Тема 1. Понятие и виды общения.
1. Определение общения, его содержания, целей и средств.
2. Отличие общения человека от общения животных.
3. Виды человеческого общения.
4. Общениеи деятельность.
Тема 2. Роль общения в психическом развитии человека.
1. Необходимость общения для психического развития человека.
2. Роль различных видов общения в интеллектуальном развитии человека.
3. Общение и развитие человека как личности.
Тема 3. Техника и приемы общения.
1. Понятия техники и приемов общения.
2. Техника и приемы общения на разных его этапах.
3. Понятие и механизмы действия обратной связи в общении.
4. Возрастные и профессиональные особенности техники и приемов общения.
Тема 4. Развитие общения.
1. Филогенетические и онтогенетические аспекты общения.
2. Появление и роль невербального общения в становлении звуковой речи как основного средства человеческого общения.
3. Пути совершенствования общения людей по мере их интеллектуального и личностного развития.
Темы для рефератов
1. Виды общения у животных.
2. Виды общения у человека.
3. Роль общения в психологическом онтогенетическом развитии человека.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Сравнительный анализ общения у человека и животных.
2. Развитие общения у детей.
3. Содержание, цели и средства общения у людей, находящихся на разных уровнях интеллектуального и личностного развития.
ЛИТЕРАТУРА
I
Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.— М., 1987.
(Определение педагогического общения: 6—45. Самовоспитание педагогической общительности: 46—95. Стиль профессионально-педагогического общения, его технология: 96—138. Тренинг профессионально-педагогического общения: 139—154.)
Линден Ю. Обезьяны, человек и язык.—М., 1981. (Краткий эволюционный взгляд на язык жестов: 72—78.)
Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения.—М., 1986. (Понятие общения: 8—30.) Общая ПСИХОЛОГИЯ.—М., 1986. (Общение: 127—156.)
II
Гуткина Н. И. Психологические проблемы общения учителя с подростком // Вопросы психологии.— 1984.— № 12.— С. 99—106.
Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей.—М., 1987. (Поведение человека в межличностном общении: 66—121. Психокоррекция общения: 164—204.)
Исследование речевого мышления в психолингвистике.— М., 1985.
(Соотношение вербального и невербального в общении: 116—150.)
Лабунская В. А. Невербальное поведение: Социально-перцептивный ПОДХОД.— ростов Н/Д., 1986. (Структура и функции невербального поведения: 5—35. Проявления невербального поведения и его оценка: 36—111. Методика исследования особенностей и психологический анализ невербального поведения:115—130.)
Меньшутин В. П. Помощь молодой семье: Заметки психолога.— М., 1987. (Культура и искусство общения: 162—199.)
Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности.— М., 1986. (Индивидуальный стиль общения: 181—195.)
Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический Тренинг.— М., 1989. (Межличностное общение и перцептивно ориентированный тренинг: 9—17. Перцептивно ориентированный социально-психологический тренинг: 45—194.) .
Петровская Л. А. Теоретические и методологические проблемы социалыю-психологического тренинга.—М., 1982.- (Основные принципы психологического воздействия в концепции- К. Роджерса: 30—37. Общая характеристика «групп встреч» как групп «роста личности»: 37—57. Т-группа как форма тренинга чувствительности: 57—75. Общая характеристика социально-психологического тренинга: 97—121. Процедурные аспекты групп интенсивного общения: 138— 148.)
Попова Л. В., Дьяконов Г. В. Идентификация как механизм общения и развития личности: Методические рекомендации.— М., 1988. (Идентификация как феномен общения: 19—26.)
III
Генетические проблемы социальной психологии.— Минск, 1985. (Общение младенцев: 30—56. Общение в раннем возрасте: 57—71. Общение дошкольников: 72—87, 123—147.)
Егидес А. П. Психологическая концепция конфликтного общения //Психологический журнал.— 1984.—Т. 5.—№ 5.—С. 52—62.
Клике Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого :
Интеллекта.— М., 1983. (Роль общения в регуляции поведения животных: \ 76—111.)
Лабунская В. А. Психология экспрессивного поведения.—М., 1989.
(Экспрессивное поведение: 5—43. Понимание экспрессивного поведения: 43—60.)
Леонтьев А. Н. Педагогическое общение.—М., 1979.
Мелибруда Е. Я. Я— Ты — Мы. Психологические возможности
улучшения общения.—М., 1986.
Развитие общения у дошкольников.—М., 1974. (Развитие общения у детей: 256—282.)
Глава 21.
МАЛАЯ ГРУППА И КОЛЛЕКТИВ
Краткое содержание
Понятия малой группы и коллектива. Большая и малая группы. Виды малых групп. Коллектив как малая группа. Основные отношения в коллективе: нравственность, ответственность, коллективизм, открытость, контактность, организованность, информированность. Сверхаддитивный эффект как показатель уровня развития коллектива. Становление малой группы как коллектива. Критические периоды в развитии коллектива, их значение и пути преодоления. Социальная изменчивость определений коллектива.
Феноменология малых групп. Структура малой группы. Позиция, статус, внутренняя установка и роль. Композиция и нравственные ценностные ориентации. Психологическая совместимость. Социальные нормы и их функции. Понятие сверхнормативной деятельности. Руководство и лидерство в группе. Индивидуальная характеристика лидера. Стили лидерства: авторитарный, демократический и либеральный.
Межличностные отношения в группах и коллективах. Официальные и неофициальные отношения. Отношения лидерства, руководства и подчинения. Деловые и личные, рациональные и эмоциональные отношения. Коллективистские отношения, их характеристика. Два подхода к изучению взаимоотношений в группе: статический и динамический. Взаимодействие личности и ситуации в развитии межличностных отношений в группе. Характер взаимоотношений в зависимости от уровня развития группы. Динамика взаимоотношений в группе-диаде. Группа-триада как модель взаимоотношений в группах большей величин». Межличностные конфликты в группе и их классификация. Социометрия и статическая картина внутригрупповых взаимоотношений.
Эффективность групповой деятельности. Значение формальных и содержательных характеристик группы для ее эффективности. Критерии эффективности. Сверхнормативная деятельность как высший критерий эффективности группы. Зависимость эффективности групповой деятельности от различных параметров группы. Пути повышения эффективности деятельности группы. Определение оптимальной величины группы. Положительные и отрицательные следствия увеличения группы. Индивидуальный подбор состава — композиции группы. Выбор необходимого стиля руководства. Укрепление межличностных отношений. Варьирование форм организации деятельности. Ведение групповых дискуссий. Подготовка и проведение выборов в группе.