Семинарские занятия № 16 - 17. Деятельность и общение как способы социальной жизни человека

Вопросы для обсуждения:

1. Категория «деятельность».

2. Психологическое строение деятельности.

3. Системогенез деятельности.

4. Понятие «общение» в психологии. Этапы и средства общения.

5. Стороны общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная.

Самостоятельная работа студентов:

1. Подготовка к семинарам – 2 часа.

2. Творческая работа на тему: «Придумайте определение деятельности, используя следующие родовые понятия: активность, бытие, поведение…» - 2 часа.

3. Домашняя работа: наблюдение и анализ жестов как невербальных средств общения – 2 часа.

Рекомендуемая литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. – М., “ЧеРо”, Юрайт, 2002 г., 336с.

2. Запорожец А.В. Психология действия: избр. психол. труды. - М., МПСИ, Воронеж, МОДЭК, 2000 г., 732с.

3. Зинченко В.П. Образ и деятельность. – М., МПСИ, Воронеж, МОДЭК. 1997 г., 608с.

4. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., «Смысл», 2000 г., 2001 г., 219с.

5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология: учебное пособие. – М., Academia, 2001 г.,2003 г., 496с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, «Питер», 2001 г.,712с.

7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., Щкола-Пресс, 1995 г., 383с.

Семинарское занятие № 18. Малая группа- форма социальной организованности

Вопросы для обсуждения:

1. Типы и формы социальных объединений.

2. Уровень развития групп.

3. Социально-психологические явления в малой группе.

4. Психологическая компетентность и психологическая культура.

Литература:

1. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Лекции по курсу «Психология человека». – Ростов-на-Дону, Изд-во ООО «ЦВВР», 2001 г., 301с.

2. Психология: учебник для гуманит. вузов / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб, «Питер», 2001 г. 650с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, «Питер», 2001 г.,712с.

4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., Щкола-Пресс, 1995 г., 383с.

5. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: Хрестоматия с комментариями по курсу: Введение в психологию. – М., «Смысл», 1997 г., 652с.

6. Штерн А.С. Введение в психологию: курс лекций: учебно-методическое пособие. – М., Флинта, МПСИ, 2003 г., 310с.

Самостоятельная работа студентов:

1. Подготовка к семинару – 2 часа.

Примерная тематика

докладов:

1. «Парадоксы сознания».

2. «Психологические проблемы похудения».

3. «Приемы развития памяти во взрослом возрасте».

4. «Особенности личности современного молодого человека».

рефератов:

1. «Актуальные проблемы психологии».

2. «Формирование сознания в онтогенезе».

3. «Проблема интеллекта и его измерения».

4. «Проблема развития интеллекта во взрослом возрасте».

5. «Личность и общество – проблема взаимодействия».

контрольных работ:

1. Контрольная работа по теме «Методы психологии».

2. Контрольная работа по теме «Индивидные свойства человека».

3. Контрольная работа по теме «Личность».

курсовых работ:

1. «Развитие индивидуальности в онтогенезе».

2. «Развитие произвольности и самостоятельности у младших школьников».

3. «Особенности психики левшей».

4. «Вербальное и невербальное общение в работе педагога».

Вопросы для повторения

1. Дайте определение психологии, проанализируйте особенности психологии как науки, охарактеризуйте отрасли психологии.

2. Охарактеризуйте основные методы психологии.

3. Обоснуйте методологические принципы психологии.

4. Проанализируйте проблему соотношения мозга и психики.

5. Раскройте сущность понятия «психика», опишите характеристики функции психики, приведите структуру психики.

6. Раскройте сущность понятия «сознание». Обоснуйте утверждение: «Сознание – высшая ступень развития психики».

7. Изложите культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского о развитии сознания.

8. Проанализируйте становление сознания в филогенезе человеческого рода.

9. Охарактеризуйте структуру сознания; раскройте роль самосознания в развитии личности человека.

10. Проведите сравнительный анализ понятий: человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность.

11. Опишите такие индивидуально-типические свойства человека как пол и возраст.

12. Опишите такие индивидуально-типические свойства человека как конституция и темперамент.

13. Проведите сравнительный анализ понятий «способности» и «задатки». Опишите процесс формирования способностей в онтогенезе.

