Трудовой коллектив. Психологические особенности функционирование трудового коллектива.
Цель:Сформировать у студента теоретическое представление о механизмах существования, стадиях развития и видах коллективов и об особенностях психологических закономерностей функционирования производственно-профессиональных коллективов.
Задачи:
· рассмотреть теоретические аспекты развития коллективов в организациях;
· сформировать представления о принципах и методах организации и управления малыми коллективами;
· сформировать готовность к кооперации с коллегами, работе в творческом коллективе, знание принципов и методов организации и управления малыми коллективами, знание основ взаимодействия со специалистами смежных областей;
· сформировать стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства, умение ориентироваться в быстроменяющихся условиях
Вопросы к семинару
1. Выделить признаки трудового коллектива.
2. Назвать основания для классификаций трудовых коллективов.
3. Проанализировать проблемы формирования производственных коллективов.
4. Суть понятия «психологический климат». Его виды.
5.Проанализировать особенности руководства и лидерства в трудовых коллективах. Способы влияния на психологический климат в коллективах руководителей и лидеров.
6. Определение новых терминов записать в словарь (гетерогенные и гомогенные коллективы; социальный статус; неформальный коллектив; эмоциональные взаимоотношения).
7. Подготовка к проверочному тесту.
Занятие 7.
Особенности коммуникативных процессов в коллективе.
Цель:Сформировать у студента теоретическое представление о групповых коммуникативных процессах и практические навыки использования законов межличностного общения.
Задачи:
· рассмотреть теоретические аспекты коммуникативных процессов, явлений и закономерностей, психологических эффектов, возникающие в ходе общения и межличностных контактов
· ознакомиться со спецификой психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска;
· создать условия для овладения навыками кооперации с коллегами, работе в творческом коллективе;
· сформировать навыки применять знания, принципы и методы организации и управления малыми коллективами, знание основ взаимодействия со специалистами смежных областей;
· формирование способности к координации взаимодействия специалистов в профессиональной деятельности.
Вопросы к семинару
1. Охарактеризовать коммуникативную функцию как одну из основных и специфических функций управления в целом.
2. Проанализировать коммуникативные явления и закономерности, психологические эффекты, возникающие в ходе общения и межличностных контактов.
3. Стили коммуникативного поведения при руководстве коллективом.
4. Охарактеризовать ролевую структуру членов в группе
5. Определение новых терминов записать в словарь (лингвистические нормы; лаконизм; эффективное коммуникативное поведение;межличностная коммуникация).
6.Практическое задание: определить собственную типичную роль в групповом взаимодействии по методике «Диагностика функционально-ролевых позиций в управленческой команде»
Занятие 8.
Конфликты в профессиональных коллективах и способы их разрешения.
Цель:Сформировать у студента теоретическое и практическое представление о конфликтах в организации и способах их разрешения.
Задачи:
· рассмотреть теоретические аспекты конфликтного поведения и способов его преодоления;
· сформировать представления о признаках конфликта и его причинах;
· создать условия для овладения навыками кооперации с коллегами, работе в творческом коллективе;
· формирование способности к координации взаимодействия специалистов в профессиональной деятельности;
· создать условия для формирования стремления к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства, умение ориентироваться в быстроменяющихся условиях;
· овладеть навыками критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков
Вопросы к семинару
1. Выделить признаки конфликтных ситуаций и охарактеризовать типы конфликтов.
2. Проанализировать стадии конфликтного процесса.
3. Рассмотреть основные причины конфликтов в организациях.
4. Охарактеризовать типы поведения в конфликтной ситуации.
5. Конфликтное поведение.
6. Выделить способы управления конфликтами.
7. Определение новых терминов записать в словарь.
8. Практическое задание: Определить собственный доминирующий тип в конфликтной ситуации с помощью методики К. Томаса ««Социально-психологическая диагностика конфликта»
9. Проверочные контрольные задания.
Содержание самостоятельной работы
Общий перечень заданий для самостоятельной работы.
1. Подготовка к семинарам, практическим занятиям и контрольным работам;
2. Подготовка сообщений и докладов;
3. Определение новых терминов с записью в словаре.
5. Составление профессиограмм;
6. Проведение психодиагностических исследований;
7. Подготовка к зачету.
Методические рекомендации по выполнения заданий
самостоятельной работы
Цель самостоятельной работы студентов: сформировать определённый уровень самостоятельности студента во всех структурных компонентах – от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работ к более сложным, носящим поисковый характер. Формировать познавательные способности, направленные на непрерывное самообразование.
Основные задачи самостоятельной работы студентов (СРС) в условиях университета:
1. Развитие творческих способностей будущих специалистов.
2. Формирование умений самостоятельной работы у студентов, развитие их познавательной активности и творческой самостоятельности.
3. Развитие устойчивого интереса к самообразованию, учебно-исследовательской работе.
4. Формирование привычки к системному умственному труду.
5. Создание установки на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной информации при решении учебно-профессиональных задач.
6. Развитие качеств личности: индивидуальность мышления, способность делать умозаключения и самостоятельно находить истину, стремление к личному самосовершенствованию, самооценке, самоконтролю.
