Как развивалась экспериментальная психология В. Вундта в Вюрцбургской школе, какие исследования там проводились?
Основатель Вюрцбургской школы Освальд Кюльпе(1862— 1915) был учеником и ассистентом В. Вундта и использовал в своих исследованиях метод самонаблюдения, но так же как и Эббингауз, применял экспериментальные методы для изучения феноменов человеческого мышления. В состав этой школы входили: А. Майер, А. Мессер, К. Бюлер, Н. Ахх, К. Марбе, Г. Уатт и др. Вюрцбургская школа выдвинула следующие положения и идеи относительно понимания феноменов мышления, которые во многом отличаются от классических взглядов В. Вундта и тем самым вызывают серьезную критику с его стороны:
1) использование для изучения высших психических процес
сов метода «систематической интроспекции», суть которого за
ключается в выделении и изучении отдельных фаз в процессе
мышления, когда испытуемый, помимо осознания и выражения
некоего суждения (как ответа на поставленную задачу), описы
вает осознаваемые им процессы, предшествующие завершающе
му акту мышления, т. е. вынесению суждения;
2) добавление к двум уже существующим переменным, обус
ловливающим опыт индивида, новой особой переменной, при
этом все три условия возникновения нового опыта изучаются
с помощью метода самонаблюдения:
— наличие внешнего раздражителя, воздействующего на ис
пытуемого;
— ответная реакция испытуемого на этот раздражитель;
— состояние, в котором находится испытуемый перед вос
приятием раздражителя;
3) введение Н. Аххом понятия «детерминирующая тенден
ция», или «установка сознания», обозначающего, что резуль
тат выполнения задачи во многом объясняется «преднастро-
енно-стью» индивида на выполнение поставленной задачи.
Иными словами, важную роль играет именно то состояние,
называемое установкой, в котором находится индивид перед
выполнением задачи;
4) изучение психологических, а не логических аспектов мыш
ления и выведение в качестве его законов не правил образования
ассоциаций и логических умозаключений, а своих собственных
закономерностей, не сводимых ни к тем, ни к другим;
5) описание мышления как процесса решения задачи. Решение
задачи понимается как активный процесс, основанный на особом
психологическом механизме, содержащем ряд переменных:
— мотивационную установку на совершение действия, обус- |
ловленную возникновением необходимости решить задачу;
— целевую, т. е. определяющую детерминирующие тенденции;
— процессуальную, определяемую смену поисков операций,
необходимых для решения поставленной задачи и иногда имею
щую аффективный характер;
— несенсорную, имеющую в своем составе не чувственные,
а умственные компоненты.
Описанный Вюрцбургской школой процесс мышления не соответствует классическому пониманию этой схемы, где внешний раздражитель является детерминантой процесса, а первичные (ощущения) и вторичные (представления) чувственные образы, связанные между собой законами ассоциаций, составляют сам Процесс мышления. Эта школа предложила рассматривать психическое действие как акт, имеющий свою детерминацию (мотив и цель), операционно-аффективную динамику и состав;
6) в процессе мышления чувственная ткань не играет значи
тельной роли (безобразность мышления). Существуют такие со-1
держания сознания, которые не зависят от наглядности. Отсюда '
следует, что для понимания не обязателен визуальный образ;
7) в Вюрцбургской школе на первый план выступили актив-а
ность сознания, его процессуальность, исследователи попыта-:
лись понять мышление как акты различного типа: понимание,
суждение, установление отношений, схватывание смысла и т. п.
Таким образом, представители Вюрцбургской школы распрост-i ранили метод экспериментальной психологии на изучение вые-» ших психических функций, а именно мышления, расширив тем ] самым границы применения этого метода и выявив с его помо-1 щью новые знания относительно функций и процессов мышле-1 ния человека. Выдвигаемые ими идеи впоследствии получили ,i широкий резонанс в научных психологических кругах, в частности заслужили жесткую критику В. Вундта, и развивались пред-1 ставителями других психологических школ.
Как развивался интроспекционизм В. Вундта в структурной психологии Э. Титчинера?
Эдуард Титчинер (1867—1927) развивал в Америке вундтовски традиции и его понимание психологии как науки о непосредственном опыте. Свою науку он назвал структурной психологией и настаивал на противопоставлении ее активно развивающемуся
в то время в Америке функционализму Брентано и Джеймса. Титчинер выдвигал следующие идеи относительно исследовательского аппарата психологии (предмет, методы, задачи, цели):
1) предметом структурной психологии является структура
сознания, понимаемая как совокупность отдельных элемен
тов, имеющих элементарную природу и не поддающихся даль
нейшему анализу;
2) цель структурной психологии — изучение структуры созна
ния через изучение этих элементарных частиц, т. е. изучение спо
собов их структурирования и составленных в результате различ
ных комбинаций. То есть исследователю необходимо ответить на
вопрос о том, почему создается именно такая комбинация;
3) задачи, стоящие перед психологией структурализма,
сформированные на основе такого понимания сознания и име
ющие своей целью ответить на поставленный вопрос, заключа
ются в следующем:
а) разложить душевное состояние на простейшие составные
части;
б) найти законы соединения этих частей;
в) привести эти законы в связь с физиологической организацией;
4) методом исследования должна быть интроспекция. Но
Титчинер вводит свое понимание этого метода и называет его
аналитической интроспекцией, суть которой состоит в том, что
испытуемому необходимо дойти до «чистого содержания созна
ния», без вмешательства физических характеристик стимула
(«ошибка стимула»), подменяющих само явление и те непосред
ственные ощущения, которые чувствует испытуемый. Метод
аналитической интроспекции позволяет избежать смешения
психического процесса с наблюдаемым внешним объектом и по
лучить материал о собственно психологических факторах.
Рассмотрим теперь основные положения структурной психологии Э. Титчинера.
1. В качестве первичных элементов сознания, являющихся ос
новой для построения любой сложной комбинации, выделяются
ощущения, образы и чувства:
• ощущения определяются как простейший процесс, обладаю
щий качеством, интенсивностью, отчетливостью и длительностью;
• образы выступают в сознании как следы прежних ощуще
ний, и их основной отличительной характеристикой является
большая или меньшая отчетливость;
• чувства — это элементы душевных движений, обладающие,
гак же как и ощущения, характеристиками качества, интенсивно
сти и длительности.
2. Внимание и мышление, по Титчинеру, имеют сенсорную
природу и не содержат нового элементарного процесса, подоб-
ного рассмотренным выше трем простейшим элементам сознания. Титчинер, таким образом, отрицал выдвигаемое Вюрцбург-ской школой положение о существовании некоей третьей «вне-чувственной» единицы, обусловливающей характер протекания мыслительного процесса.
Структурализм Э. Титчинера был создан на почве интроспек-ционизма и явился одним из вариантов дальнейшего развития экспериментальной психологии В. Вундта. Однако школа Титчинера не просуществовала долго, и большинство его учеников и последователей в дальнейшем отошли от основных идей своего учителя и стали разрабатывать свои подходы к пониманию предмета психологии и природы человека в целом.