученых поведенческой школы можно выделить:

Марию Фоллетт, которая проанализировала стили управления и разработала теорию лидерства.

АбрахамаМаслоу, который разработал теорию иерархии потребностей, являющейся одной из теорий мотивации человека к труду.

Дугласа Макгрегора – разработал две теории поведения человека в процессе производства: «Теория Х» и «Теория Y». Суть «Теории Х» состоит в том, что средний (обычный) человек изначально не любит работать, стремиться избежать ответственности, предпочитает, чтобы им руководили, беспокоится лишь о собственной безопасности. Поэтому чтобы заставить его работать, его необходимо постоянно принуждать к этому, угрожать наказание, контролировать, направлять. Суть «Теории Y» состоит в том, что средний человек противоположен среднему человеку «Теории Х», т.е. относится к работе, как к любимому занятию, самостоятелен, не нуждается в принуждении и контроле. Нетрудно заметить, что «Теория Х» воплощает в себе командно-административный подход к управлению, а «Теория Y» - демократичный подход к управлению. Если Макгрегор в своих теориях рассматривал поведение одного человека в процессе труда, то другой представитель поведенческой школы Уильям Оучи разработал две теории управления коллективом.

Уильям Оучи разработал «Теория А» и «Теория Z». «Теория Z» отражает японский подход к управлению. Суть: большие вложения средств в обучение персонала; обучение общим навыкам в работе; широкая специализация в работе; пожизненный найм; применение коллективных договоров при найме на работу. «Теория А» отражает американский подход к управлению. Суть: малые вложения средств в обучение персонала; обучение конкретным навыкам; узкая специализация работника; срочный найм на работу; применение индивидуальных контрактов при найме на работу.

Поведенческая школа отличается от классической тем, что носит более эмпирический характер. Это связано с тем, что поведение человека изучать сложнее, чем процесс управления. В 20егоды 20говека в России более сотни ученых занимались изучением условий труда работников. Однако в 30егоды эти ученые были признаны врагами народа и их исследования были закрыты.

4. Количественная (управленческая) школа -применение математики и компьютеров в управлении в конце 60хгодов привело к появлению количественной (управленческой) школы. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который можно описать математически. В рамках количественной школы было разработано два новых подхода к управлению: Системный подход, суть которого сходится к тому, что процесс управления рассматривается как система, т.е. когда ни одно управленческое решение не должно приниматься в изоляции от других решений, т.к. каждое решение имеет свои последствия для всей системы управления. Этот подход позволяет избежать ситуации, когда решение в одной области управления становится проблемой для другой области управления. Одной из наиболее популярных системных концепций является теория «7-С», разработанная Томасом Питерсом и Робертом Уотерманом. Эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых требует соответствующего изменения остальных шести. Ключевыми составляющими являются:

Стратегия (планы организации);

Структура организации;

Системы (процедуры и процессы, протекающие в организации);

Штат;

Стиль управления;

Квалификация работников;

Ценности организации.

Ситуационный подход к управлению. Суть состоит в том, что применяемые формы, методы управления должны существенно варьировать в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. должны быть разработаны конкретные рекомендации по практике управления в зависимости от сложившейся ситуации. Представители этой школы разработали также новые подходы к выполнению основных функций управления, создали имитационное моделирование управленческих решений, методы анализа в условиях неопределенности, математически обеспечили оценку многоцелевых управленческих решений.

Основные научные концепции:

1. Научного управления(Тейлор) – сделал вывод, что работа по управлению – это определенная специальность и что организация выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что они делают лучше всего. Им было доказано, что методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике деятельности организации. Представители занимались возможностями эффективного повышения производства.

2. Административного управления(Файоль) – направлена на разработку принципов управления организации в целом. В рамках этой концепции было сформулировано понятие организационной структуры фирмы, как системы взаимосвязей имеющей определенную иерархию. Организация рассматривается как система. Главный вклад этой концепции в теорию управления – представления процесса управления в виде взаимосвязанных функций (планирование, организация, подбор и расстановка кадров, мотивация, контроль).

3. Управление с позиции психологии и человеческих отношений.Впервые определила менеджмент как обеспечение выполнения работы при помощи других лиц. Представителями являются психологи, Маслоу, Генцберг, Макклеланд, которые разработали различные теории мотивации. Они считали, что мотивами людей являются не экономические силы, а различные потребности.

4. С позиции науки о поведении (в 60е г.г. 20в.). Основное положение – это повышение эффективности деятельности организации, путем повышения эффективности её человеческих ресурсов. Отсюда исследование различных аспектов социального значения, мотивации, характера власти, авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникационных связей. Основной идеей этой концепции является оказание помощи работникам в раскрытии своих возможностей на основе поведенческой науки.

Наши рекомендации