Исходя из теории системного подхода к планированию и организации СРС, целесообразно руководствоваться следующими принципами:
· Принцип целенаправленности и скоординированности СРС;
· Принцип согласования объёма учебной информации с бюджетом времени студентов;
· Принцип комплексности: сочетание общих и частных целей, СРС и остальных форм учебного процесса, репродуктивной и творческой деятельности и др.;
· Принцип индивидуализации и дифференциации СРС на основе диагностики уровней её сформированности;
· Принцип последовательности, непрерывности и поэтапности: выделение ведущих учебных задач, постепенного усложнения заданий;
· Принцип динамической корректировки СРС: учёта и анализа её результатов.
Управление СРС, под которым понимается руководство преподавателем познавательной деятельностью студентов, должно быть четко организовано. Диагностика на этом этапе предполагает:
· тщательное изучение объема знаний, умений и навыков, входящих в содержание данной дисциплины, для данного отрезка учебного процесса с целью условной дифференциации содержания (усваиваемое в аудиторное время и изучаемое во время СРС);
· определение комплекса учебных умений для эффективного выполнения СРС. При этом необходимо, помимо общеучебных умений (умение работать с книгой, умение создавать благоприятные условия деятельности и др.) выработать учебные умения, специфичные для того или иного предмета
· диагностику уровней сформированности общеучебных умений у студентов. В том случае, если умения не сформированы или сформированы недостаточно, необходимо предусмотреть соответствующую целенаправленную работу;
· определение готовности к СРС, которое осуществляется в трех аспектах: теоретическом (уровень знаний, необходимых для успешного выполнения заданий); практическом (навыки и умения самостоятельной работы); психологическом (установки, мотивы, эмоционально-волевые проявления, интерес к предмету, психическое состояние и др.).
Управление СРС самим студентом подразумевает самостоятельное руководство студентом собственной познавательной деятельности. Данный аспект СРС проявляется по-разному в зависимости от следующих уровней сформированности умений самостоятельной работы:
· первоначальное умение: студент знает содержание определенного вида деятельности, с некоторыми затруднениями и помощью может воспроизвести систему действий;
· низкий уровень: студент в аналогичной ситуации самостоятельно воспроизводит систему действий, с трудом осуществляет перенос на другие виды деятельности;
· средний уровень: студент в аналогичной ситуации самостоятельно варьирует систему действий, с трудом переносит ее на другие виды работ;
· высокий уровень: студент самостоятельно выбирает систему действий в различных ситуациях, но с некоторыми затруднениями переносит действия на другую область деятельности;
· совершенное умение: студент самостоятельно владеет системой действий в различных ситуациях, легко переносит их на другие виды деятельности.
В зависимости от наличия у студента того или иного уровня сформированности умений СРС, по-разному проявляется его активность и самостоятельность на различных этапах СРС.
На диагностическом этапе студент, будучи осведомленным о перечне учебных умений для осуществления СРС, должен стремиться к их выработке и развитию, чтобы быть готовым к осуществлению самостоятельной работы. Для этого могут быть предложены (особенно на начальном этапе) памятки по организации учебной и внеучебной работы, объема СРС, где могут быть указаны советы по эффективности и рационализации самостоятельной работы в домашних условиях. На организационном этапе происходит уяснение цели работы, принятие установки преподавателя, ознакомление со сроками осуществления деятельности и формами контроля за ней. Осознанность является основой активности личности, побудительным мотивом деятельности, актуализации знаний и умений.
Классификация СРС по дидактическим целям:
1.Воспроизводящие самостоятельные работы (по образцу) предполагают действия студентов по алгоритму или инструкции преподавателя. Овладение системой алгоритмов приводит к формированию умения самостоятельно разработать метод решения задач. Определенный стереотип СР задает преподаватель, организуя познавательную деятельность студента: определяет объем заданий, предлагает расшифровку проблемы, вопросы и задания для самоконтроля, назначает корректирующие консультации и обосновывает формы контроля.
2.Реконструктивные самостоятельные работы имеют целью инициировать студентов к самостоятельному решению сообщаемой преподавателем общей проблемы, основываясь на имеющихся знаниях, сформированных навыках, приобретенных умениях.
3.Эвристические самостоятельные работы предполагают нестандартную ситуацию, нетиповые задачи. В основе работы - поиск: самостоятельная формулировка и обоснование идеи и путей ее решения. Подобные задания включаются в отдельные семинарские занятия, при выполнении курсовых работ.
4.Исследовательские самостоятельные работы носят творческий характер. В ходе их выполнения проявляется самый высокий уровень самостоятельности и познавательной активности студента. Через творческое задание студент глубоко проникает в сущность изучаемого вопроса, находит новые пути решения проблем. Как правило, этот тип работы проявляется при выполнении дипломного исследования, подготовке научного доклада, в ходе выполнения творческого задания.
Классификация СРСпо формам внеаудиторной работы:
1. Текущая проработка материала (ТПМ) включает выполнение домашнего задания по предмету, работу с конспектами лекций, конспектирование первоисточников, подготовку к семинарам и т.п.
2. Учебно-исследовательская работа (УИР) предполагает выполнение индивидуальных понедельных, помесячных, семестровых и т.п. заданий, нацеленных на углубление, активизацию материала, самостоятельное изучение темы, составление реферата, доклада, сообщения, анализа специальной литературы и др.
Занятие 1.