Тема 4. Физиологические основы психики и здоровья человека.

Темперамент и его психологические особенности.

Акцентуации характера

Цель: определить понятия «темперамент», «характер», раскрыть связь темперамента и характера и стиля деятельности человека.

Темперамент как физиологический фактор поведения:

- сила и скорость протекания эмоций;

- бурность или сдержанность эмоций;

- сила и быстрота жизненных проявлений, светлый или мрачный характер жизненного чувства;

- сила и скорость протекания аффектов;

- соотношение эмоциональных и волевых особенностей.

Телесные проявления темперамента: лептосоматический, пикнический, атлетический.

Исследования структуры темперамента, характеристики: активность -пассивность, эмоциональность - безэмоциональность, первичная - вторичная функция.

Свойства нервной системы как предпосылка темперамента.

Темперамент, стиль деятельности, характер. Темперамент в структуре индивидуальных свойств. Темперамент и личность.

Типология характеров. Личность и характер человека. Формирование характера.

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 4

Темперамент. Характер.

1. Понятие о темпераменте, типы темперамента, отличительные особенности каждого типа темперамента. Отражение свойств темперамента в деятельности.

2. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

3. Связь темперамента со свойствами личности.

4. Темперамент и характер человека.

Темы рефератов

1. О темпераменте в философии и психологии.

2. Личность и темперамент в истории развития государства.

3. Темперамент и его проявления в профессиональной деятельности.

Литература

1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М., 1988. с. 234 – 256.

2. Кант, И. Антропология с прагматической точки зрения / И. Кант. - СПб.,1999. с. 373 - 448.

3. Либин, А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций / А.. В. Либин. - М.,1999. с.113 и далее.

4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. – Т. 2/ С. Л. Рубинштейн. – М.,1989. (с211-235).

5. Удалова, Е., Уроки соционики или Самое главное, чему нас не учили в школе /Е. Удалова, Л. Бескова . - М., 2005.

6. Юнг, К. Психологические типы / К. Юнг. - Минск., 1998, с.333-449.

План семинарского занятия.

1. Обсуждение вопросов семинара.

2. Обсуждение и анализ докладов.

3. Дискуссия на тему: темперамент ограничивает - расширяет возможности проявления человека в профессии.

4. Исследование свойств личности (тестирование).

5. Внеаудиторная индивидуальная работа со студентами по анализу результатов тестирования.

Подведение итогов занятия. Актуализация темы следующего занятия.

Тема 5. Понятие общения. Стиль общения, взаимодействие. Взаимосвязь стиля мышления и стиля деятельности

Цель: раскрыть значение проблем работы с информацией, умение ее найти, использовать, обменяться. Раскрыть значение умения общаться для осуществления успешной профессиональной карьеры.

Межличностная коммуникация (communico (лат.) – делаю общим, связываю, общаюсь), перцептивная, коммуникативная, интерактивная стороны:

- процесс переработки и передачи информации между партнерами по общению;

- взаимодействие, опосредованное символами;

- процесс намеренного или случайного обмена сообщениями между двумя или несколькими партнерами;

- взаимодействие между небольшим числом коммуникаторов, которые имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь.

Межличностное взаимодействие. Межличностные отношения.

Восприятие и понимание в структуре межличностного общения. Трудности и дефекты общения. Стили общения. Эффективное общение: факторы успешного общения; общение в сфере средств массовой коммуникации.

Взаимосвязь стиля мышления и стиля деятельности.

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 5

1. Понятие и виды человеческого общения.

2. Барьеры общения и мотивы поведения.

3. Техника, приемы и стили общения.

Темы рефератов

1. Как читать мысли других по их жестам?

2. Какую роль играют имидж и стиль общения в профессиональной деятельности?

3. Какую роль в общении играет юмор?

Литература

1. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Э. Берн. – М.: Прогресс, 1988.

2. Доценко, Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е. Л. Доценко. – М.: ЧеРо: Изд-во МГУ, 1997.

3. Крижанская, Ю. С. Грамматика общения – 2-е изд. / Ю. С. Крижанская, В. П. Третьяков. – М., 1999.

4. Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1997.

5. Меткалф, С. Юмор – путь к успеху / С. Меткалф, Р. Фелибл. – СПб., 1997.

6. Панасюк, А. Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж / А. Ю. Панасюк. – М., 2000.

7. Пиз, Алан. Язык телодвижений / Алан Пиз. – Н. Новгород, 1992.

8. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. Ростов, 1998.

План семинарского занятия.

1. На первом занятии - обсуждение вопросов семинара, сообщений и рефератов.

2. На втором занятии - обобщение темы «Общение» методом модерации.

«Что нужно знать о коммуникации и уметь в общении для успешной профессиональной карьеры?»

Ход занятия:

1. Каждый из студентов выделяет по три главных умения в общении для успеха в профессиональной карьере, записывает на трех карточках (на каждой карточке по одному) и сдает преподавателю.

2. Преподаватель и студенты коротко анализируют содержание карточек, объединяют эти умения в группы по общим признакам (карточки по группам размещаются на стенде), группы умений под своим названием записываются на доске (если получилось много групп, то можно некоторые объединить).

3. Студенты внимательно анализируют записи на доске и ставят знаки-метки на доске в тех разделах-группах умений, которые освоены еще недостаточно и где они испытывают затруднения (выдаются по 2 знака-метки каждому).

4. Выявляются 4 - 5 разделов-групп умений, где больше всего значков. Каждый студент внимательно анализирует выявленный набор трудностей и определяется, в каком из разделов продолжать освоение умений.

5. Студенты объединяются в подгруппы для разработки презентации по программе: коммуникация и общение – основа успешной профессиональной карьеры. В презентации должны быть отражены следующие направления:

Как коммуникативные умения и навыки проявляются в профессиональной деятельности специалиста? В чем причины (или сдерживающие факторы) незнания и неумения продуктивно общаться?
Что я уже делаю, чтобы научиться эффективному общению (обмен опытом) Что еще можно сделать для совершенствования коммуникативных навыков?

6. Презентация оформляется на большом листе ватмана в технике «Коллаж» из иллюстраций старых журналов, цитат и других имеющихся средств.

7. Защита презентации-коллажа каждой подгруппой перед остальными.

Подведение итогов, обсуждение главного вопроса и вывода: уровень продуктивности деятельности зависит от степени овладения коммуникативными умениями и навыками, от продуктивности групповой работы над проблемой.

Подготовка к следующему занятию, к игре «Дебаты».

Наши рекомендации