Психологическая защита от информации. Понятие коммуникативного барьера.
Наличие коммуникативных барьеровтакже характеризует специфику межличностного общения. Коммуникативный барьер - это психологическое препятствие, возникающее на пути передачи адекватной информации. В современной социальной психологии выделяют разные типы коммуникативных барьеров. Прежде всего, это барьеры непонимания, фонетический, семантический, стилистический, логический и др. Такие барьеры возникают в связи с различными знаковыми средствами передачи сообщения. Самым простым примером фонетического барьера является непонимание двух человек, говорящих на разных языках. Фонетический барьер может возникнуть и между людьми, говорящими на одном языке, но имеющими разный уровень развития и овладения речью, например, между маленьким ребенком, который учится говорить, и взрослым.
Семантический барьер возникает, когда люди по каким-то причинам не понимают смысла сказанного. Такой же барьер возникает между родителями и детьми-подростками, если последние говорят с использованием жаргона. В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова сказано, что жаргон - это «речь какой-нибудь социальной или объединенной общими интересами группы, содержащая много отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных слов и выражений» (М., 1988).
Семантический барьер может возникать между людьми, являющимися носителями различных субкультур внутри господствующей культуры, они определяют стиль жизни и мышления ее носителей. Субкультуры отличаются по своим обычаям, нормам, ценностям и различным формам социального контроля. Чаще всего выделяют субкультуры молодежи, представителей различных профессиональных групп (профессиональные субкультуры), преступников (делинквентные субкультуры), детские субкультуры и т.д.
Стилистический барьер определяется разностью стиля подачи информации, т.е. разными приемами использования средств языка для выражения мыслей. Можно говорить об экспрессивном стиле, характеризующемся эмоциональностью, экзальтированностью, жестикуляцией, богатыми голосовыми вариациями и восторженными оценками. О логическом стиле, проявляющемся в последовательности, доказательности, подборе фактов, обстоятельности выражений и точной терминологии. Стили определяются обычно функциональной асимметрией головного мозга человека как особым феноменом специфичности левого и правого полушарий по отношению к различным психическим функциям.
При несогласии коммуникаторов по поводу приводимых доводов возникает логический барьер. Он неизбежен, если взаимодействующие стороны имеют разные представления о существенных основаниях суждения. То, что значимо для одного, может быть совершенно не важным для другого. Поэтому логические барьеры предопределяются не только непосредственно логикой, но и различными ориентациями субъектов взаимодействия. Стилистический и логический барьеры весьма часто сочетаются, поскольку причины их возникновения схожи.
Выделяют также барьеры социально-культурных различий: социальные, политические, религиозные, профессиональные и др. Социальные барьеры определяются принадлежностью субъектов взаимодействия к разным социальным слоям общества. Классические модели таких отношений представлены в многочисленных художественных произведениях, где сюжет связан с действиями «простака в светском обществе». Само приобщение «простака» к светской жизни и его вхождение в новую социальную среду сопровождается снятием социальных барьеров. Политические барьеры возникают при разной идеологии и разных представлениях о структуре и смысле власти. Религиозные определяются тем. насколько толерантной (терпимой) является сама религия по отношению к представителям другой веры. В целом, барьеры социально-культурных различий могут возникнуть и при общении представителей различных социальных слоев, партий или религий.
Барьеры отношений возникают, когда во взаимодействие вмешиваются негативные чувства и эмоции. Если взаимодействующие стороны испытывают чувство симпатии по отношению друг к другу, то такие барьеры не появляются. Люди склонны с большим доверием отнестись к информации, поступающей от тех, кто им нравятся. В то же время человек редко способен адекватно воспринимать сообщение от лица, к которому он испытывает негативные чувства.
В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры.
Коммуникативный барьер — это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Любая поступающая к реципиенту информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнение, установки и желания с целью их частичного или полного изменения. В этом смысле коммуникативный барьер — это форма психологической защиты от постороннего психологического воздействия, проводимого в процессе обмена информацией между участниками.
Коммуникативные барьеры:
- Информационно – дефицитный барьер – механический обрыв информации.
- Замещающий – искажающий барьер – придание информации другого значения
- Фонетическое непонимание – разные языки
- Семантический барьер – различие в системе значений участников общения.
- Стилистический – несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения
- логический барьер – логика рассуждения коммуникатора либо слишком сложна либо кажется не верной
- Диспозиционно – статусный барьер – соц., полит., духовные различия, определяющие степень авторитета коммуникатора.
19. Интерактивная сторона общения.
Сущность интеракции в том, что в процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями. Понятие интеракции дало название направлению социальной психологии - интеракционизму, для которого характерно изучение жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия.
По теории интеракционизма развитие личности осуществляется в процессе общения индивида с членами определенной социальной группы в ходе совместной деятельности. Действия каждого индивида всегда ориентированы на другого человека и зависят от него.
