Вопрос №1 «Понятие коммуникативного поведения. Факторы возникновения коммуникативного поведения».

Вопрос №1 «Понятие коммуникативного поведения. Факторы возникновения коммуникативного поведения».

Коллективное поведение – относительно стихийное, неорганизованное, довольно непредсказуемое и незапланированное поведение множества людей, реагирующих на неопределенную или угрожающую ситуацию, которое зависит от взаимной стимуляции участников.

Коллективное поведение – один из экстремальных типов поведения, представляющее собой полную противоположность стандартному или институциональному поведению.

Основные подходы к изучению поведения толпы.

1. Теория заражения (Г.Лебон). С точки зрения Лебона, толпа представляет собой иррациональное образование, попадая в которое люди начинают демонстрировать модели поведения, не свойственные им в обыденной жизни.

Эти перемены обусловлены следующими причинами:

А) анонимность и многочисленность толпы.

Б) в толпе действует заражение – передача эмоционального состояния и чувств от одного человека другому. Любое чувство или эмоция в толпе заразительны и притом до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному.

В) восприимчивость к внушению приводит к исчезновению сознательной личности, к преобладанию личности бессознательной.

Лебон отмечает следующие характеристики толпы:

1. Импульсивность, изменчивость, раздражительность.

2. Податливость внушению и легковерие.

3. Преувеличение и односторонность чувств толпы.

4. Нетерпимость, авторитетность и консерватизм.

2. Теория конвергенции. Толпа сама по себе не является причиной необычного поведения людей, но она влияет на определенные типы людей и способствует проявлению поведения, к которому они предрасположены. В толпе собираются люди со сходными интересами, импульсами, целями и т.д., в результате чего толпа ведет себя определенным образом.

3. Теория возникновения норм. Поведение толпы регулируется общими нормами и общей оценкой ситуации, которые складываются в процессе коммуникации индивидов.

4. Теория прирастающей ценности (Н.Смелзер) - попытка синтезировать эти три подхода, на основе последнего.

Каким бы иррациональным и несдержанным не казалось поведение толпы на первый взгляд, оно ограничивается, по крайней мере, четырьмя факторами:

1. Эмоциональными нуждами членов толпы.Поведение в толпе выражает эмоциональные потребности, обиды и предрассудки ее членов (например, люди, которые живут скучной, монотонной жизнью склонны изредка «поохотиться на ведьм» для того чтобы разрушить монотонность своей жизни).

2. Моральными нормами членов толпы. Толпа вряд ли сделает что-либо, что выходит за пределы моральных убеждений составляющих ее индивидов. Например, линчевание не происходило в тех местах, где люди искренне считали это недопустимым. Но там, где люди считали, что линчевания морально оправданно, и даже оправданно при определенных обстоятельствах, суд Линча проводился. Однако даже эти люди никогда не съедали своих жертв и не распинали их.

3. Лидером. Лидер влияет на направленность и интенсивность поведения толпы. В толпе люди нуждаются в том, чтобы ими руководили.

Для эффективного воздействия на толпу лидеру необходимо:

1) установить контакт с толпой;

2) создать эмоциональное напряжение;

3) предложить действия для снижения этого напряжения;

4) оправдать предлагаемые действия.

4. Внешним контролем над толпой. Это может быть вмешательство полиции, армии, плохая погода – ливень, мороз

Утопические движения

Уже в античности Платон пытался описать будущее совершенное общество в своем диалоге «Государство». Впрочем, попытки философа создать такое общество не увенчались успехом. Движения первых христиан, которые были созданы на основе идей всеобщего равенства, оказались более жизнестойкими, так как их члены не стремились к личному счастью и материальному благополучию, а желали создать идеальные отношения.

Светские «совершенные» общества стали появляться на земле с тех пор, как в 1516 г. английский гуманист Томас Мор написал свою знаменитую книгу «Утопия» (слово «утопия» (греч.) можно понимать и как «место, которого нет» и как «благословенная страна»). Утопические движения возникали как попытки создать на земле идеальную социальную систему с добрыми гуманными людьми и справедливыми общественными отношениями. Мюнстерская коммуна (1534), коммуны Роберта Оуэна (1817), фаланги Шарля Фурье (1818) и многие другие утопические организации быстро распадались по многим причинам, и прежде всего из-за недооценки естественных качеств человека — желания достичь жизненного благополучия, стремления реализовать свои способности, работать и получать за это адекватное вознаграждение.

Однако нельзя недооценивать и желание людей изменить условия, в которых они живут. Это особенно относится к группам, члены которых считают существующие отношения несправедливыми и в связи с этим стремятся решительно изменить свое социальное положение.

Революционное движение

Революция — это неожиданное, стремительное, часто насильственное, кардинальное изменение социальной системы, структуры и функций основных социальных институтов. Революцию следует отличать от верхушечногопереворота.«Дворцовые» перевороты совершают люди, стоящие у руля правления, они оставляют неизменными

социальные институты и систему власти в обществе, заменяя, как правило, только первых лиц государства.

Обычно революционное движение развивается постепенно в атмосфере всеобщей социальной неудовлетворенности. Выделяются следующие типичные стадии развития революционных движений:

1.накопление социальной неудовлетворенности в течение ряда лет;

2.появление мотивов к активным действиям, восстанию;

3.революционный взрыв, вызванный колебаниями и слабостью правящей верхушки;

4.выход на активные позиции радикалов, которые захватывают

5.власть и уничтожают оппозицию; о период режима террора;

6.возврат к спокойному состоянию, устойчивой власти и некоторым образцам прежней предреволюционной жизни.

