Трудовая деятельность и общение человека и общества.

Другие классификации отмечают творческую, трудовую, по­требительскую деятельность и т.д.

Творческой является вся деятельность людей, преобразую­щая природный мир и социальную действительность в соответст­вии с их целями и потребностями. Творчество означает деятель­ность, порождающую нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творческая деятельность немыслима без ком­бинирования, моделирования уже имеющихся знаний, известных способов действий, которая проявляется путем воображения, фантазии, т.е. мысленное восприятие человеком действительно­сти в новых, необычных, неожиданных сочетаниях.

Важнейшим механизмом творчества является интуиция - зна­ния, условия получения которого бездоказательны, а опираются на чутье, тонкое понимание человека.

Особенностью трудовой деятельности является своеобразие ее мотивов. Труд всегда нацелен на достижение определенных, заранее ожидаемых результатов. Для успеха трудовой деятель­ности требуется совокупность физических, интеллектуальных, творческих и иных усилий.

Труд - это определенный вид человеческой деятельно­сти, который в конечном итоге направлен на достижение практи­чески полезного результата.

О содержании трудовой деятельности человека можно судить по тем функциям, которые он выпол­няет, по степени их разнообразия и сложности, по уровню самостоятельности и творчества работника.

Характер требований, предъявляемых к участни­ку трудовой деятельности, зависит от многих факто­ров, в первую очередь от конкретного содержания труда и места в системе разделения труда. Общие требования таковы:

1. Работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс (требование профессиона­лизма);

2. Квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером тру­да. Чем сложнее труд, тем выше требования к специ­альной подготовке участника трудового процесса (требование квалификации);

3. От работника требуется безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового рас­порядка, соблюдение заданных параметров производственного процесса, выполнение обязанностей, вытекающих из содержания трудового договора (тре­бований трудовой, технологической, исполнительской, договорной дисциплины).

Под духовной деятельностью понимают творческий процесс производства и воспроизводства духовных ценностей (идей, знаний, представлений и т.д.), а также их сохранение, распределение, распространение и потребление. В связи с этим духовную деятельность можно условно разделить на духовно-теоретическую (производство духовных ценностей) и духовно-практическую (сохранение, распределение, распространение и освоение созданных духовных ценностей). Специализированными видами духовной деятельности являются наука, искусство, религия, образование.

Духовная деятельность связана с созданием идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей. Материальными носителями этих ценностей являются книги, картины, различные произведения искусства и культуры и т. д. Заключенные в них идеи и чувства составляют главное их духовное содержание.

Наряду с материальной и духовной деятельностью выделяется также управленческая деятельность, главная цель которой – обеспечение согласованности и упорядоченности различных сфер общественной жизни, регулирование связей между людьми, их деятельностью и общественными отношениями. Управленческую регулятивную деятельность осуществляют администраторы ,управляющие различных уровней, законодатели, политики, обладающие специальными знаниями и навыками. Управленческая деятельность осуществляется на различных уровнях - от государства до семьи, имеет сложную иерархическую структуру, включает различные средства управления, в том числе и принуждение. В различных сферах общественной жизни используются различные формы управления. Для обеспечения безопасности и благополучного существования государства и граждан важнейшей формой управления является политическая и правовая деятельность, ее ориентация на нравственные ценности.

Один из необходимых видов общественной деятельности - это социальная деятельность(в узком смысле слова), или деятельность по обслуживанию людей. Этому виду деятельности соответствует так называемая сфера обслуживания, предназначение которой заключается в воспроизводстве, сохранении полноценной, здоровой жизни, стимулировании активности человека, т.е. непосред­ственном обслуживании человека. Такие задачи через систему обучения, воспитания, здравоохранения выпол­няют учителя, врачи, артисты, многочисленные работники сферы обслуживания. Разнообразные виды человеческой деятельности реализуются в различных сферах общественной жизни, образуя сложную иерархическую систему взаимосвязей и взаимозависимостей, характери­зующих общество как единую, целостную систему. Таки­ми сферами являются: экономическая, политическая, правовая, нравственная, религиозная, эстетическая, эко­логическая, научная и др.

От этого во многом зави­сит общий уровень развития общества, шкала его гума­нистического «измерения» и духовного состояния, век­тор прогрессивного развития.

В процессе совместной работы люди общаются друг с другом, обмениваются способами деятельности. Деятель­ность невозможна без общения. Именно в общении и че­рез него происходит передача накопленного опыта.

Деятельность оказывает огромное влияние на личность , являясь той основой, на которой происходит развитие последней. В процессе деятельности индивид самореализуется и самоутверждается как личность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Оказывая преобразовательное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной среде, но перестраивает и совершенствует ее. Вся история человеческого общества – это история деятельности людей.

Все эти сферы общественной жизни в современных условиях тесно переплетены друг с другом и, в конечном счете, как показывает теория развития человеческого общества, приобретают смысл и реализуют свое предназначение в зависимости от их нравственной ориентированности.

Игра в жизни человека.

В качестве человеческой деятельности эффективно использу­ется игра, которая проявляется в активном общении. Суть игры состоит в удовлетворении влечения симво­лическими средствам. Вместе с тем многие игры настолько слож­ны и изощренны, что требуют сами больших усилий и напряже­ния. Примером могут служить шахматы. Символика игры создает особую психологическую установку, когда человек одновременно верит и не верит в происходящее. Игра побуждает использовать все силы и мастерство для достижения цели. Например, во мно­гих играх присутствуют конкурентные, агрессивные, сексуальные мотивы (спорт, конкурсы, лотереи, танцы), реализуются «накопи­тельские» влечения, которые в быту оцениваются как проявление жадности (коллекционирование). Обыгрывается и значение смер­ти (гладиаторские бои, коррида). В прошлом многие игры носили жестокий антигуманный характер. В России практиковались уличные бои - «стенка на стенку», медвежья травля. В течение двух последних столетий произошла гуманизация игр. Кино, те­левидение, спорт выполняют игровые функции.

Таким образом, отметим, что первым видом активности каждого человека в детстве является игра. В широком смысле игра предполагает не только специализированные ее виды - детские, спортив­ные, карточные, но и возможность превращения любой деятельности в игру. В этом случае целью становится сам процесс, а не его результат. В игре утверждаются челове­ческие способности и умения, приобретаются знания, формируется духовный мир.

Наши рекомендации