Структура взаимодействия, попытки описания.
1. теория (социального) действия – в различн.вариантах предлагается описание индивид.акта действия – М.Вебер, П.Сорокин, Т.Парсонс. Фиксировались компоненты взаимод.: люди, их связь, воздействие друг на друга, их изменения. Задача – поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии. Теория Т.Парсонса: в осн.соц.деят-ти лежат межличностные взаимодействия, состоящие из единичных действий (некот.элемент.акт). Каждый акт берётся сам по себе, изолированно, в кач-ве элементов кот.выступают: деятель, «другой» - объект,на кот.направлено действие, нормы,по кот.организуется действие, ценности, кот.принимает каждый участник, ситуация, в кот.реализуется действие. Деятель мотивирован тем, что его действие направлено на реализацию его установок и потребностей. В отношении другого деятель развивает систему ориентаций и ожиданий, кот. определены стремлением к достижению цели и учетом вероятных реакций «другого». Выделялось 5 пар таких ориентаций, с помощью кот.можно будет описать все виды человеч.деятельности. Но данная схема оказалась несостоятельной, так как слишком абстрактна как для эмпирического анализа, так и для экспериментальной практики. Методологически некорректным явился сам принцип- выделение абстрактных элементов структуры индивид.действия. При таком подходе нельзя схватить содержательную сторону действия, происх.утрата соц.контекста.
2. Вторая попытка построить структура взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. Взаимодействие разделяется на стадии, а не на элементарные акты – Я.Щепаньский. Центр.понятие – понятие соц. Связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление: а) пространственного контакта; б)психического контакта (по Щепаньскому, это взаимная заинтересованность); в)социального контакта (совместная деятельность); г)взаимодействия; д)соц.отношения. Выстраивание в ряд ступеней, предшествующих взаимодействию, не явл.слишком строгим: пространственный и психический контакты в этой схеме выступают в качестве предпосылок индивидуального акта взаимодействия, и поэтому схема не снимает погрешности предшествующей попытки. Если взаимодействие возникает как реализация совместной деятельности, то дорога к изучению его содержательной стороны остаётся открытой.
3. Третий подход представлен в транзактном анализе – направлении, предлагающем регулировать действия участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учета характера ситуаций и стиля взаимодействия – Э.Берн. С т.зр.данной теории каждый участник взаимодействия может занимать одну из 3х позиций: Родитель, Взрослый, Ребёнок (это не соц.роли, а психолог.описание определенной стратегии во взаимодействии). Ребенок – «хочу», родитель – «надо», взрослый – объединение «хочу» и «надо». Взаимод.эффективно тогда, когда транзакции носят дополнительный характер, т.е. совпадают: если партнер обращается как Взрослый к Взрослому, то и тот отвечает с той же позиции. Еили же один адресуется к другому как к В., а тот отвечает ему с позиции Р., то взаимод.нарушается и может даже прекратиться. Такие транзакции – пересекающиеся. Второй показатель эффект-ти – адекватное понимание ситуации. Кажд.сит. диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному подаёт себя, и если эта самоподача неадекватна, взаимод.затруднено. Различают 3 основн.стиля действий: 1) ритуальный (обычно задан некот.культурой. Цель – подтвердить своё присутствие в данной культуре,ситуации,заявить о своей компетентности в ней). 2) манипулятивный (цель – намерение управлять, обучать, оказать влияние, навязать свою позицию. Применяются спец.средства,такие как перехват инициативы, отвлечение внимания и тд. Феномен «нога в дверях» - вначале ему предлагается пойти на небольшую уступку, а затем незаметно подчинить его навязанному мнению). 3) гуманистический (цель – не изменение другого, а изменение представлений обоих партнеров относительно объекта взаимодействия. Относительно друг друга целью выступает взаимная поддержка. Предполагает осознание и даже переживание ситуации взаимодействия. Особое внимание этому стилю уделял Роджерс).
При использ.любого стиля применяются разные приёмы самоподачи – от стремления понравиться до запугивания. Самым главным для эффективного взаимодействия является адекватное согласование 3х компонентов – позиции, ситуации и стиля.
15.Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция.
Ещё один описательный подход при анализе взаимодействия – построение классификаций различных его видов. Обычно все виды взаимодействия делят на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Ещё говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и тд. В первом случае анализируются такие его проявления, кот.способствуют организации совместной деят-ти, явл. «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для неё.
Кооперация – или кооперативное взаимод-е, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Атрибуты кооперации: взаимопомощь участников, взаимовлияние, их включенность во взаимод-е. Кооп.-необходимый элемент в совместной деятельности, порождённый её особой природой. 2 осн.черты совм.деят-ти по А.Н.Леонтьеву: а)разделение единого процесса деят-ти между участниками; б)изменение деят-ти каждого, т.к.рез-т деят-ти каждого не приводит к удовлетворению его потр-ти, что означает, что «предмет» и «мотив» деят-ти не совпадают. Непосредственный рез-т деят-ти каждого участника соединяется с конечным рез-том совместной деят-ти с помощью развившихся в ходе этой деятельности отношений, которые прежде всего реализованы в кооперации. Важным показателем «тесноты» кооперативного взаимодействия явл.включенность в него всех участников процесса. Поэтому эксперим.иссл-я кооперации чаще всего имеют дело с анализом вкладов участников и степени их включенности в него.
Конкуренция – негативные характеристики взаимодействия. Но более внимательный анализ конкуренции позволяет наделить её и позитивными чертами. В некот.исследованиях вводится понятие «продуктивная конкуренция», характеризующаяся как гуманная, честная,справедливая (Шмелёв), в ходе которой у партнеров возникает конкурентно-созидательная мотивация. В этом случае, хоть и сохраняется единоборство, оно не перерастает в конфликт, а обеспечивает лишь подлинную состязательность.
Выделяют несколько ступеней продуктивной конкуренции по мере мягкости/жёсткости: а) соревнование, когда партнёр не несет угрозы и пострадавший не гибнет (например, в спорте, проигравший не выбывает, а занимает более низкую позицию); б)соперничесто, когда только победитель оказывается безусловно выигравшим, другой партнёр оказ-ся в абсолютном проигрыше (чемпионат по шахматам), что означает нарушение партнёрства, возникновение элементов конфликта; в) конфронтация, когда со стороны одного участника взаимодействия возникает намерение нанести другому ущерб, т.е. соперники становятся врагами. Границы между данными степенями условны, но последние могут перерасти в конфликт.