Социальная психология конфликта.
Конфликт – способ разрешения противоречий, заключающийся в противодействии субъектов конфликта (обычно сопровождается негативными эмоциями).
Необходимые условия для возникновения конфликта: наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений.
Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций, или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, то такие ситуации являются предконфликтными.
Характеристики конфликта:
— структура,
— динамика,
— функция,
— типология конфликтов.
Конфликт может иметь и деструктивные, и конструктивные функции.
Конструктивные функции:
— полностью или частично удаляются противоречия, которые возникли из – за плохо организованной деятельности.
— можно более полно оценить индивидуально-психологические особенности людей.
— способствует ослаблению психологической напряженности.
— источник развития личности, межличностных отношений.
— способствует самоутверждению личности.
Деструктивные функции:
— негативно действует на психическое состояние участников.
— может сопровождаться психологическим и физическим насилием оппонентов.
— сопровождается стрессом.
— формирует негативный образ другого – "образ врага".
Структура социального конфликта:
Объективные составляющие:
— участники конфликта
— объект конфликта (собственно причина противоречия, ресурс, идея, власть или др.)
— инцидент (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта
— микро – среда – ближайшее окружение сторон
— макро – среда – социальные группы, представителями которых являются учстники конфликта.
Субъективные составляющие: позиции участников конфликта, их восприятие конфликтной ситуации, образ конфликтной ситуации.
Когда человеку (группе) препятствуют в удовлетворении какой – либо потребности, возникает фрустрация. Человек может отступить от намеченных целей или же фрустрация перейдет в агрессию. При возникновение агрессии, развивается социальный конфликт.
Классификация социальных конфликтов:
Г. Зиммель и Л. Козер, все конфликты можно поделить на реалистические (порождаются объективными обстоятельствами) и нереалистические (характеризуются преобладанием эмоций).
А. Рапопорт выделяет три основных вида конфликта: война ("схватка"), споры ("дебаты") и игры.
Все конфликты могут быть подразделены на конструктивные (функциональные) и деструктивные (дисфункциональные), на позитивные и негативные, антагонические и компромиссные.
По сфере проявления: социальные, экономические, политические конфликты и организационные.
По направленности воздействия: вертикальные (начальник – подчиненный) и горизонтальные конфликты (подчиненный – подчиненный, начальник – начальник).
По степени выраженности противостояния: открытые и закрытые.
По количеству участников: внутриличностные («плюс-плюс», «плюс-минус», «минус-минус»), межличностные, межгрупповые.
Дойч выделяет следующие шесть типов конфликта:
В качестве основания для классификации Дойч называет «отношение между объективным состоянием дел и состоянием дел, как оно воспринимается конфликтующими сторонами».
1) «Подлинный конфликт». Это конфликт, «который существует объективно и воспринимается адекватно». (Если жена хочет использовать свободную комнату в доме для занятия живописью, а муж в качестве кабинета, они вступают в «истинный» конфликт.)
2) «Случайный, или условный, конфликт». Существование этого типа конфликта «зависит от легко изменяемых обстоятельств, что, одна ко, не осознается сторонами». («Подлинный конфликт» предыдущего
примера превращается в «случайный», если допустить, что жена и муж не замечают, что имеется еще мансарда, гараж или какое-то другое помещение, которое легко может быть преобразовано в кабинет или студию.)
3)«Смещенный конфликт». В этом случае имеется в виду «явный конфликт», за которым скрывается некоторый другой, скрытый конфликт, лежащий в основе явного. (Предыдущий пример модифицируется в пример «смещенного конфликта», если энергичный спор по поводу свободной комнаты происходит в условиях, когда муж и жена фактически мало или совсем не заинтересованы в студии или кабинете, а возникшее столкновение служит проявлением какого-то другого, более серьезного, возможно даже неосознаваемого конфликта.)
4) «Неверно приписанный конфликт». Это конфликт «между ошибочно понятыми сторонами и как результат — по поводу ошибочно истолкованных проблем». (Когда, например, порицают ребенка за что-то, что он был вынужден сделать, исполняя предписание родителей.)
5)«Латентный конфликт». Это конфликт, «который должен был бы произойти, но которого нет», поскольку он по тем или иным причинам не осознается сторонами.
6) «Ложный конфликт». Это случай, когда отсутствуют «объективные основания» для конфликта, и последний существует только в силу ошибок восприятия, понимания.
Наиболее типичными сторонами конфликта являются, по-видимому, отдельные аспекты личности, сами личности и социальные группы. В плане такой классификации сторон возможны конфликты типа: аспект личности — аспект личности, личность — личность, личность — группа, группа — группа.
Динамика конфликта:
а) возникновение объективной конфликтной ситуации;
б) осознание объективной конфликтной ситуации;
в) переход к конфликтному поведению;
г) разрешение конфликта.
Разрешение конфликта:
— за счет преобразования самой объективной конфликтной ситуации
— за счет преобразования образов ситуации, имеющихся у сторон.
Способы разрешения конфликта:
— Арбитраж – наличие такой ситуации, когда конфликтующие испытывают доверие к третьему лицу (третейскому судье), которое разрешает конфликт. Это лицо должно обладать достаточно высоким статусом для того, чтобы его решение было обязательным для исполнения обеими сторонами конфликта.
— Посредничество (медиация, организация переговорного процесса).
— Разрешение конфликта само по себе (в связи со смертью оппонента, исчезновением мотивации и т.п.).