14. Раскройте сущность понятия «характер», приведите типологию характеров, опишите процесс формирования характера в онтогенезе.

15. Охарактеризуйте мотивацию поведения человека, приведите функции, формы и виды мотивов.

16. Опишите эмоциональный мир человека, приведите функции эмоций, виды и формы эмоций.

17. Проанализируйте волевое поведение человека, опишите способы волевой регуляции поведения.

18. Опишите процесс формирования воли в онтогенезе.

19. Дайте общую характеристику ощущений, опишите виды ощущений и их свойства.

20. Обоснуйте роль анализатора в процессах ощущения и восприятия.

21. Дайте общую характеристику восприятия как психического процесса, опишите основные свойства восприятия.

22. Проанализируйте отличие восприятия от ощущений, охарактеризуйте основные виды восприятия.

23. Опишите процесс развития восприятия в онтогенезе.

24. Опишите пороги чувствительности, раскройте сущность понятия «адаптация».

25. Дайте общую характеристику памяти, опишите физиологические основы и функции памяти.

26. Охарактеризуйте виды и процессы памяти.

27. Дайте общую характеристику внимания, опишите физиологические основы и функции внимания. Рассмотрите теорию П.Я. Гальперина о внимании как деятельности контроля.

28. Охарактеризуйте виды и свойства внимания.

29. Опишите процесс развития внимания в онтогенезе.

30. Дайте общую характеристику мышления, опишите индивидуальные особенности мышления.

31. Проанализируйте различные классификации видов мышления.

32. Охарактеризуйте основные мыслительные действия. Рассмотрите мышление как процесс решения задач.

33. Опишите процесс развития мышления в онтогенезе.

34. Воображение: общее представление, виды и механизмы воображения.

35. Раскройте сущность понятия «личность», приведите несколько вариантов структуры личности, изложите теории личности.

36. Проанализируйте закономерности формирования и развития личности в онтогенезе.

37. Проведите сравнительный анализ понятий «личность» и «индивидуальность».

38. Рассмотрите психологическую теорию деятельности как методологическую основу личностно-деятельностного подхода в педагогике и психологии.

39. Охарактеризуйте понятие «общение» в психологии. Опишите три стороны общения, функции общения и виды.

40. Рассмотрите характеристики коммуникативной стороны в общении.

41. Рассмотрите социальное бытие человека. Охарактеризуйте типы и формы социальных групп, опишите закономерности групповой динамики.

Библиография

Основные учебники:

62. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. – М., “ЧеРо”, Юрайт, 2002 г., 336с.

63. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., Academia, 2001 г., 501с.

64. Психология: учебник / под ред. А.А.Крылова. – М., «Проспект», 2000 г., 584с.

65. Психология: учебник для гуманит. вузов / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб, «Питер», 2001 г. 650с.

66. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., Щкола-Пресс, 1995 г., 383с.

Классические произведения и дополнительные пособия:

67. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Избр. психол. труды – МПСИ, М., Ин-т практ. психол., Воронеж, МОДЭК, 1996 г., 383с.

68. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., «Питер», 2002 г., 282с.

69. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Избр. психол. труды. – МПСИ. М., Ин-т практ. психол., Воронеж, МОДЭК, 1996 г., 768с.

70. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. – М.,«Учебная лит-ра», 1997, 255 с.

71. Баева И.А. Психология в понятиях, образах, переживаниях. – М., Центр гуманит. образования, 1996 г., 95с.

72. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. – М., ОЛМА-ПРЕСС, 2003 г., 666с.

73. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Избр. психол. труды. – МПСИ, М., Ин-т практ. психол., Воронеж, МОДЭК, 1996 г., 390с.

74. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. – МГППУ, М., «Смысл», 2003 г., 239с.

75. Вачков И.В. Введение в профессию «психолог». – М., Изд-во МПСИ, 2002 г., 463с.

76. Введение в психологию / учебное пособие / под общ. ред. А.В.Петровского. – М., Академия, 1999 г., 494с.

77. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М., «Смысл», Per Se, 2000 г., 683с.

78. Выготский Л.С. Психология. – М., Апрель-пресс, ЭКСМО-пресс, 2002 г., 1007с.

79. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука: избр. психол. труды. – М., МПСИ, Воронеж, МОДЭК, 1998 г., 480с.

80. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: информационно-методические материалы по курсу «Психология человека». – М., Рос. пед. агентство, 1998 г,, 271с.

81. Гриншпун И.Б. Введение в психологию: учебное пособие. – М., Изд-во МПСИ. 1998 г., 149с.

82. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., Питер-Ком, 1999г., 359с.

83. Запорожец А.В. Психология действия: избр. психол. труды. - М., МПСИ, Воронеж, МОДЭК, 2000 г., 732с.

84. Зинченко В.П. Образ и деятельность. – М., МПСИ, Воронеж, МОДЭК. 1997 г., 608с.

85. Зинченко Т.П. Когнитивная и прикладная психология. – М., МПСИ, Воронеж, МОДЭК. 2000 г., 603с.

86. Кордуэлл М. Психология. А – Я: Словарь-справочник. Пер. с англ. – М., «Гранд», Фаир-пресс, 2000 г., 442с.

87. КураевГ.А., Пожарская Е.Н. Лекции по курсу «Психология человека». – Ростов-на-Дону, Изд-во ООО «ЦВВР», 2001 г., 301с.

88. Кречмер Э. Строение тела и характер. – М., «Педагогика-пресс», 1995 г., 608с.

89. Крысько В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии. – М., Владос-пресс, 2001 г., 367с.

90. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., «Смысл», 2000 г., 2001 г., 219с.

91. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М., Смысл, 199 г., 533с.

92. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. – М., «Педагогика», ч.2, 1970 г., 496с.

93. Лурия А.Р. Психологическое наследие: избр. труды по общей психологии. – М., «Смысл», 2003 г., 431с.

94. Лурия А.Р. Язык и сознание. – М., Изд-во МГУ, 1998г., 335с.

95. Марцинковская Г.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. – МПСИ, Ин-т практ. психол., Воронеж, МОДЭК, 1995 г., 320с.

96. Небылицын В.Д. Проблемы психологии индивидуальности: избр. психол. труды. – М., МПСИ, Воронеж, МОДЭК, 2000 г., 682с.

97. Немов Р.С. Психология. – М., «Просвещение»: Владос, 1995 г., 1й том, с.

98. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология: учебное пособие. – М., Academia, 2001 г.,2003 г., 496с.

99. Практикум по общей психологии для студентов вузов / Сост. Т.И. Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяконов. – М., Ин-т практ. психологии, 1996 г., 176с.

100. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб, «Питер», 2003 г.. 1095с.

101. Психология / под ред. И.В. Дубровиной (словарик). – М., Academia, Кафедра, 1997 г., 95с.

102. Психология: биографический библиографический словарь. Пер. с англ./ под редакцией Н. Шихи, Э.Дж. Чепмен, У.А. Конрой. – СПб, «Евразия», 1999 г., 851с.

103. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов вузов. – М., ИНФРА-М, Новосибирск, изд-во Новосиб. гос. акад. экономики и управления, 2001г., 174с.

104. Психология от А до Я: Словарь персоналий. – М., Изд-во МПСИ, Флинта, 1997 г., 154с.

105. Психология памяти: учебное пособие/ под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. – М., ЧеРо, 1998г., 814с.

106. Психология сознания / Сост. Л.В.Куликов. – СПб, «Питер», 2001 г., 475с.

107. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, «Питер», 2001 г.,712с.

108. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., «Педагогика», 1976 г., 416с.

109. Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга: потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. – М., «Наука», 2001 г., 94с.

110. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: Хрестоматия с комментариями по курсу: Введение в психологию. – М., «Смысл», 1997 г., 652с.

111. Сравнительная психология и зоопсихология / Сост. и общ. ред. Т.В. Калягиной. – СПб, «Питер», 2001 г., 412с.

112. Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы. – М., ЭКСМО, 2002 г., 304с.

113. Степанов С.С. Психология в лицах. – М., ЭКСМО - пресс, 2001 г., 379с.

114. Столяренко Л.Д., Самсыкин С.Н. 100 экзаменационных ответов по психологии. – Ростов-на-Дону, МарТ, 2001 г., 253с.

