Общая характеристика основных школ права

Право представляет собой чрезвычайно сложное общественное явление. На протяжении длительного времени оно развивалось вместе с государством и обществом, став неотъемлемым от него.

В попытках объяснить сущность права (почему оно такое и почему оно так важно для людей, как сделать его эффективнее и т.п.) в различные периоды времени и в различных странах появилось множество теорий (школ) права. Таким образом:

Школа права – это совокупность взглядов определенных ученых на право, раскрывающих его сущность, происхождение и роль в обществе и государстве.    

В центре исследования всех этих школ права – вопросы правопонимания:

Правопонимание – это совокупность теорий о сущности права и его чертах, выдвигаемых специалистами в различные исторические периоды времени.    

Другими словами – п. – это различные взгляды на право. В настоящее время существует множество таких взглядов и теорий. Все они представляют собой попытки объяснить право, используя определенные его черты и особенности.

Среди этих теорий нет правильных и неправильных – они все правильны, однако каждая из них акцентирует внимание на каком либо одном аспекте права, отсюда и такое разнообразие. Одной (единственно правильной) точки зрения на право нет, и не может быть – оно является слишком сложным для этого.

За время своего существования, человечество выработало множество теорий отражающих взгляды на право (попробуй, разберись!). Однако попробуем.

Все теории права, стремились ответить на следующие вопросы:

Правопонимание


Что такое право? Каковы критерии права? Как произошло право?

В попытке дать ответ на вопрос о том «Что такое право?» появились три основные теории:

  Социологическая теория – самая широкая по пониманию права. Право = нормы права + правосознание + правоотношения
Психологическая теория – менее широкая. Право = нормы права + правосознание  
Нормативистская теория – самая узкая. Право = нормы права  

Нормативизм[2] – самое узкое понимание права. Основное положение – право – это нормы права и ничего более. Право иерархическая система правил установленных государством (даже само государство – это некий высший правопорядок, то есть опять же система норм).

Согласно н., право обусловлено только правом («сила права в нем самом»), все иные факторы игнорировались.

Однако нормативизм не мог дать ответа на вопрос о ценности права, его значимости для общества, игнорировал субъективные моменты права (это серьезная ошибка). Исходя из узконормативного понимания, нельзя было ответить на вопросы о происхождении права, влиянии на него различных политических и экономических факторов.

Вследствие этого, нормативизм вскоре уступает место иным теориям права.

Психологическая школа права – попытка объяснить право с точки зрения психологии людей. Более широкое понимание права – это не только нормы, но и правосознание (а также и вообще поведение людей, обусловленное правом).

Право рассматривается данной теорией как продукт различного рода психологических установок, инстинктов (например, властвования и подчинения), эмоций. Нормы здесь вторичны, решения, например, судей обусловлены не столько нормами, сколько интуицией, подсознательными переживаниями, глубинными психологическими установками.

Данная школа, позволяла объяснить больше чем нормативизм, однако явно преувеличивала роль субъективного в праве. Получалось что правосознание людей первично (условно говоря, оно порождает право, а не наоборот), хотя это не совсем правильно. Опять же, объективные факторы игнорировались.

Социологическая школа права – см. соотв. тему. Самая широкая, по трактовке права – право включает в себя помимо норм и правосознания, еще и правоотношения (причем часто сами эти правоотношения объявляются правом, как в ранний период советской власти).

Теория также, не лишена недостатков – правоотношения здесь не результат действия права (как положено), а его источник (в результате никакой стабильности правовой системы).

Ответ на вопрос о критериях права, пытались дать школы естественного права и юридический позитивизм. Обе они детально описаны в соответствующих темах.

Главный вопрос здесь – «все ли нормативные акты государства являются правом, и если нет, то каковы признаки права?»:

Соотношение права и закона


Школа естественного права Юридический позитивизм
Закон (нормативный правовой акт вообще) только тогда является правовым, если воплощает в себе естественные права людей Закон, противоречащий этому принципу, не является правом, и вообще не подлежит соблюдению Все нормативные акты – право и никаких гвоздей!

Вопрос о происхождении права, также исследовался в рамках различных школ. Здесь можно назвать следующие из них:

· Теологическая теория – см. соответствующую теорию происхождения государства. Право (как и государство) создано богом, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

· Историческая школа права – право – историческое явление, возникающее стихийно, развивающееся вместе с обществом.


Наши рекомендации