Степень распространенности различных причин конфликтов в учительской среде
Причины конфликтов | Частота конфликтов (в%) | |
часто | редко | |
Малая учебная нагрузка | ||
Большая учебная нагрузка | ||
Неудобное расписание уроков | ||
Значительные затраты времени на дела, не имеющие непосредственного отношения к обучению и воспитанию школьников | ||
Личные | ||
Распределение жилья | ||
Распределение путевок в дома отдыха, санатории | ||
Преподавание предметов, не являющихся специальностью |
Г.И. Козырев, обобщая перечисленные причины конфликтов в учительской среде, выделяет главные:
• проблемы общения — например, отсутствие такта, вспыльчивость, нетерпимость к недостаткам других, завышенная самооценка, психологическая несовместимость и др.;
• устаревшая административная система управления школьными заведениями, построенная по принципу начальник — подчиненный, в которой почти не остается места для нормального человеческого общения.
__________
1Куконков П.И. Конфликт в социально-педагогическом процессе// Социальные конфликты. — М.,1997. — Вып. 12. — С.149.
ГЛАВА 4. ДИАГНОСТИКА
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И КОНФЛИКТОВ
В ШКОЛЕ С ПОМОЩЬЮ МОДУЛЬНОГО
СОНИОТЕСТА
Своевременная диагностика межличностных конфликтов в школьных коллективах имеет важное значение как для их профилактики, так и для конструктивного разрешения. Кроме того, школьный психолог, директор, классный руководитель нуждаются в методиках, позволяющих создать в школе систему оценки индивидуальных особенностей учеников и учителей. Описываемый ниже модульный социотест диагностики взаимоотношений и межличностных конфликтов в классе, учительском коллективе позволяет во многом решить указанные проблемы.
Общая характеристика
Модульного социотеста
Чтобы предупредить возникновение деструктивных конфликтов между школьниками или учителями, необходимо хорошо знать характер взаимоотношений в школьном коллективе, иметь информацию о тенденциях в их развитии, знать учеников и учителей, имеющих трудности в общении с окружающими, помогать им в налаживании отношений. Не имея представления о характере взаимоотношений между учениками и учителями, трудно говорить об эффективной работе по предупреждению конфликтов. Чем более глубокой, достоверной, разносторонней и оперативной информацией о взаимоотношениях учеников в классе мы владеем, тем более результативной может быть работа по профилактике конфликтов.
__ Диагностика взаимоотношений и конфликтов в школе с помощью модульного социотеста
Кроме того, постоянное отслеживание этих взаимоотношений является важной предпосылкой психологически обоснованного подбора, расстановки и выдвижения учителей. Компетентная кадровая работа в школе способствует предупреждению деструктивных конфликтов между учителями, заметно повышает качество учебно-воспитательного процесса.
В своей практике учителя, школьные психологи, классные руководители, директора чаще всего используют наблюдение и оценку результатов деятельности и поведения учеников как методы изучения взаимоотношений между ними. Из научно обоснованных наиболее популярны раз-личные варианты социометрической методики, которыми школьные психологи реально пользуются для изучения взаимоотношений в школьном коллективе.
Недостатком социометрической методики является не-полная анонимность, поскольку социометрическая карточка либо подписывается, либо ее автора можно определить по почерку. Кроме того, она позволяет выявить не все, а только наиболее выраженные взаимные оценки членов группы. Методика не ориентирована на диагностику конфликтов, отсутствует стандартизация получаемых данных, применяются измерительные шкалы, позволяющие довольно приближенно оценить взаимоотношения, оценивается не столько реальное, сколько предполагаемое поведение коллег по работе.
Предлагаемый модульный социотест Анцупова (МСА) предназначен для комплексной диагностики взаимоотношений и межличностных конфликтов в классе или учительском коллективе. На его основе в школе может быть создана система диагностики индивидуальных особенностей учеников и учителей, оценки взаимоотношений и конфликтов в школьных коллективах. Тест имеет модульную структуру, включающую две базовые и несколько дополнительных измерительных шкал. Два первых базовых модуля позволяют оценить отношение к каждому школьнику (учителю) со стороны любого из учеников (учителей). Сопоставление ответов на первые два вопроса дает возможность выявить не только реальные, но и потенциальные конфликтные взаимоотношения в классе. Кроме того, два базовых модуля позволяют количественно оценить такую важную характеристику конфликта, как интенсивность и острота.