Психологическая совместимость — важный фактор успешного общения субъектов взаимодействия. Под психологической совместимостью в социальной группе понимают эффект взаимодействия, заключающийся в таком сочетании людей, которое позволяет
осуществить их максимально возможную взаимозаменяемость и взаимодополняемость.
А. Б. Добрович выделял социальные качества человека, которые наиболее ярко проявляются при взаимодействии с другими людьми и влияют на психологические характеристики общения: интроверсия - экстраверсия, мобильность - ригидность, дминантность - недоминантность. К. Юнг первый описал экстраверсию и интроверсию как основные направленности или жизненные установки человека.
Экстравертированному типу личности свойственны направленность на окружающих, гибкость поведения, общительность.
Интровертированному типу личности присущи стремление к уединению, интерес к собственному внутреннему миру. Мобильность и ригидность — качества, определяющиеся типологическими свойствами высшей нервной деятельности и темпераментом. Мобильные люди динамичны и выразительны. Ригидные люди предпочитают устойчивость и стабильность во всем. При взаимодействии доминантного и недоминантного собеседников возникает проблема психологического подавления одного человека другим. Процесс взаимодействия людей состоит из функциональных единиц взаимодействия - актов, или действий. Акт как единицу поведения человека впервые изучил Дж. Мид. Каждое действие можно рассматривать как единицу общения. Действие состоит из'четырех фаз: фазы побуждения, фазы уточнения ситуации, фазы непосредственного действия и фазы завершения. Любое взаимодействие включает в себя большое количество действий, складывающихся в систему поведения. Выделено два показателя специфики поведения с учетом характера взаимодействия в процессе общения: внимание человека к интересам других людей; внимание к своим собственным интересам.
По соотношению направленности на себя и направленности на партнера можно судить о развитии стратегии взаимодействия человека - совокупности доминирующих особенностей поведения человекав отношениях с другими людьми,проявляющихся в той
или иной социальной ситуации. Выделяют основные стратегии взаимодействия: соперничество, компромисс, сотрудничество, приспособление и избегание
(Р. Блейк, Д. Моутон, К. Томас).
20. Трансакционный анализ общения Э. Берна.
Трансактный анализ общения - Направление психологии, основанное Эриком Берном (США, 1955 г.). В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет "в порядке" тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция это действие (акция) , направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э.Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении.
Э.Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское.
Родительское (Родитель - Р) , которое подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, "запускает" полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.
Взрослое (Взрослый - В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.
Детское (Дитя - Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно "отвечает" за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда "острых", необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.) , приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.) , возражающее детское Я.
С позиции родителя "играются" роли отца, старшей сестры, педагога, начальника; с позиции взрослого - роли соседа, случайного попутчика, подчиненного, знающего себе цену, и т.д.; с позиции ребенка - роли молодого специалиста, артиста - любимца публики, зятя.
В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение.
Каждое из состояний Я выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать. Психотерапия, по Э.Берну, должна осуществляться именно в этом направлении.: "оживлять" подавленное Я-состояние или обучать актуализации определенного Я-состояния в тех случаях, когда это необходимо для гармоничного общения.
Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я.
21. Социально-психологическая характеристика конфликта.
Конфликт – это сложное, многомерное, многоуровневое социально-психологическое явление.
Под конфликтом также понимают борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника.
В конфликте принимают участие индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами.
Выделяют также конфликт и на уровне отдельного индивида, между элементами внутренней структуры личности. Внутри – личностный конфликт также является социально-психологическим, а не только психологическим феноменом, т. к. удовлетворение взаимоисключающих потребностей, целей, ценностей, интересов связано с целой системой определенных социальных отношений.
Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т. д.
В методологическом аспекте конфликт есть определенное качество взаимодействия между людьми, которое выражается в противоборстве между его различными сторонами. Если противоборство сторон осуществляется на уровне отдельного индивида, такими сторонами будут выступать различные мотивы личности, составляющие ее внутреннюю структуру. Люди преследуют в конфликте те или иные цели и борются за утверждение своих интересов.
Т.о. конфликт – это своеобразное качество взаимодействия (между людьми или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей.
В основе всех конфликтов лежат противоречия, возникающие между людьми или внутри структуры самой личности. Эти противоречия могут носить объективный и субъективный характер, т. е. быть обусловленными субъективными или мнимыми личностными факторами. Однако, не все противоречия вызывают развитие конфликта, некоторые из них могут существовать в бесконфликтной форме, лишь в определенной социальной ситуации приобретая конфликтную форму (например, противоречие между мужчиной и женщиной).