115. Тарабакина Л.В. Практикум по курсу «Психология человека». Учебное пособие для студентов пед. вузов. – М., «Педагог. об-во России», 1998 г., 112с

116. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. Избр. психол. труды. – М., МПСИ, Воронеж, ин-т практ. психол., МОДЭК, 1998 г., 539с.

117. Узнадзе Д.Н. Теория установки. – М., МПСИ, Воронеж, МОДЭК, 1997 г., 448с.

118. Хозиев В.Б. Психология: учебное пособие для 10-11х классов. – М., МПСИ, 2000 г., 398с.

119. Хрестоматия по общей психологии/ отв. ред. В.В.Петухов. – М., Рос. психол. об-во, Вып. 3 (Субъект познания), 1998г., 514 с.

120. Шиффман Х.Р. Ощущения и восприятие. 5-е изд. – СПб, «Питер», 2003 г., 924с.

121. Штерн А.С. Введение в психологию: курс лекций: учебно-методическое пособие. – М., Флинта, МПСИ, 2003 г., 310с.

122. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины ХХ века. – М., Academia, 1996 г., 410с.

Список Интернет-ресурсов по дисциплине:

10. www.psyedu.ru

11. www.psychological.ru

12. www.mgu.psy.ru

13. www.ido.edu.ru

14. www.mgppu.ru

15. www.msph.ru

16. www.pedlib.ru/Books

17. www.practic.childpsy.ru

18. http://www.clinpsy.ru

Технологическая карта дисциплины

Наименование дисциплины / курса Уровень// ступень образования (бакалавриат, магистратура) Статус дисциплины в рабочем учебном плане (А, В, С) Количество зачетных единиц / кредитов Форма отчетности Курс, семестр
Общая психология бакалавриат А Экзамен 1 курс, 2 семестр
Смежные дисциплины по учебному плану:  
«Возрастная психологии», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Профессиональная этика»  
ВВОДНЫЙ МОДУЛЬ (отсутствует) (проверка «остаточных» знаний, в том числе и по смежным дисциплинам)  
             