Глава 4
Дополнительные модули используются в зависимости от целей изучения школьного коллектива и позволяют оценить качество работы каждого ученика в классе, его нравственные качества, знания изучаемых предметов, степень его помощи членам группы, усилия по достижению личных: и общегрупповых интересов, характер выполнения данных обещаний, а также другие особенности группы и каждого! ее члена.
Процедура опроса с помощью МСА занимает немного времени, что обусловлено количеством используемых модулей и численностью класса или учительского коллектива. Продолжительность опроса класса из 20 человек по четырем модулям составляет 20-35 мин. Практика показывает, что количество оценок в ходе одного опроса не должно превышать 100-120. При необходимости дать большее количество оценок опрашиваемые устают и начинают работать формально.
Опросные листы для учеников или учителей приведены в Приложениях 1, 2. В зависимости от целей, которые ставит перед собой школьный психолог или директор школы, в конкретный опросный лист может быть включено от одного до семи — девяти вопросов. Оценки выставляются на специальном бланке, разработанном таким образом, чтобы исключить всякое подозрение опрашиваемого относительно возможности определить его автора по почерку. Форма бланков оценки взаимоотношений приведена в Приложениях 1, 2. При ответе на каждый вопрос отношение к другому члену группы может оцениваться любым баллом — от +5 до -5. Например, +4, +1, 0, -2 и т. п.
Чтобы повысить достоверность получаемой информации, предусмотрены три варианта анонимности ответов. Опрашиваемый по собственному желанию выбирает устраивающий его вариант. При первом варианте опроса будет пофамильно известно, кто, кому и какую оценку выставил. В этом случае опрашиваемый, заполняя бланк, указывает, под каким номером в общем списке дана его фамилия, т. е. фактически подписывает свой бланк. Опросы в школах показывают, что такой вариант заполнения могут выбрать 10-15% опрашиваемых учителей и до 90% — учеников. При втором варианте анонимности после опроса будет известно пофамильно, кому и какая оценка выставлена. Од-
___ Диагностика взаимоотношений и конфликтов в школе с помощью модульного социотеста
нако, кто именно и какую оценку поставил, известно не будет, так как бланк не подписывается. Такой вариант заполнения бланка опрашиваемые учителя выбирают чаще всего.
При полной анонимности опрашиваемый выставляет оценки всем учителям, но последовательность известна только ему, поэтому никто не знает, кто поставил оценку и кому. Здесь по результатам опроса можно дать лишь общую оценку взаимоотношений между членами группы, количества и интенсивности конфликтов между ними. Однако достоверность полученных данных при этом варианте наиболее высока. Практика показывает, что этим вариантом обычно пользуются учителя при опросе небольшой группы (не более семи человек). Причем, чем старше учителя и больше их стаж работы в школе, тем чаще они используют вариант полной анонимности. В типичном управленческом коллективе среднего звена данный вариант обычно избирают около 10% опрашиваемых. Вариант заполнения определяется индивидуально каждым опрашиваемым перед началом оценки, а фиксируется на бланке после того, как оценен последний человек в списке группы. При оценке учеников третий вариант анонимности не используется.
Оценка отношения к каждому члену группы выставляется знаком «+» в соответствующих строке и колонке бланка. В первой колонке по вертикали числами 1, 2, 3 ... 19, 20 обозначаются члены группы, входящие в состав изучаемого коллектива. Их пофамильный список на время опроса пишется на доске или на листках бумаги, которые раздаются каждому опрашиваемому. Оптимальная численность опрашиваемой группы 10-20 человек. Чем больше численность опрашиваемой группы, тем меньшее число шкал целесообразно использовать.
Если опрашиваемый затрудняется оценить кого-либо из членов группы, то ставит значок в колонке, обозначенной буквами «т.о.» — трудно оценить. Себе опрашиваемый выставляет нулевые оценки по всем шкалам.
