II. Ведущая сфера — социальная
II.1. Ориентация на консервацию
Синдром — тотальный регресс:
(0) предпосылка возникновения синдрома — нереализованность ориентации на консервацию в социальной сфере (такая ориентация противоречит установкам общества и поэтому вообще очень труднореализуема);
(1) психологические особенности — негативное отношение к нормам, принятым в новом социальном окружении; падение психического тонуса, депрессивные тенденции;
(2) содержательная деятельность практически отсутствует; поведение ребенка не соответствует ожиданиям окружающих;
(3) отношения с социальным окружением конфликтны и малосодержательны; это усиливает негативизм и неблагоприятное общее самоощущение.
II.2. Ориентация на ассимиляцию
Синдромы
Суженность направлений деятельности:
(0) предпосылкой возникновения синдрома служит успешная реализация ориентации на ассимиляцию в социальной сфере;
(1) психологические особенности характеризуются повышенной значимостью социальной сферы при сниженной значимости остальных;
(2) основная особенность деятельности — успешное социальное функционирование, сопровождающееся пассивностью во всех остальных сферах;
(3) во взаимоотношениях с окружающими решающую роль играет их повышенное внимание к успехам ребенка в социальном функционировании при игнорировании других аспектов
деятельности; это приводит к фиксации сверхзначимости социальной сферы в ущерб другим сферам.
Социальная дезориентация:
(0) предпосылкой возникновения синдрома является низкая чувствительность ребенка к социальным нормам и правилам, нередко обусловленная культурной депривацией [6];
(1) основная психологическая особенность ребенка — неумение вычленить нормы и правила, регулирующие новую для него систему социальных отношений (мы называем это явление «культурным дальтонизмом» [8]).
(2) деятельность характеризуется постоянным невольным нарушением правил поведения;
(3) основная особенность взаимоотношений — неадекватная реакция окружающих, считающих нарушения сознательными; непонимание ребенком смысла применяемых к нему средств воздействия углубляет его дезориентированность, усиливая «культурный дальтонизм».
Хроническая неуспешность:
(0) предпосылки возникновения синдрома — это, с одной стороны, высокая значимость для ребенка оценок со стороны окружающих людей, с другой — трудности в учебе, почти неизбежные в первоначальный период после эмиграции;
(1) основная психологическая особенность — резко повышенный уровень тревожности, постоянное ожидание неудачи;
(2) из-за повышения тревожности деятельность ребенка характеризуется крайне низкой успешностью, особенно в ситуациях повышенной ответственности;
(3) взаимоотношения с окружающими определяются постоянной негативной оценкой достижений ребенка, что поддерживает высокий уровень тревожности, обеспечивая замыкание порочного круга; в итоге неуспех, который был вполне естествен на первом этапе, становится постоянным.
Перечисленные синдромы могут быть сведены в следующую таблицу, в которой отражены ведущая сфера, ориентация ребенка и реализованность или нереализованность (+/-) этой ориентации:
Ведущая сфера | Ориентация | +/- | Психологический синдром |
Общение (семейное) | Консервация | + | Семейная изоляция |
Общение (со сверстниками) | Консервация | + | Групповая изоляция |
Общение (семейное или со сверстниками) | Консервация | — | Негативистическая демонстративность |
— | Психологическая инкапсуляция | ||
Общение (семейное или со сверстниками) | Ассимиляция | + | Гиперсоциальность |
Общение (семейное) | Ассимиляция | — | Избегание семейного общения |
Общение (со сверстниками) | Ассимиляция | — | Отверженность |
Социальная | Консервация | — | Тотальный регресс |
Социальная | Ассимиляция | + | Суженность направлений деятельности |
Социальная | Ассимиляция | — | Социальная дезориентация |
Хроническая неуспешность |
Выше приведены лишь предельно упрощенные схемы, отражающие строение выделенных нами адаптационных синдромов. Более детальное описание ряда синдромов, включающее анализ клинических случаев и направлений коррекции, см. в работах [2], [8], [9]. В настоящей статье мы ограничимся отдельными примерами, иллюстрирующими способ такого анализа на материале трех адаптационных синдромов: психологической инкапсуляции, отверженности и социальной дезориентации.
Как указывалось выше, необходимая предпосылка возникновения психологической инкапсуляции — это невозможность реализовать ориентацию на сохранение (консервацию) привычных форм взаимоотношений. Во взаимоотношениях со сверстниками она не реализуется из-за отсутствия соответствующей группы или из-за недостаточной активности ребенка, направленной на ее поиск. В семейных взаимоотношениях сохранение привычного уклада жизни часто оказывается невозможным из-за изменения быта семьи. Наиболее распространенные изменения — это уменьшение времени, уделяемого ребенку, из-за занятости родителей; изменение состава совместно проживающих членов семьи (например, объединение или, наоборот, разъезд с бабушкой или дедушкой); переход воспитательных функций от одного члена семьи к другому, менее занятому. В итоге либо меняются привычные для ребенка формы общения, либо уменьшается время, уделяемое ему в семье. Это особенно существенно для демонстративных детей, у которых высока потребность во внимании к себе.