Именно по такому сценарию протекали все наиболее значимые революции.

Реформаторское движение

Реформы проводятся с целью исправить дефекты существующего социального порядка в отличие от революции, цель которой — разрушить всю социальную систему и создать принципиально новый социальный порядок, радикально отличающийся от прежнего. Исторический опыт свидетельствует, что своевременно проведенные необходимые реформы часто предотвращают революцию, если основой для социальных реформ выступают интересы населения. Там, где тоталитарное или авторитарное правление блокирует движение реформ, единственным способом устранения недостатков социальной системы становится революционное движение. В традиционно демократических странах, например, Швеции, Бельгии, Дании, радикальные движения имеют мало сторонников, в то же время в тоталитарных режимах репрессивная политика постоянно провоцирует революционные движения и беспорядки.

Жизненные циклы социальных движений

Нет двух социальных движений, которые полностью совпадали бы по всем характеристикам.

Однако обычно движения в процессе своего развития проходят четыре одинаковые стадии: беспокойства, возбуждения, формализации, институционализации и распада движения.

1) Стадия беспокойства. Истоком всех социальных движений служит возникновение состояния социального беспокойства. Когда люди испытывают неуверенность в завтрашнем дне, когда они ощущают социальную несправедливость, когда те или иные изменения в обществе ломают привычный жизненный ритм, у них возникает чувство боязни, нестабильности своего положения в социальной среде, которые называются социальным беспокойством. Если люди попадают в ситуации, которые они не могут объяснить в терминах традиционной идеологии, они начинают испытывать крайнее неудобство, неуверенность, которые переходят в устойчивое чувство социального беспокойства. Например, после событий августа 1991 г. и официального введения рыночных механизмов в России миллионы людей оказались безработными, а прежние ценности и привычные нормы поведения были преданы забвению. Это послужило причиной возникновения сильного социального беспокойства у значительной части населения России и различных социальных движений.

2) Стадия возбуждения. Социальное беспокойство видится исследователям как общее чувство, охватывающее определенные части общества. Когда беспокойство фокусируется на определенных условиях и причины несчастий и неудач идентифицируются с реальными социальными объектами, так что возникает побуждение к активным действиям, наступает стадия возбуждения. Сторонники движений собираются вместе для обсуждения существующего положения, и повсеместно появляются агитаторы движений. Дальнейшее развитие движения во многом зависит от популярности лидеров, успешных действий агитаторов и эффективности деятельности социальных институтов.

Обычно стадия возбуждения охватывает незначительный промежуток времени и заканчивается либо активными действиями, либо потерей у людей всякого интереса к этому движению. Стадия формализации. Очень многие движения проходят свой жизненный цикл, не оформляясь в организации, но те из социальных движений, которые действительно пытаются добиться значительных изменений в обществе, должны быть организованы. Возбужденные массы не могут ничего создавать и совершать, кроме разрушения, если их энтузиазм не упорядочен и не направлен на достижение строго определенных целей. В силу этого на данной стадии формализации появляется ряд деятелей движения, которые систематизируют его активность и идеологию, делают ее ясной и определенной. Идеология строится таким образом, чтобы постоянно напоминать людям об их неудовлетворенности, выявлять причины такой неудовлетворенности, устанавливать объекты, разрабатывать стратегию и тактику движения для оптимального достижения целей и стремиться морально оправдать их действия. Формализация превращает возбужденные массы в дисциплинированных членов движения, а неопределенную причину движения — в реальную и видимую цель. Стадия формализации также охватывает короткий промежуток времени и довольно быстро сменяется стадией институционализации.

3) Стадия институционализации наблюдается практически во всех движениях, которые длятся достаточно долго. При этом движение кристаллизуется в определенных культурных образцах, включая традиции поддержки и защиты интересов его членов. Институционализация придает социальным движениям законченность и определенность. Не случайно говорят, что приобретение разработанных правил, специальных зданий и униформы является доказательством того, что институционализация движения закончилась. В принципе стадия институционализации может продолжаться сколь угодно долго.


4) Стадия распада движения. Большинство ученых-социологов полагает, что социальное движение заканчивается стадией институционализации. Но в действительности для многих социальных движений — это еще не окончательный этап. Движение может прекратиться на любой стадии своего развития под влиянием внешних условий, внутренних сил или после достижения поставленных целей. В случае распада движение может превратиться в ряд автономных образований, часто конфликтующих или конкурирующих друг с другом. При этом социальный эффект их воздействия на различные сферы общественной жизни значительно ослабевает или сходит на нет. Те движения, которые превращаются в социальные институты, наоборот, закрепляют свое влияние в обществе, становятся его неотъемлемой частью (как, например, политические движения, достигшие своих целей и получившие доступ к государственной власти).

Вопрос №1 «Понятие коммуникативного поведения. Факторы возникновения коммуникативного поведения».

Коллективное поведение – относительно стихийное, неорганизованное, довольно непредсказуемое и незапланированное поведение множества людей, реагирующих на неопределенную или угрожающую ситуацию, которое зависит от взаимной стимуляции участников.

Коллективное поведение – один из экстремальных типов поведения, представляющее собой полную противоположность стандартному или институциональному поведению.

Наши рекомендации