Основные достоинства модульного социотеста обусловлены следующими его особенностями:
• оцениваются реальная деятельность и реальные взаимоотношения каждого члена группы за достаточно дли-тельный период, что повышает объективность оценки;
_ Глава 4
• учитываются абсолютно все взаимоотношения в группе;
• использование достаточно «тонкой» десятибалльной шкалы повышает точность оценок;
• выбор самим опрашиваемым степени анонимности ответов повышает их правдивость;
• выявляются не только конфликты, но и общий характер взаимоотношений в группе, оцениваются возможности коллектива, определяются лидеры и аутсайдеры в разных сферах деятельности группы и др.;
• все взаимоотношения и конфликты оцениваются количественно, что позволяет стандартизовать данные;
• собирается достаточно разносторонняя информация, позволяющая не только диагностировать конфликты, но^ и определить некоторые их причины, оценить группу в целом и каждого из ее членов;
• МСА прост в использовании и обработке данных с по-мощью компьютера. За счет модульной структуры он может быть приспособлен к задачам любого социально-психологического исследования класса или учительского коллектива;
• на основе модульного социотеста в школе может быть создана эффективная система диагностики и профилактики конфликтов;
• МСА позволяет повысить качество руководства школьным коллективом на основе знания индивидуально-психологических особенностей всех школьников и учителей, использовать эффект соревнования между ними.
Основные недостатки МСА определяются тем, что в боль-шей степени он ориентирован на диагностику взаимоотношений и конфликтов и не позволяет выявить их причины. Анализ полученных данных требует от школьного психолога опыта владения методикой. Обработка данных ведется с использованием микрокалькулятора, а лучше ПЭВМ. Так, в результате опроса класса численностью 30 человек по четырем модулям школьный психолог получает 3600 оценок. Их обработка требует времени и аккуратности.
Диагностика взаимоотношений и конфликтов в школе с помощью модульного социотеа.
Возможности
Модульного социотеста
Исследование или диагностика межличностных конфликтов в группе, проведенные с помощью МСА, позволяют собрать значительное количество информации. Ее обработка ведется по следующим основным направлениям.
1. МСА позволяет выявить абсолютное и относительное число конфликтных и полуконфликтных диад. В принципе конфликтной является диада опрашиваемых, находящихся в состоянии реального конфликтного взаимоотношения, т. е. когда оппоненты противодействуют и негативно относятся друг к другу. Если же они просто недружелюбно настроены друг к другу, то это может свидетельствовать не столько о конфликте, сколько о предконфликтной ситуации. Кроме того, работник может относиться к сослуживцу негативно, но последний не воспринимает его отношение таковым, может даже считать, что этот член группы относится к нему положительно. Случается и обратная ситуация: позитивное отношение оценивается как негативное.
Взаимоотношения в диаде членов группы оцениваются по четырем позициям:
• учеником А своего отношения к ученику Б;
• учеником А отношения к нему ученика Б;
• учеником Б своего отношения к ученику А;
• учеником Б отношения к нему ученика А. Конфликтными можно считать взаимоотношения в том
случае, если все четыре оценки отрицательные. Однако нет достаточно надежных методик, позволяющих определить характер всех четырех оценок. С определенной степенью условности можно считать конфликтными взаимоотношения учеников А и Б на основе их негативной оценки только учеником А (первые две оценки) или Б (вторые две оценки). Ведь А строит свое взаимодействие с Б не на основе мнения Б о своем отношении к А, а на основе своего представления об отношении к нему Б.
Учитывая сказанное выше, абсолютное число условно конфликтных или полуконфликтных диад в коллективе можно определить по формулам:
Глава 4
где:
МО i — (мое отношение) отрицательная оценка заполнявшим бланк своего отношения к указанному в списке по номером i;
ОМ i— (отношение ко мне) отрицательная оценка эти' же опрашиваемым своего представления об отношении к нему i-го в списке;
Кабс — абсолютное число конфликтных диад в группе;
ПКабс — абсолютное число полуконфликтных диад в группе;
п — число членов группы.
Индекс конфликтности взаимоотношений в группе можно определить по формуле:
2. С помощью МСА можно оценить среднюю интенсивность конфликтных диадных взаимоотношений в классе, которая вычисляется по формуле:
Если, например, А оценил свои взаимоотношения с Б как МО = -4 балла, ОМ = -3 балла, то интенсивность конфликтности взаимоотношений в данной диаде будет такова:
—Диагностика взаимоотношений конфликтов в школе с помощью модульного социотесга —
Если В группе есть еще одна конфликтная диада, взаимоотношения в которой оцениваются как МО = -3 балла, а ОМ = -3 балла, то средняя интенсивность конфликтности будет:
3. MCA позволяет выявить учеников, имеющих наибольшее число конфликтных взаимоотношений. Для этого просчитывается индивидуальный индекс конфликтности. Если его определять по результатам заполнения каждого бланка, то получается анонимный индивидуальный индекс конфликтности. Если же оценить все негативные оценки, выставленные одноклассниками конкретному ученику, то получится персонифицированный индивидуальный индекс конфликтности. Он вычисляется по формуле:
где:
Иа и Ип — индивидуальный индекс конфликтности (со-ответственно анонимный и персонифицированный);
п — число членов группы;
т — число членов группы, давших оценки.
