Тема 1. Явление и определение внимания.
1. Феномен внимания, его признаки.
2. Определение внимания.
3. Основные свойства внимания.
Тема 2. Функции и виды внимания.
1. Функции внимания.
2. Виды внимания.
Тема 3. Психологические теории внимания.
1. Эмоционально-моторная теория внимания Т. Рибо.
2. Внимание и установка (концепция Д. И. Узнадзе).
3. Внимание как сторона ориентировочно-исследовательской
деятельности (П. Я. Гальперин).
Тема 4. Развитие внимания.
1. Низшие и высшие формы внимания.
2. Этапы развития внимания у детей.
Темы для рефератов
1. Внимание и его психологические свойства.
2. Физиологические основы внимания.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Психологические теории внимания.
2. Развитие внимания.
ЛИТЕРАТУРА
I
Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.— Т. 3.— М., 1983.
(Овладение вниманием: 205—239.)
Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания.— М., 1974. (История и современное состояние психологии внимания: 5—16. Развитие внимания: 17—32, 39—87.)
Ермолаев О. Ю., Марютина Т. М.,Мешкова Т. А. Внимание школьника.— М., 1987. (Виды внимания: 30—37, 69—80.)
Лурия А. Р. Внимание и память.—М., 1975. (Внимание: 4—41.)
Хрестоматия по вниманию.—М., 1976. (Сознание и внимание (В. Вундт):3—25. Внимание (Э. Б. Титченер): 26—46. Внимание (У. Джеме): 50—65. Психология внимания (Т. Рибо): 66—102. Внимание (Н. Н. Ланге): 107—144. О теории и воспитании внимания (Н. Ф. Добрынин): 243—259. Установка у человека (Д. Н. Узнадзе): 260—270.)
II
Бассин Ф. В. Проблема бессознательного (О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности).—М., 1968. (Теория установки Д. Н. Узнадзе: 224—239.)
Величковский Б. М. Современная когнитивная психология.—
М., 1982. (Внимание и сознательный контроль: 151—183.)
Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания.— М., 1974. (Внимание как самостоятельная деятельность: 33—39, 87—94.)
Гоноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание.—М., 1972. (Понятие о
внимании: 5—11. Виды внимания: 16—27. Свойства внимания: 27—43.
Возрастные особенности внимания: 44—77. Развитие внимания: 78—108, 148—159.)
Добрынин Н. Ф. О селективности и динамике внимания // Вопросы
психологии.— 1975.— № 2.
Левитина С. С. Можно ли управлять вниманием школьника? —
М., 1980. (Проблема управления вниманием: 7—19. Индивидуальное и коллективное внимание: 26—41. Индивидуальные особенности внимания: 53—65.)
Познавательные процессы и способности в обучении.—М., 1990.
(Внимание: 5—30.)
Развитие творческой активности школьников.—М., 1991. (Развитие
внимания: 79—104.)
III
Веккер Л. М. Психические процессы: В 3 т.—Т. 3.—Л., 1981.
(Внимание и психологическое время: 271—285.)
Восприятие. Механизмы и модели.—М., 1974. (Внимание и восприятие
речи: 37—46.)
Громова Е. А. Эмоциональная память и ее механизмы.—М., 1980.
(Внимание и его роль в механизмах памяти: 60—69.)
Исследования мышления в советской психологии.— М., 1966. (Теория установки Д. Н. Узнадзе: 278—286.)
Нейрофизиологические механизмы внимания.—М., 1979. (Внимание,
сознание, сон, бодрствование: 15—50. Интеллектуальное и эмоциональное внимание: 157—186.)
Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения.— Л., 1983. (Изменение внимания при нервно-психическом напряжении: 48—55.)
Суворов Н. Ф., Таиров О. П. Психофизиологические механизмы избирательного внимания.—Л., 1985. (Общие принципы функционирования
систем избирательного внимания: 249—261.)
Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология.— Вып. III.—
М., 1970. (Уровни бодрствования и внимание: 97—146.)
Чистякова М. И. Психогимнастика.—М., 1990. (Методические рекомендации для развития памяти, внимания, эмоциональной экспрессии и моторики у детей 4—7 лет: 45—51.)
Глава 9.
ПАМЯТЬ
Краткое содержание
Общее представление о памяти. Понятие о памяти. Значение памяти в жизни и деятельности человека, в обучении, воспитании, общении с людьми. Определение памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.
Виды памяти и их особенности. Основания для классификации видов памяти. Деление памяти по времени хранения информации на мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную, генетическую. Классификация видов памяти по органам чувств и использованию мнемических средств: образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная, произвольная и непроизвольная, механическая и логическая, непосредственная и опосредствованная. Особенности кратковременной памяти, ее объем, механизмы, связь с сознанием. Явление замещения — замены информации в переполненной по объему кратковременной памяти. Трудности механического запоминания имен, фамилий и явление замещения. Акустическое перекодирование информации в кратковременной памяти. Связь кратковременной памяти с долговременной, их относительная независимость. Подсознательный характер долговременной памяти человека. Связь долговременной памяти с речью и мышлением, в частности с внутренней речью. Смысловая организация материала в долговременной памяти.
Индивидуальные различия памяти у людей. Индивидуальные особенности памяти, их качественные и количественные характеристики. Различия в объеме кратковременной памяти. Зрительная и эйдетическая память (пример из работы А. Р. Лурия—память Ш.). Связь эйдетической памяти с воображением, ее значение для художественно-творческой деятельности. Слуховая память и сфера ее профессионального использования. Логическая память. Нарушения памяти при различных заболеваниях. Связь этих нарушений с общими изменениями личности больного. Эффект Зейгарник и его психологическое объяснение.
Теории и законы памяти. Основные науки, занимающиеся памятью. Теории памяти в психологии. Ассоциативная теория памяти. Понятие ассоциации и ее основные виды: по смыслу, смежности, сходству и контрасту. Гештальттеория памяти. Смысловая концепция памяти. Психоаналитическая теория памяти. Механизмы забывания по 3. Фрейду. Деятельностная теория памяти: концепция Выготского — Леонтьева. Информационно-кибернетическая теория памяти. Основные факты из области психологических исследований памяти человека. Законы памяти. Явление реминисценции.
Формирование и развитие памяти. Основные изменения, которые в процессе развития происходят с памятью человека. Две линии развития: филогенетическая и онтогенетическая. Концепция развития памяти П. П. Блонского. Теория культурно-исторического развития памяти Л. С. Выготского. Развитие непосредственного и опосредствованного запоминания у детей по А. Н. Леонтьеву. Роль речи в управлении развитием мнемических процессов. Структурная организация запоминаемого материала. Подбор и использование эффективных стимулов-средств для запоминания и припоминания. Другие приемы улучшения памяти. Воображение и память. Мысленные- ассоциации и запоминание. Отрицательная роль интерференции при воспроизведении материала.