Дискуссионные проблемы социально-психологического эксперимента.
В современной литературе обсуждаются в этом плане две проблемы:
1) какова экологическая валидность лабораторного эксперимента, т.е. возможность распространения полученных данных на "реальную жизнь"
Не утрачивается ли в лабораторном эксперименте реальная ткань общественных отношений?
Ряд ученых согласны с этой проблемой, другие считают, что от лабораторного эксперимента и не надо требовать экологической валидности, что его результаты заведомо не следует переносить в "реальную жизнь", т.е. что в эксперименте следует лишь проверять отдельные положения теории, а для анализа реальных ситуаций нужно интерпретировать уже эти положения теории. Есть предложение ввести особый класс "квазиэкспериментов" в социальной психологии (Кэмпбелл, 1980). Их отличие – осуществление экспериментов не по полной, диктуемой логикой научного исследования схеме, а в своеобразном "усеченном" виде.
Главная идея заключается в том, что в социально-психологическом исследовании вообще и в экспериментальном в частности необходимо органическое сочетание количественного и качественного анализа.
2) опасность смещения данных в связи с особым подбором испытуемых
В рамках экспериментов соц. псих-и происходит некоторое смещение репрезентативности из-за особенности выбранных испытуемых:
- их необходимо на длительный срок «вырвать» из реальной жизнедеятельности
- за счет того, что это условие часто сложно выполнимо, берут «подручных» испытуемых, то есть студентов-психологов. В исследованиях весьма важен фактор социального и возрастного статуса, подобная группа людей может дать рез-ты не репрезентативные, в некоторых случаях их нельзя распространить на иную выборку
- фактор согласия на участие в эксперименте. Если приглашают добровольцев студентов-психологов, которые сами готовы принять участие в эксп., этот фактор "готовности" работать с экспериментатором тоже означает своеобразное смещение выборки за счет таких эффектов, как "предвосхищающая оценка"
- Розенталь-эффект (результат возникает вследствие присутствия экспериментатора)
Иные сложности, возникающие в ходе исследований в соц. псих-и:
1. Эксперименты в естественных условиях обладают некоторыми преимуществами, но в свою очередь уступают в отношении "чистоты" и точности. Если учесть важнейшее требование социальной психологии – изучать реальные социальные группы, реальную деятельность личностей в них, то можно считать естественный эксперимент более перспективным методом в этой области знания.
2. При любой форме получения информации, при условии, что источником ее является человек, возникает еще и такая особая переменная, как взаимодействие исследователя с испытуемым. Это взаимодействие ярче всего проявляется в интервью, но фактически дано при любом из методов.
3. Проблемы в части методов обработки материала.
Методы - все приемы статистики (корреляционный анализ, факторный анализ) и вместе с тем приемы логической и теоретической обработки (построение типологий, различные способы построения объяснений и т.д.). Проблема ценностей - в какой мере исследователь вправе включать в интерпретацию данных соображения не только логики, но и содержательной теории?
Все точные науки базируются на принципе, что никакие ценностные суждения не могут быть включены ни в сам процесс научного исследования, ни в интерпретацию его результатов, поскольку такое включение снижает качество знания и дает выход субъективным рассуждениям и выводам.
В гуманитарных же науках, посвящ-х изучению культуры и человека, невозможно проводить исследования в отрыве от определенных ценностных суждений автора и актуальных ценностей общества. Ценности обязательно "присутствуют" и при интерпретации материала, причем этот факт не "снижает" качество знания, а, напротив, делает интерпретации осмысленными, поскольку позволяет в полной мере учитывать тот социальный контекст, в котором происходят изучаемые ученым события.
Эта проблема весьма актуальна для соц. псих-и. Тщательность подбора, разработки и применения конкретных методик не может сама по себе принести успех социально-психологическому исследованию, если утрачено видение проблемы в целом, т.е. в "социальном контексте". Исследователь должен продумать свое исследование от начала до конца без отрыва от социального запроса и актуально интересующих вопросов. Необходимо четко представлять, ради чего, с какой целью исследование предпринимается, из чего нужно исходить, начиная его.
Средством реализации всех этих требований является построение программы социально-психологического исследования. В каждом исследовании важно четко обозначить решаемые задачи, выбор объекта, сформулировать проблему, которая исследуется, уточнить используемые понятия, а также системно обозначить весь набор используемых методов. Современный этап развитии социальной психологии ставит задачу построения своеобразного "эталона" социально-психологического исследования, который будет использовать, вероятно, несколько иные критерии научности, чем те, что выдвинуты точными науками.