Фрустрация значимой потребности вызывает повышение тревожности, которое сопровождается выраженным чувством одиночества, а у подростков также ощущением потери смысла жизни. Ребенок с психологической инкапсуляцией не общается со сверстниками, не участвует в каких-либо внешкольных формах деятельности, большую часть времени проводит дома (уход от деятельности). Такой образ жизни, как правило, приводит к невротизации, он чреват развитием депрессивных состояний. Эти состояния в свою очередь еще больше углубляют инкапсуляцию.
При психологической инкапсуляции чрезвычайно характерно развитие защитного фантазирования. При этом ребенок отказывается от реального удовлетворения потребности во внимании окружающих и удовлетворяется придумыванием устраивающих его фантастических ситуаций или погружением в воспоминания о прежней жизни и общении с прежними друзьями. Однако особо сильная потребность во внимании окружающих не может удовлетворяться в плане фантазии и неизбежно выражается во внешней активности. Поэтому психологическая инкапсуляция, как правило, развивается в случаях, когда эта потребность выражена не так ярко, как при негативистической демонстративности.
Источником психологической инкапсуляции, как и других синдромов, могут стать характеристики любого из трех основных блоков. У некоторых детей первичной причиной становится пассивность (особенность деятельности, часто вызываемая столкновением с новой и незнакомой действительностью); у других начальное звено — это повышенная тревожность (психологическая особенность, нередко являющаяся конституциональной); у третьих — отсутствие подходящего крута общения (особенность взаимоотношений, возникающая, в частности, у детей, чья семья поселяется в мелких израильских поселениях). Дальнейшее развитие синдрома практически не зависит от того, какой из факторов являлся исходным.
Как уже указывалось, коррекция во всех случаях основывается на перестройке взаимоотношений. Поскольку центральная особенность взаимоотношений, поддерживающая психологическую инкапсуляцию,— это отсутствие или недостаточность содержательного общения, основным направлением коррекции этого психологического синдрома становится организация такого общения.
При дошкольном варианте инкапсуляции (характерном также для младших школьников с задержками личностного развития) ведущим является общение в семье; поэтому коррекционная работа проводится преимущественно в форме консультирования родителей. Для подростков наиболее значимо общение со сверстниками, поэтому коррекция основывается на организации соответствующей группы. Наш опыт показал, что в этих условиях психологическая инкапсуляция преодолевается весьма эффективно. Правда, при этом возникает опасность возникновения групповой изоляции. Но, во-первых, этот синдром значительно мягче, чем психологическая инкапсуляция, а во-вторых, его возникновение можно предупредить, если обеспечить достаточную открытость группы и наличие внешних контактов (в нашем опыте этой цели служил подростковый клуб).
В качестве второго примера мы рассмотрим психологический синдром отверженности, который встречается в основном у подростков. По своим внешним проявлениям он похож на психологическую инкапсуляцию, поскольку при обоих синдромах наблюдалось отсутствие полноценного общения со сверстниками. Однако по своим психологическим механизмам эти синдромы почти противоположны, так как психологическая инкапсуляция характеризуется ориентацией на консервацию, а отверженность — на ассимиляцию. Источником отверженности обычно становится или недоброжелательное отношение сверстников, или то, что сам ребенок не владеет необходимыми средствами общения. Хотя в первом случае исходная причина лежит в блоке, определяемом нами как особенности взаимоотношений, а во втором — в психологических особенностях ребенка; последующее развитие синдрома протекает в обоих случаях практически одинаково.
Для детей с синдромом отверженности характерна негативная оценка как израильской, так и российской действительности, общий фон настроения окрашен депрессивными тенденциями. Как правило, ярко выражена боязнь агрессии, часто сопровождающаяся защитной агрессией со стороны самого ребенка. Часты деструктивные проявления, распространяющиеся не только на сферу общения со сверстниками, но и на область социальных отношений.
Занятия в группе сверстников-эмигрантов, приводящие к эффективной коррекции психологической инкапсуляции, непродуктивны при отверженности. Для коррекции этого психологического синдрома нужны занятия, направленные на формирование у подростка средств общения и проводимые либо в группе, состоящей из представителей местного населения, либо, если это почему-то невозможно,— индивидуально.
