Специфика социально-психологического эксперимента и его основные типы.

Понятие научного исследования в методологии. Черты научного исследования:

- оно имеет дело с конкретными объектами, иными словами, с обозримым объемом эмпирических данных, которые можно собрать средствами, имеющимися в распоряжении науки;

- в нем дифференцированно решаются эмпирические (выделение фактов, разработка методов измерения), логические (выведение одних положений из других, установление связи между ними) и теоретические (поиск причин, выявление принципов, формулирование гипотез или законов) познавательные задачи;

- для него характерно четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями, поскольку отработаны процедуры проверки гипотез;

- его цель – не только объяснение фактов и процессов, но и предсказание их. Если кратко суммировать эти отличительные черты, их можно свести к трем: получение тщательно собранных данных, объединение их в принципы, проверка и использование этих принципов в предсказаниях.

Каждая из названных черт научного исследования имеет специфику в социальной психологии.

1) Проблема эмпирических данных.

Данными в социальной психологии могут быть либо данные об открытом поведении индивидов в группах, либо данные, характеризующие какие-то характеристики сознания этих индивидов, либо психологические характеристики самой группы. По вопросу о том, "допускать" ли в исследование данные этих двух видов, в социальной психологии идет ожесточенная дискуссия: в различных теоретических ориентациях этот вопрос решается по-разному (бихевиоризм – изучать только то, что объективно видно в поведении; когнитивизм – изучение образов, ценностей, установок индивида).

Проблема объема полученных данных. Два типа исследований: а) корреляционные, основанные на большом массиве данных, среди которых устанавливаются различного рода корреляции, и б) экспериментальные, где исследователь работает с ограниченным объемом данных и где смысл работы заключается в произвольном введении исследователем новых переменных и контроле за ними. Выбор зависит от позиции исследователя и его замыслов.

2) Проблема интеграции данных в принципы, построение гипотез и теорий.

В соц. псих-и, как и в иных гуманит. науках, нет теорий в том смысле, который придают им точные науки. Теории не представляют собой такой хорошо организованной связи между положениями, чтобы можно было из одного вывести любое другое. Важное место в исследовании начинает занимать гипотеза - теоретическая форма знания. Отсюда важнейшее звено социально-психологического исследования – формулирование гипотез. Одна из причин слабости многих исследований – отсутствие в них гипотез или неграмотное их построение. В соц-псих. исследовании необходимы теоретические обобщения. В соц. псих-и необходимо построение некой общей теории, объясняющей все проблемы социального поведения и деятельности индивида в группе, механизмы динамики самих групп и т.д. Но более доступной пока представляется разработка так называемых специальных теорий (в определенном значении они могут быть названы теориями среднего ранга), которые охватывают более узкую сферу – какие-то отдельные стороны социально-психологической реальности (напр., теория лидерства, групп. сплоченности и т.п.)

3) обязательная проверяемость гипотез и построение на этой базе обоснованных предсказаний.

Проверка гипотез - необходимый элемент научного исследования. Соц. псих-я имеет ряд трудностей. В целом, в науке считается, что верификация (проверка) гипотез возможна при сопоставлении суждений науки с данными непосредственного чувственного опыта. Если такое сопоставление невозможно, то относительно проверяемого суждения вообще нельзя сказать, истинно оно или ложно; оно просто не может в таком случае считаться суждением. Выход – либо иметь дело только с экспериментом, либо вообще не иметь дело с теоретическими положениями. В соц. псих-и есть такие области исследования, напр., исследования психологических характеристик больших групп, массовых процессов, где необходимо применение совсем иных методов, но тех, что считаются неверифицируемыми в точных науках. Соц. псих-и приходится искать другие критерии научности методов помимо предложенных точными науками.

Все три сформулированных выше требования к научному исследованию оказываются применимыми в социальной психологии с известными оговорками, что умножает методологические трудности.

Наши рекомендации