Общая характеристика основных научных школ и направлений современной психологии.

Общая характеристика основных научных школ и направлений современной психологии.

Когнитивнаяпсихология

Во второй половине 20 века с 60 годов появляется и начинает разрабатываться еще одно глобальное направление психологии, получившее название когнитивная психология. Когнитивную психологию стали разрабатывать американские авторы как науку о познавательных процессах человека или о процессах обработки информации человеком. Эта наука возникла в то время, когда стала разрабатываться и широко внедряться в быт людей современная компьютерная техника и техника связи. Дело в том, что все технические устройства имеющиеся в этой области, как и человек, занимаются переработкой информации, выполняя примерно те же самые функции, как в психологии и поведении человека выполняют восприятие, внимание, память, мышление и речь. Так, например, современные машины должны воспринимать информацию из внешних источников, избирательно на нее реагировать, то есть выполнять функции внимания, запоминать, сохранять информацию, в нужный момент времени извлекать ее из своей памяти и решать разнообразные задачи, а новейшие машины, кроме того, способны не только воспринимать и анализировать речевые высказывания, но и генерировать такого рода высказывания. Таким образом, современная компьютерная техника и техника связи фактически выполняет те же процессы обработки информации, что и человек. Однако у человека эти процессы во многих отношениях являются гораздо более совершенными, чем аналогичные процессы обработки информации в соответствующих технических устройствах. Этот факт был осознан специалистами в области создания компьютерной техники и техники связи, а также математиками-программистами еще в 50-е годы 20 века и они обратились с надеждой получить необходимые знания о познавательных процессах человека к психологам с тем, чтобы на основе знаний о том, как работают познавательные процессы человека усовершенствовать технику, но оказалось, что те знания, которыми располагала психология о познавательных процессах в то время не устраивали специалистов по технике и были недостаточными. Тогда они предложили психологам достаточно большие финансовые ресурсы с задачей изучить познавательные процессы человека и на основе соответствующих исследований дать рекомендации разработчикам компьютерной техники и техники связи по совершенствованию процессов обработки информации в машинах. Так и родилась современная когнитивная психология. С учетом заказа, полученного психологами, они стали изучать и представлять познавательные процессы человека таким образом, чтобы полученными знаниями могли воспользоваться специалисты по математическому программированию, компьютерной технике и технике связи. В научный оборот когнитивной психологии вошли многие термины заимствованные из технических наук, например, информация, канал связи, блок, фильтр, устройство и многие другие. С помощью этой новой терминологии, на основе полученной ими экспериментальных данных, когнитивные психологи стали строить блок-схемы, представляющие устройство и работу тех или иных познавательных процессов человека. Такие блок-схемы были созданы для представления внимания человека, его памяти, мышления и речи.

Блок-схема памяти

Общая характеристика основных научных школ и направлений современной психологии. - student2.ru

На когнитивную психологию в начале ее появления возлагались большие надежды в плане дальнейшей разработки психологии как науки и в последние десятилетия 20 века когнитивная психология стала очень модным и популярным направлением. Эти надежды оправдались только в прикладной области, а именно в плане совершенствования процессов обработки информации в электронных устройствах. Для глубокого психологического понимания того, как устроены и работают познавательные процессы человека, когнитивная психология почти ничего нового не внесла по следующим причинам:

1. Перед ней стояла не задача научной разработки этой области психологических знаний, а чисто прикладная задача и когнитивные психологи, поскольку их исследования финансировались целенаправленно разработчиками соответствующей техники занимались решением только этой задачи.

2. Модели познавательных процессов, которые предлагались когнитивными психологами включали в свой состав только то, что представляло интерес для разработчиков техники, следовательно эти модели не были полноценными моделями соответствующих познавательных процессов человека.

3. Когнитивная психология полностью проигнорировала все, что было известно в традиционной психологии о соответствующих познавательных процессах человека.

Общая характеристика основных научных школ и направлений современной психологии.

Наши рекомендации