Оба рассмотренных выше синдрома складываются у детей, для которых ведущей является сфера взаимоотношений. В отличие от этого синдром социальной дезориентации складывается при доминировании социальной сферы, что характерно для младших школьников. Попадая в условия израильской школы, где регламентация поведения значительно менее жестка, чем в советской школе, ребенок часто оказывается не в состоянии вычленить нормы и правила, регулирующие новую для него систему социальных отношений (т. е. проявляет «культурный дальтонизм»). У него создается впечатление, что здесь вообще отсутствуют какие-либо правила. Возникает эффект пружины, давление на которую вдруг резко ослабло: поведение ребенка становится грубо асоциальным, причем сам он полагает, что ведет себя так же, как окружающие его дети. Естественно, что это приводит к серьезным конфликтам с социальным окружением.
Как и вышеописанные синдромы, социальная дезориентация может иметь своей первопричиной как психологические особенности ребенка (низкая чувствительность к социальным нормам), так и ситуативные особенности его деятельности (случайное нарушение
норм на первом этапе адаптации) или взаимоотношений (неадекватная реакция на действия ребенка, определяемая неправильной установкой окружающих).
Будучи внешне похожим на негативистическую демонстративность, синдром социальной дезориентации принципиально отличается от нее по существу. Если в первом случае нарушение норм совершается целенаправленно (что предполагает достаточно хорошее владение ими), то во втором оно является следствием их несформированности. Поэтому в этих случаях должны быть совершенно различны коррекционные меры: при негативистической демонстративности — обеспечение иных способов удовлетворения потребности во внимании к себе, при социальной дезориентации — формирование адекватной ориентации в социальных нормах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Описанные в настоящей статье психологические синдромы свидетельствуют о том, что сходные поведенческие проявления могут возникать при различной психологической ориентации. В то же время одна и та же ориентация может порождать различные, подчас прямо противоположные, поведенческие проявления. Скажем, как негативистическая демонстративность, так и психологическая инкапсуляция вызываются ориентацией на консервацию в сфере взаимоотношений.
Таким образом, возможны расхождения между психологической ориентацией ребенка и ее поведенческими проявлениями. Так, психологическая инкапсуляция и негативистическая демонстративность характеризуются ориентацией на консервацию, социальная дезориентация и отверженность — ориентацией на ассимиляцию. Вместе с тем инкапсуляция и отверженность поведенчески проявляются в форме регресса, остальные два синдрома — в форме вариации.
Все это служит подтверждением того, что для получения целостной картины психологического синдрома, обеспечивающей адекватный выбор направлений коррекции, требуется рассматривать взаимодействие трех качественно различных блоков: психологических особенностей субъекта, особенностей его деятельности и особенностей складывающихся в этой деятельности взаимоотношений с окружающими.
Хотя мы анализировали только те психологические синдромы, которые связаны с адаптацией ребенка к жизни в новой для него стране, предложенный метод анализа полностью применим к синдромам с другим происхождением. В частности, у детей, ориентированных на сохранение дошкольного образа жизни, при поступлении в школу часто наблюдаются психологическая инкапсуляция и уход от деятельности (2). Такие синдромы, как негативистическая демонстративность и хроническая неуспешность, также наблюдались нами в ситуациях, не связанных с адаптацией к новой стране. Можно полагать, что столь же неспецифичны и другие адаптационные синдромы.
Настоящая статья отнюдь не претендует на полноту описания существующих психологических синдромов (даже если ограничиться только адаптационными синдромами). Наша задача состояла в другом: в демонстрации общего подхода к анализу таких синдромов и доказательстве его продуктивности. Этот подход принципиально отличается и от традиционного замыкания в сфере психических процессов, и от бихевиористического сведения психики к поведению, и от социологизаторства, ограничивающего анализ сферой взаимоотношений.
1. Венгер А. Л. Психологическая готовность к школе. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников. М., 1985.
2. Венгер А. Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. М., 1989.
3. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
4. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
5. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избр. психол. труды. М., 1989.
6. Feuerstein R. et al. The dynamic assessment of retarded performers: The learning potential assessment device. Theory, instruments and techniques. Baltimore, 1979.
7. Kozulin A., Venger A. The psychological world of Russian immigrants in Israel // Quarterly Newsletter of the Laboratory of Comparative Human Cognition. 1993.
8. Kozulin A., Venger A. Psychological and learning problems of immigrant children from the former Soviet Union // J. of Jewish Communal Service. 1993. V. 70.
9. Venger A., Kozulin A. Educational and psychological problems of children who recently immigrated to Israel from the USSR // Newsletter of the International Center for the Enhancement of Learning Potential. 1992. V. 1. N 1.