Тема 6. Агрессия. Объект и субъект конфликта. Границы эффективности конфликтного поведения. Типы и виды конфликтов
Цель:Познакомиться с основными теориями агрессии. Выявить приемы и методы формирования неагрессивного, неконфликтного взаимодействия людей.
Существуют три основные теории агрессии. Теория агрессии, целенаправленной как инстинкт, наиболее часто ассоциируется с именами Зигмунда Фрейда и Конрада Лоренца. Согласно этой теории, агрессивная энергия аккумулируется внутри, как вода в запруде. Однако аргументы, которые приводятся в доказательство этой теории, весьма слабы, все же нельзя не признать, что на агрессию влияют определенные биологические факторы, такие как наследственность, биохимия крови и устройство центральной нервной системы.
Согласно второй точке зрения, причиной гнева и враждебности является фрустрация. При наличии агрессивных стимулов гнев может провоцировать агрессию. Фрустрация не является следствием депривации как таковой, но возникает в результате глубокого расхождения между уровнем запросов и уровнем реальных достижений личности.
Теория социального научения представляет агрессию как поведение, приобретенное посредством научения. И наш собственный опыт, и наблюдение за успехами других порой убедительно демонстрируют нам, что агрессия приносит определенную выгоду.
Типологическая «схема» конфликта американского психолога М. Дойча. По типу участников он выделил личность, группу и нацию. По видам отношений – внутри- и межсистемный уровни. Типы конфликтов: внутри - и межличностный (индивидуально-психологический уровень); внутри- и межгрупповой (социально - психологический уровень); внутринациональный и международный (социальный уровень).
Специалист в области планирования развития корпорации Р. Акофф считает, что конфликт возникает в том случае, когда два или более желаний взаимодействуют таким образом, что шаг вперед в удовлетворении одного из них означает шаг назад в удовлетворении другого или других. С точки зрения характеристики субъектов конфликтных отношений корпорация, по мнению Р. Акоффа, может подвергаться следующим конфликтам:
1. конфликт личности, являющейся элементом корпорации;
2. конфликт между такими личностями;
3. конфликт между индивидом и корпорацией или ее частью (подразделением);
4. конфликт внутри подразделений;
5. конфликты между подразделениями одного уровня;
6. конфликты между подразделениями разных уровней или между подразделением и корпорацией;
7. конфликты внутри корпорации как целого;
8. конфликты между корпорацией и внешними силами: группами, организациями, институтами, обществом.
Приведенная схема классификации конфликтных отношений вполне может быть использована для определения субъектов и участников конфликтного процесса, поскольку любой коллектив в определенном смысле представляет собой не что иное, как корпорацию или ее структурные элементы.
Этапы оценки конфликтных отношений:
1. анализ причин конфликтного процесса;
2. анализ тенденций и возможных вариантов развития конфликтов;
3. анализ возможностей коррекции поведения участников конфликта для каждого варианта его возможного развития.
Предупреждение конфликтных отношений:
1. формирование условий жизнедеятельности коллектива, исключающих возможность складывания и развития конфликтного взаимодействия его членов;
2. выработка руководителем у самого себя и у своих подчиненных устойчивых навыков неконфликтного поведения.
Общение является основным инструментом разрешения конфликтов. Правила неконфликтного общения:
- уделять внимание неречевым свидетельствам (жестам, мимике, взглядам и др.) того, что слова говорящего не расходятся с его мыслями;
- следить за тем, чтобы у вас или у других людей (участвующих в общении) не оставалось скрытых ложных предположений или установок;
- стараться делать общение открытым;
- избегать неясностей, выяснять все, что мешает дальнейшему нормальному общению;
- научиться правильно слушать, проявляя заинтересованность и уважение к собеседнику;
- выражать свои чувства в вежливой форме, чтобы не вызвать отрицательных эмоций у оппонента.
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 6
Агрессивное поведение. Конфликты деятельности
1. Источники агрессивности. Закономерности агрессивного поведения и взаимодействия.
2. Конфликты и типологии конфликтных отношений.
3. Как Вы понимаете эмпатию и толерантность?
Темы рефератов.
1. Психологические исследования агрессивности молодежных групп и объединений.
2. Исследования последствий наблюдения людьми агрессии и насилия по телевидению.
3. Деструктивность манипулятивного воздействия.
4. Влияние средств массовой информации на жизнедеятельность людей, коллективов, общностей, обществ.
5. Как предотвратить конфликт?
Литература
1. Знаков, В. В. Психология понимания правды / В. В. Знаков. – СПб., 1999.
2. Бэрон, Р., Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 1997.
3. Левитов, Н. Д. От фрустрации к агрессии / Н. Д. Левитов. //Психологический журнал. – 1990. - № 5.
4. Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан. – СПб., 1996.
5. Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. – М.: Прогресс, 1990.
План семинарского занятия
1. Дидактическая игра «Дебаты».
«Дебаты» - интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения.
Тема (на выбор): «Агрессивность ограничивает развитие человека»,
«Агрессия стимулирует развитие цивилизации»,
«Идеальный мир – мир без агрессии».
На подготовительном этапе студенты глубоко изучили и тщательно проработали содержание предлагаемой для игры темы, дали определение каждому понятию, составили кейсы (систему аргументов) как для утверждающей, так и для отрицающей стороны. Для каждой стороны продумана стратегия отрицания, т.е. составлены контраргументы на возможные аргументы оппонентов, придуманы вопросы, которые способствуют обнаружению противоречий в позиции противоположной стороны.
2. Проводится жеребьевка команд (по 3человека) отрицающей и утверждающей стороны, выбирается «тайм-кипер», судьи (3 или 5 человек).
Форма дебатов.
У1 – первый спикер команды утверждения;
О1 - первый спикер команды отрицания и т. д.
Каждый спикер во время игры выполняет строго определенные технологией игры роли и функции, причем роли первых спикеров отличаются друг от друга, а роли вторых и третьих совпадают.
Каждая команда (в составе трех спикеров) имеет возможность брать тайм-ауты между любыми раундами общей продолжительностью 8 минут.
За временем на протяжении всей игры следит «тайм-кипер», который предупреждает команды и судей за 2, 1 и 0,5 минуты об окончании времени выступления (подготовки). Для этого он использует карточки с написанным на них временем, которые показывает командам (см. табл.1).
Таблица 1
Регламент «Дебатов»
Действие | Время, мин. |
Выступление У1 | |
Вопросы О3 к У1 | |
Выступление О1 | |
Вопросы У3 к О1 | |
Выступление У2 | |
Вопросы О1 к У2 | |
Выступление О2 | |
Вопросы У1 к О2 | |
Выступление У3 | |
Выступление О3 |
Роли спикеров
Спикер У1:
- представление команды;
- формулировка темы, актуальность;
- определение ключевых понятий, входящих в тему;
- выдвижение критерия (ценность или цель команды);
- представление кейса утверждающей стороны;
- заключение (таким образом…, готов ответить на вопросы…).
Спикер О1:
- представление команды;
- формулировка тезиса отрицания;
- принятие определений ключевых понятий;
- атака или принятие критерия оппонентов;
- опровержение позиции утверждения;
- представление кейса отрицающей стороны.
Судьи оценивают выступления команд по выбранным критериям и объявляют победителя.
3. После завершения «Дебатов» происходит рефлексивный разбор деятельности всех участников. Анализируется подготовка команд к «Дебатам», их способы выдвижения аргументов и ответы на вопросы оппонентов, другие элементы деятельности.