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ (проверка и оценка основных компетенций)
Тема учебного курса, виды текущей аттестационной работы, проверяемая компетенция Виды текущей аттестации Аудиторная или внеаудиторная Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов
  1. «Введение в курс «Психология человека»»:
1.1 Посещение лекционных занятий–дисциплинированность, культура поведения; ведение записей лекций – академическая компетенция; 1.2 Выполнение проверочной работы 1.3 Активная работа на семинарском занятии – академическая и коммуникативная компетенция. Всего по теме:
  Посещаемость, проверка и анализ конспектов Изложение Выступление, вопросы     Аудиторная.     Аудиторная Аудиторная            
2. «Методы психологического исследования»: 2.1 Посещение лекционных занятий–дисциплинированность, культура поведения; ведение записей лекций – академическая компетенция; 2.2 Выполнение контрольной работы– профессиональная аналитическая и рефлексивная компетенция; 2.3 Выполнение творческой работы (тестирования) – академическая компетенция; 2.4 Активная работа на семинарском занятии – академическая и коммуникативная компетенция. Всего по теме: Посещаемость, проверка конспектов   Изложение     Творческая работа   Выступление, вопросы       Аудиторная.     Аудиторная     Внеаудиторная   Аудиторная                          
3. «Мозг и психика»: 3.1 Посещение лекционных занятий–дисциплинированность, культура поведения, ведение записей лекций – академическая компетенцию. 3.2 Выполнение проверочной работы 3.3 Активная работа на семинарском занятии – академическая и коммуникативная компетенция. Всего по теме: Посещаемость, проверка и анализ конспектов Изложение Выступление, вопросы, дополнение   Аудиторная.     Аудиторная Аудиторная                
4. «Сознание – высшая ступень развития психики»: 4.1 Посещение лекционных занятий–дисциплинированность, культура поведения; ведение записей лекций – академическая компетенция; 4.2 Выполнение творческой работы– академическая компетенция; 4.3 Конспектирование – академическая компетенции;. 4.4 Выполнение проверочной работы; 4.5 Активная работа на семинарском занятии – академическая и коммуникативная компетенции. Всего по теме:   Посещаемость, проверка и анализ конспектов Творческая работа Конспект   Изложение Выступление, вопросы         Аудиторная.     Внеаудиторная Внеаудиторная Аудиторная Аудиторная       -                      
5. «Индивидные свойства человека»: 5.1 Посещение лекционных занятий–дисциплинированность, культура поведения, ведение записей лекций – академическая компетенция; 5.2 Выполнение самостоятельной работы (тестирования) – профессиональная аналитическая и рефлексивная компетенция; 5.3 Активная работа на семинарском занятии – академическая и коммуникативная компетенция; 5.4 Выполнение контрольной работы– профессиональная аналитическая и рефлексивная компетенция. Всего по теме: Посещаемость, проверка и анализ конспектов Творческая работа     Выступление, вопросы Контрольная работа   Аудиторная.     Внеаудиторная     Аудиторная     Аудиторная                          
6. «Психология субъектности»: 6.1 Посещение лекционных занятий–дисциплинированность, культура поведения, ведение записей лекций – академическая компетенция; 6.2 Выполнение творческой работы– академическая компетенция; 6.3 Активная работа на семинарских занятиях – академическая и коммуникативная компетенция; 6.4 Выполнение проверочной работы. Всего по теме:   Посещаемость, проверка и анализ конспектов Сочинение   Выступление, вопросы   Изложение     Аудиторная. Внеаудиторная Аудиторная     Аудиторная                        
7. «Познавательные процессы»: 7.1 Посещение лекционных занятий–дисциплинированность, культура поведения, ведение записей лекций – академическая компетенция; 7.2 Выполнение творческих работ– академическая компетенция; 7.3 Активная работа на семинарских занятиях – академическая и коммуникативная компетенция. 7.4 Участие в тестировании – академическая компетенция. Всего по теме:   Посещаемость, проверка и анализ конспектов Сочинение   Выступление, вопросы   Тестирование     Аудиторная.   Внеаудиторная Аудиторная     Аудиторная                          
8. «Личность и индивидуальность»: 8.1 Посещение лекционных занятий–дисциплинированность, культура поведения, ведение записей лекций – академическая компетенция; 8.2 Выполнение самостоятельной работы (тестирования) – профессиональная аналитическая и рефлексивная компетенция; 8.3 Активная работа на семинарском занятии – академическая и коммуникативная компетенция. 8.4 Выполнение контрольной работы Всего по теме: Посещаемость, проверка и анализ конспектов Творческая работа     Выступление, вопросы, дополнение Контрольная работа   Аудиторная.     Внеаудиторная     Аудиторная     Аудиторная                        
9. «Общение и деятельность как способы социальной жизни человека» 9.1 Посещение лекционных занятий–дисциплинированность, культура поведения, ведение записей лекций – академическая компетенция; 9.3 Выполнение самостоятельной работы (наблюдения) – профессиональная аналитическая и рефлексивная компетенция; 9.4 Выполнение творческой работы– академическая компетенция; 9.4 Выполнение проверочной работы 9.5 Активная работа на семинарском занятии – академическая и коммуникативная компетенция. Всего по теме: Посещаемость, проверка и анализ конспектов Творческая работа     Аналитическое сочинение Изложение Выступление, вопросы, дополнение     Аудиторная.     Внеаудиторная     Внеаудиторная   Аудиторная Аудиторная                          
10. «Малая группа- форма социальной организованности» 10.1 Посещение лекционных занятий–дисциплинированность, культура поведения, ведение записей лекций – академическая компетенция. 10.2 Выполнение проверочной работы 10.3 Активная работа на семинарском занятии – академическая и коммуникативная компетенция. Всего по теме: Посещаемость, проверка и анализ конспектов Изложение Выступление, вопросы, дополнение     Аудиторная.     Аудиторная Аудиторная              
Итого:
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
Тема или задание текущей аттестационной работы Виды текущей аттестации Аудиторная или внеаудиторная Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов
Подготовка презентации по выбранной теме Показ презентации внеаудиторная
Изучение и анализ произведения одного из авторов: Л.С.Выготского, А.Р. Лурии, Д.Б. Эльконина, А.Н.Леонтьева, П.К. Анохина, С.Л. Рубинштейна, В.В.Давыдова и др. (по выбору студента) реферат внеаудиторная
Итого:

Наши рекомендации