4. С помощью МСА можно выявить ранг каждого ученика в коллективе по каждой из используемых шкал. Для этого необходимо определить среднюю арифметическую всех оценок, выставленных конкретному ученику одноклассниками по данной шкале. Лидирующее положение по шкале МО показывает его авторитетность в данном коллективе. Максимальные по сравнению с другими баллы, полученные по шкале ОМ, показывают степень коммуникабельности, хороший эмоциональный контакт этого ученика с одноклассниками. Ученики, получившие высокий балл по шкале «Качество учебы», являются лидерами в коллективе в учебной деятельности. Максимальные баллы, полученные по шкале НК (Нравственные качества), позволяют выявить тех, кто пользуется наибольшим авторитетом
Глава 4
в этой области и может выступать в роли авторитетного посредника при разрешении конфликтов между членами коллектива.
Обобщение оценок, полученных по каждой шкале, дает возможность оценить общее положение ученика в коллективе, используя формулу:
где:
МО — мое отношение;
ОМ — отношение ко мне;
КД — качество выполнения должностных обязанностей;
НК — нравственные качества.
Сравнительная оценка результатов, полученных руководителями педагогического коллектива, и средних показателей по коллективу в целом позволяет оценить место формальных лидеров в неформальной структуре учительского коллектива школы, определить сильные и слабые стороны руководства. Это возможно, если руководство школы приняло решение оценить с помощью МСА социально-психологический климат в учительском коллективе.
5. МСА позволяет определить, насколько точно руководитель представляет положение дел в возглавляемом им коллективе.
Положение дел в коллективе во многом зависит от качества руководства, особенно если речь идет о социально-психологическом климате и конфликтах. Руководители не могут оказывать достаточно эффективное влияние на социально-психологический климат, не имея адекватного представления о нем. Чтобы картина была ясной оценку руководителем характера взаимоотношений между учениками или учителями по тем же шкалам, по которым проводится опрос, сравнивают с результатами опроса всех учеников или учителей.
Выявление неформальных лидеров с помощью этой методики также может облегчить директору школы или классному руководителю процесс руководства, эффективнее использовать в работе социально-психологические факторы.
__ Диагностика взаимоотношений и конфликтов в школе с помощью модульного социотеста
6. Определив среднюю арифметическую всех оценок, полученных по каждому из вопросов в отдельности, можно количественно оценить общий характер взаимоотношений, качество учебы, нравственный потенциал, качество совместной деятельности и характер взаимодействий учеников или учителей в коллективе. Например, опрос класса, состоящего из 22 человек, позволил установить, что в целом ученики оценивают взаимоотношения в коллективе МО =1,9 балла. Их представление о том, как относятся одноклассники к ним, отличается от реального отношения и составляет ОМ = 1,3 балла. Средняя оценка качества учебы КУ = 2,2 балла, а нравственных качеств НК = 1,7 балла. Поведение учеников в школе при данном опросе не оценивалось из-за большого числа учеников в классе и затруднениях при ответе на все пять вопросов. Сравнение МО и ОМ показывает, что ученики оценивают отношение к ним одноклассников хуже, чем оно есть на самом деле. Сравнение КУ (по сути, это профессиональные качества) с НК показывает превосходство первых.
7. Периодическая, один два раза в течение года, оценка состояния взаимоотношений во всех классах и учительском коллективе школы позволяет довольно точно выявить тенденции в динамике взаимоотношений во всех коллективах школы и, следовательно, принять своевременные меры по их совершенствованию. При целенаправленной работе руководителей общеобразовательной школы по улучшению социально-психологического климата можно достаточно объективно оценить полученные результаты.
Регулярная оценка взаимоотношений с помощью МСА дает возможность каждому члену группы выявить характер изменений своего положения в коллективе, определить направления и результативность работы по улучшению взаимоотношений с одноклассниками, а если это касается учителей — коллегами. МСА позволяет также оценить эффективность работы по предупреждению конфликтов между учениками, динамику показателей взаимоотношений в группе, характеризующих их конфликтность, изменение положения наиболее конфликтных членов класса и т.д.
Глава 4
Таблица 4