Конфликт всегда развивается во взаимодействии социальных субъектов. Это касается и внутри – личностного конфликта, для возникновения которого также необходимо социальное окружение. Однако не всякое социальное взаимодействие является конфликтом, а только то, в котором обнаруживаются острые противоречия. Так, товарищеское, дружеское сотрудничество, обычно не приводят к конфликту.
Для возникновения конфликта необходимо сознание, поэтому борьбу, происходящую в неорганическом мире нельзя с полным правом назвать конфликтом.
В отличие от борьбы за существование у животных конфликт как качество социального взаимодействия возникает на основе деятельности людей и их интересов. Он носит временный характер.
Соревнование отличается от конфликта тем, что регулируется различного рода правилами, процедурами и соглашениями, с которыми, заранее согласны все участники соревнования. Конфликт может возникнуть только в случае, когда нарушаются правила соревнования. Конфликт – это не игра, сопровождающаяся приятными эмоциями, это серьезное отрицательно окрашенное социально-психологическое явление.
Объектом конфликта является та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон. Возникновение конфликта возможно только при наличии его объекта, который может быть истинным, реальным, так и потенциальным, ложным, иллюзорным.
Предметом конфликта служат те противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства.
22. Виды конфликтов.
В зависимости от сторон конфликта выделяют:
1) Внутри – личностные конфликты – конфликты между элементами структуры личности. выражаются в острых негативных переживаниях личности, порожденных ее противоречивыми стремлениями. По своей природе и содержанию являются во многом психологическими, хотя они имеют и социальную окраску. Вызываются противоречиями мотивов, интересов, ценностей и самооценок личности и сопровождаются эмоциональным напряжением и негативными переживаниями сложившейся ситуации. Может носить и деструктивный и конструктивный характер, т. е. иметь как положительное, так и отрицательное последствия для личности. Причинами внутри – личностного конфликта могут быть противоречие потребностей, противоречие между внутренней потребностью и социальной нормой, противоречие между различными ролями индивида, трудность выбора между различными вариантами поведения;
2) межличностные конфликты – столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Большое значение в межличностном конфликте имеют личностные качества людей, их психические, социально-психологические и нравственные характеристики, их межличностная совместимость или несовместимость. Причины этих конфликтов могут быть самыми разнообразными;
3) конфликты между личностью и группой – это более многоплановые конфликты, которые кроме внутри – личностных и межличностных причин включают причины, обусловленные групповой организацией. Они возникают в том случае, когда одна из личностей занимает позицию, отличающуюся от позиций группы. Могут быть конструктивными (способствует укреплению связи личности с группой, формированию личностной и групповой идентификации и интеграции) и деструктивными (дезидентификация личности и групповая дезинтеграция);
4) межгрупповые конфликты – наиболее частый вид конфликтов, который выражается в столкновении интересов различных групп. Причинами межгрупповых конфликтов могут быть: экономические, политические, национально-этнические и т. д. В зависимости от уровня социальных групп конфликт имеет свои особенности возникновения и способы их разрешения. На уровне малых социальных групп большую роль в возникновении межгруппового конфликта играет социальная идентификация групп, которая вызывает социальную дифференциацию между группами. Для больших социальных групп характерна большая масштабность и глубина конфликтов;
5) международные – возникают между отдельными государствами или группами государств. Основой этих конфликтов являются противоречия интересов стран.
По сферам жизнедеятельности людей выделяют:
1) бытовые;
2) трудовые;
3) семейные;
4) воинские;
5) учебно-педагогические и др.
По характеру объектов, по поводу которых возникают конфликты:
1) статусно – ролевые;
2) ресурсные;
3) социокультурные;
4) идеологические и др.
По направленности воздействия и распределения полномочий выделяют:
1) конфликты «по вертикали» (начальник – подчиненный);
2) конфликты «по горизонтали» (между коллегами).
По временным параметрам конфликты подразделяются на:
1) кратковременные;
2) быстротечные;
3) длительные.
По результативности конфликты делятся на:
1) конструктивные – конфликты, несущие положительные последствия (укрепление сотрудничества в группе, достижение какого-либо результата);
2) деструктивные – конфликты, несущие негативные последствия (распад группы, нецивилизованные формы взаимоотношений между людьми).
По характеру причин:
1) реалистические конфликты – конфликты, служащие средством для достижения какого-либо результата, находящегося вне конфликта;
2) нереалистические – объект неотделим от самого конфликта и совпадает с ним.
23. Экспертиза конфликтной ситуации.
В ситуациях, когда нужно принимать ответственные решения, касающиеся стабильности в сфере межгрупповых, организационных, социальных, международных отношений, может применяться такая форма исследования я и оценки, как экспертиза
Экспертиза предусматривает проведение исследования независимыми высококвалифицированными специалистами, что целесообразно, когда выгоды от использования такой экспертизы оправдывают расходы на ее проведения Как правило, эксперт должен найти новую, неизвестную или не осознаваемую лицом, принимающим решение (ЛПР), информацию относительно конфликта, что позволяет уменьшить неопределенность выбора решения Экспертное заключение должно способствовать лучшему знанию и пониманию ситуации ОВД и быть подготовленным к моменту выбора решения ОПОПР.
