Возможные временные границы мировосприятия человека
Вероятностные границы мировосприятия определяются масштабами разнообразия явлений, процессов, событий, ситуаций, с которыми, как предполагает человек, он может столкнуться в своей жизни. На эти границы большое влияние оказывают жизненный опыт, образованность и культура человека. Вероятностные границы восприятия природных явлений у путешественника в десятки раз шире, чем у человека, не выезжавшего из своего села или города.
Чем шире вероятностные границы мировосприятия человека, чем больше он видел и знает, тем реже он попадает в стрессовые ситуации, так как оказывается психологически готов к любому варианту развития событий. Чем уже диапазон событий, которые, как человек считает, с ним могут произойти, тем чаще он сталкивается с неожиданностями. Типичные реакции на несоответствие ожидаемого и реальности — стресс и конфликты.
Многие люди любят прогнозировать свою жизнь, строить планы на будущее. Однако немало и таких, кто живет лишь сегодняшним днем. Тем более, что в современной России трудно что-либо прогнозировать — ситуация в обществе не предсказуема. Большинство прогнозов поверхностны и чересчур эмоциональны. В них обычно рассматривается один вариант будущего развития событий. Временные рамки и этапы прогноза обычно четко не определяются. Очевидно, что без хорошего прогноза не может быть принято
— Профилактика конфликтов и стресса жизни —
правильное решение, в том числе и в конфликтной ситуации. Следовательно, качество прогнозов необходимо улучшать. Предлагаем учителям, директорам общеобразовательных школ, работникам органов управления школами следующий довольно простой способ повышения качества прогнозов. Прогноз заключается в определении трех основных вариантов развития событий: наилучшего, наихудшего, наиболее вероятного. По каждому из этих вариантов рассматривается три этапа развития будущего: ближайший, отсроченный и перспективный (табл. 16).
Таблица 16
Варианты прогнозирования будущего
Этапы Варианты | Ближайшие события, последствия | Отсроченные события, последствия | Перспективные события, последствия |
Наилучший | |||
Наихудший | |||
Наиболее вероятный |
Если бы люди научились предвидеть последствия своих действий, то половины конфликтов не случилось бы. Попробуйте прогнозировать варианты развития своего района, школы, вашего положения в школе, семье, личной жизни, и вы избавитесь от многих стрессов и конфликтов, поскольку будете готовы к любым неожиданностям.
Содержательные границы мировосприятия. Понимание человеком того, что происходит с ним, его семьей, экономикой, нацией, страной, человечеством, оказывает существенное влияние на стресс и конфликты.
В любой общеобразовательной школе существуют многообразные связи и отношения между теми, кто находится в ее стенах. Учитель, тем более директор или вышестоящий руководитель должны понимать, что, во-первых, они знают и понимают далеко не все из того, что происходит в школе. Во-вторых, они должны постоянно расширять и углублять свои знания о процессах, идущих в школе, и не только в ней. Процесс познания учителями преподаваемых ими предметов, самого себя, окружающего мира в целом, бесконечен.
Глава 7
Важно никогда не останавливаться на этом пути. Необходимо помнить о том, что наши знания всегда гораздо меньше того, что мы не знаем. Учитель, развивающий свой кругозор, — пример для школьника. Для учеников процесс саморазвития вполне естественный. Не стоит забывать высказывание Ф. Бэкона: «В знании — сила».
Здоровье учителей и стресс
Повседневной жизни
Стресс, конфликтность человека нередко обусловлены состоянием его здоровья. Если человек болен, ему труднее противостоять стрессу, он становится более чувствительным к отношению со стороны окружающих. Поэтому поддержание хорошего здоровья — не только физического, но и психического — одно из важных средств профилактики конфликтов. Существует множество способов, методик и приемов восстановления и поддержания здоровья. Учитывая то, что сегодня большинство россиян испытывают хронический дефицит времени, советуем применять такие методики, которые при минимальных затратах времени давали бы максимальные результаты. Рассмотрим некоторые их них.
1. Больше всего времени, треть жизни, человек тратит на сон. Следовательно, очень важно обеспечение здорового сна. Спать необходимо на ровной, достаточно жесткой, с невысокой подушкой, постели. Перед сном желательна прогулка на свежем воздухе. В течение двух часов перед сном лучше избегать большой интеллектуальной и эмоциональной нагрузки. Воздух в спальне должен быть свежим. Спальное место должно быть расположено так, чтобы человек лежал головой на север, или, по крайней мере, необходимо поставить кровать так, чтобы угол отклонения от этого положения был минимален.
2. Организм человека примерно на 65% состоит из воды. Качество потребляемой воды оказывает существенное влияние на состояние его здоровья. Вода из крана нуждается в очистке. Воду из других источников также желатель-
— Профилактика конфликтов и стресса жизни —
но очищать. Наиболее распространенный способ очистки — фильтрация. Однако, во-первых, многие фильтры, задерживают только крупные частицы примесей, пропуская молекулы вредных веществ. Во-вторых, очищающие мембраны быстро засоряются, что требует их периодической замены. В-третьих, на современном российском рынке часто продаются фильтры низкого качества.
Питьевую воду и воду для приготовления пищи можно очищать эффективно, просто и дешево. Способ таков. Эмалированная кастрюля с водой ставится в морозильник, зимой — на балкон. Когда вода охладится так, что на ее поверхности появятся первые кристаллы или пленка льда, ее выливают в другую кастрюлю, а лед выбрасывают. Он представляет собой замерзшую так называемую «тяжелую» воду, которая вредна для организма. Затем воду снова ставят в морозильник или на балкон и замораживают так, чтобы жидкой осталось примерно 20% объема воды, имеющейся в кастрюле. Незамерзшая вода представляет собой раствор солей и примесей, вытесненных при замерзании чистой воды. Ее сливают в раковину. Лед тает и становится хорошо очищенной и вкусной водой.
3. Влияние на состояние здоровья человека качества
воздуха ныне не стоит доказывать. В современных условиях появилась возможность очищать воздух в квартире
и в производственных помещениях. Это особенно важно
для тех, кто живет в городе. Качество воздуха можно улучшить с помощью различных фильтров и ионизаторов, их
подбирают индивидуально, в соответствии с потребностями и возможностями человека.
Необходимо очищать воздух в доме и на работе, в том числе в кабинетах и классах школы. Проблема качества воздуха на селе, конечно, менее острая, чем в городских условиях. Однако и в сельской школе необходимо поддерживать хороший воздух в классе, спортзале, учительской, постоянно проветривая помещения.
4. Физическая культура оказывает мощное воздействие
не только на здоровье человека вообще, но и на его психическое состояние, в частности. Если человек часто подвергается
воздействию стресса, то хорошим средством профилактики
его, несомненно, могут стать регулярные занятия физической культурой. Все это знают, но мало у кого хватает силы
Глава 7
воли использовать такой простой способ повышения устойчивости к стрессу и конфликтам.
5. За последние сто лет состояние среды обитания человека резко ухудшилось, что также является одной из причин стресса. Человек должен стремиться максимально приблизить свою среду обитания к естественной: дома и на работе хорошо иметь комнатные растения; цвет обоев
должен быть близок к природным, полезно завести аквариум с рыбками.
Около 80% информации об окружающем мире человек получает посредством зрения. Звуковая информация также оказывает заметное влияние на психическое состояние человека. Желательно избегать воздействия громких, неестественных звуков: громкой музыки, шумов двигателя, различных агрегатов и инструментов и т. п.
Для профилактики стресса необходимо как можно чаще отдыхать вне населенных пунктов — на природе.
6.За последние 100 лет в питании человека произошли существенные изменения. Появилось много рафинированных и генетически измененных продуктов. Оздоровить питание — это значит сделать его умеренным, разнообразным, насыщенным растительной пищей, богатой витаминами и микроэлементами.
7. Напряженный темп жизни и нарушения экологии среды негативно влияют на здоровье человека. Существует много способов оздоровления организма. Один из них — очищение желудочно-кишечного тракта, печени, почек, суставов. Очищение организма укрепляет жизненный тонус, улучшает настроение, повышает устойчивость человека в конфликтных и стрессовых ситуациях.
ГЛАВА 8. ОБЩЕНИЕ И
ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ
Общение играет исключительно важную роль как в возникновении, так и в профилактике конфликтов. Именно в сфере общения зарождается и начинается большинство конфликтов. Общение является основным инструментом предупреждения и завершения конфликтов... «Бестактный человек является главным источником конфликтов», — отмечал Аристотель более двух тысяч лет назад.
Рассмотрим 40 рекомендаций по оптимизации общения в школьных коллективах, снижению его конфликтогенности. В их основе лежат исследования и материалы, подготовленные зарубежными (Д. Карнеги, С. Паркинсон) и отечественными (А.Б. Добрович, Ю.П. Зуев, А.А. Малышев, Л.А. Петровская и др.) специалистами, а также собственные разработки автора.
Как грамотно определить
содержание общения
В школе у детей интенсивно формируются умения и навыки общения с окружающими. Умение говорить и слушать оказывает определяющее влияние не только на учебу школьников, но и на деятельность учителей. Грамотное общение дает возможность ученику или учителю предупредить возникновение противоречий во взаимодействии с другими членами школьных коллективов. Поэтому совершенствование способов общения прямо или косвенно способствует профилактике конфликтов между людьми.
Люди оценивают друг друга и формируют отношение к окружающим по результатам деятельности, характеру по-
Глава 8
ведения, общению и внешнему виду. У директора общеобразовательной школы, учителя и ученика общение является важнейшей составляющей руководящей, педагогической и учебной деятельности. Роль общения в жизнедеятельности общеобразовательной школы трудно переоценить. Еще в XVIII в. швейцарский писатель И.К. Лафарет отмечал: «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда тебе больше нечего сказать».
Опрос выпускников сельских школ, проведенный в 2000 г. Институтом педагогики социальной работы РАО совместно с СПб ГУ и Институтом общего среднего образования РАО, показал, что выпускники высоко оценивают значение общения в будущей профессиональной деятельности. Ответы на вопрос: «Какие, на ваш взгляд, качества личности необходимы современному работнику?» распределились следующим образом (табл. 17).
Таблица 17