Ее целью является анализ и оценка конфликтной ситуации в целом, поведения конфликтантов, баланса сил, последствий конфликта, путей выхода, моделирования различных вариантов развития конфликта и характера постконфликтных ситуаций Предметом конфликтологической экспертизы могут быть не только реальные конфликты, но и ситуации, которые грозят перерасти в конфликт Материалами, на основании которых готовится экспертное заключение, есть документы, непосредственные наблюдения конфликтолога, опрос участниками ков и свидетелей конфликта, проведения специальных диагностических исследований.
Участники конфликта могут рассматриваться в процессе конфликтологической экспертизы как элементы ситуации и как самостоятельные объекты В последнем случае акцент делается на их устойчивых характеристиках - ценностях, жизненных целях, интересах, характерах, ожиданиях и опасениях, типичных способах поведения что позволяет предусматривать с определенной степенью вероятности характер и силу их реакции на действия других сторон и определять действенные рычаги влияния на каждого из них.
С причастных к конфликту человек каждая имеет свою внутреннюю картину конфликта (ВКК), которая к тому же в процессе протекания конфликта претерпевает изменения
ВКК является результатом декодирования определенной информации с целью нахождения ее смысла и скрытого смысла ВКК имеет рациональную, эмоциональную и мотивационную компоненты Эмоциональная компонента формируется мгновенно и связан на, возможно, с определенными маркерами, которые предопределяют структурализации поля восприятие ситуации, а также с влиянием имеющихся установок
Также людям свойственна недооценка влияния ситуации на других лиц и переоценка роли их личностных черт и установок, которую Ли Росс назвал фундаментальной ошибкой атрибуции Это означает, что в конфликте мы основном концентрируемся на действиях другой стороны, именно она представляется причиной неприятностей, а ситуация - лишь фоном Таким образом, формируются взаимные предубеждения относительно нравственности другой стороны, щ в тормозят ориентацию на сотрудничество и усиливают конфронтацию Сила этих предубеждений также должна быть оценена экспертизой
Достоверность результатов конфликтологической экспертизы обеспечивается строгим соблюдением принципов: независимости, практической направленности, системности, комплексности, профессионализма, видповидальнос сти, минимизации интервенций.
Принцип независимости требует привлечения экспертов, которые лично никак не заинтересованы в том или ином результате экспертизы и не могут быть принуждены к выводам, которые не соответствуют их убеждениям
Принцип практической направленности характеризует направленность экспертизы по повышению рациональности, обоснованности решения относительно конкретной практической проблемы Собирается только та информация, что в полезна для принятия будущих решений Получение научных обобщений не является целью экспертизы, хотя может быть ее побочный продуктом.
Принцип системности требует описания конфликта в его целостности, с максимальным учетом его причинно-следственных, функциональных, генетических и других связей
Принцип комплексности состоит в использовании и согласовании данных, полученных разными методами Он вытекает из принципа системности, поскольку системное исследование возможно путем применения комплекса ре изноманитних методов Получение информации различными способами и из различных источников позволяет повысить ее достоверность и точность.
Принцип профессионализма требует привлечения к проведению экспертизы специалистов, имеющих необходимый опыт и знания как в сфере конфликтологии, так и в той сфере, к которой относится объект экспертизы
Принцип ответственности утверждает ответственность эксперта за достоверность собранной информации, ее неразглашение без согласия заказчика, за точное соблюдение экспертом сроков выполнения своей работы
Принцип минимизации интервенции ориентирует эксперта на выбор средств и методов исследования, применение которых не приведет к ухудшению ситуации или к неконтролируемому воздействия на нее
Задача экспертизы могут формулироваться: а) заказчиком б) исполнителем в) совместно Б всех случаях коррекция и согласование задач с заказчиком является важным технологическим моментом процесса экспертизы
Экспертное заключение должно содержать характеристику проблемной ситуации, экспертные оценки и предложения Обычно в него вносят также формулирование целей и задач экспертизы, полный перечень источников информ ции и использованных методик, перечень возможных сценариев развития ситуации.
Важными чертами экспертного заключения является точность, полнота, своевременность и убедительность
24. Сценарии взаимодействия участников конфликта.
Американские психологи Р.Блейк и Дж. Моутон описали модель поведения в условиях конфликта. Согласно этой модели существует два независимых параметра поведения людей в конфликте:
А) ориентация на достижение собственных интересов и целей и
Б) ориентация на интересы другого, на учет его потребностей и желаний.
25. Стратегии поведения в конфликте.