Трудовой коллектив. Психологические особенности функционирование трудового коллектива.

Цель:Сформировать у студента теоретическое представление о механизмах существования, стадиях развития и видах коллективов и об особенностях психологических закономерностей функционирования производственно-профессиональных коллективов.

Задачи:

· рассмотреть теоретические аспекты развития коллективов в организациях;

· сформировать представления о принципах и методах организации и управления малыми коллективами;

· сформировать готовность к кооперации с коллегами, работе в творческом коллективе, знание принципов и методов организации и управления малыми коллективами, знание основ взаимодействия со специалистами смежных областей;

· сформировать стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства, умение ориентироваться в быстроменяющихся условиях

Вопросы к семинару

1. Выделить признаки трудового коллектива.

2. Назвать основания для классификаций трудовых коллективов.

3. Проанализировать проблемы формирования производственных коллективов.

4. Суть понятия «психологический климат». Его виды.

5.Проанализировать особенности руководства и лидерства в трудовых коллективах. Способы влияния на психологический климат в коллективах руководителей и лидеров.

6. Определение новых терминов записать в словарь (гетерогенные и гомогенные коллективы; социальный статус; неформальный коллектив; эмоциональные взаимоотношения).

7. Подготовка к проверочному тесту.

Занятие 7.

Особенности коммуникативных процессов в коллективе.

Цель:Сформировать у студента теоретическое представление о групповых коммуникативных процессах и практические навыки использования законов межличностного общения.

Задачи:

· рассмотреть теоретические аспекты коммуникативных процессов, явлений и закономерностей, психологических эффектов, возникающие в ходе общения и межличностных контактов

· ознакомиться со спецификой психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска;

· создать условия для овладения навыками кооперации с коллегами, работе в творческом коллективе;

· сформировать навыки применять знания, принципы и методы организации и управления малыми коллективами, знание основ взаимодействия со специалистами смежных областей;

· формирование способности к координации взаимодействия специалистов в профессиональной деятельности.

Вопросы к семинару

1. Охарактеризовать коммуникативную функцию как одну из основных и специфических функций управления в целом.

2. Проанализировать коммуникативные явления и закономерности, психологические эффекты, возникающие в ходе общения и межличностных контактов.

3. Стили коммуникативного поведения при руководстве коллективом.

4. Охарактеризовать ролевую структуру членов в группе

5. Определение новых терминов записать в словарь (лингвистические нормы; лаконизм; эффективное коммуникативное поведение;межличностная коммуникация).

6.Практическое задание: определить собственную типичную роль в групповом взаимодействии по методике «Диагностика функционально-ролевых позиций в управленческой команде»

Занятие 8.

Конфликты в профессиональных коллективах и способы их разрешения.

Цель:Сформировать у студента теоретическое и практическое представление о конфликтах в организации и способах их разрешения.

Задачи:

· рассмотреть теоретические аспекты конфликтного поведения и способов его преодоления;

· сформировать представления о признаках конфликта и его причинах;

· создать условия для овладения навыками кооперации с коллегами, работе в творческом коллективе;

· формирование способности к координации взаимодействия специалистов в профессиональной деятельности;

· создать условия для формирования стремления к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства, умение ориентироваться в быстроменяющихся условиях;

· овладеть навыками критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков

Вопросы к семинару

1. Выделить признаки конфликтных ситуаций и охарактеризовать типы конфликтов.

2. Проанализировать стадии конфликтного процесса.

3. Рассмотреть основные причины конфликтов в организациях.

4. Охарактеризовать типы поведения в конфликтной ситуации.

5. Конфликтное поведение.

6. Выделить способы управления конфликтами.

7. Определение новых терминов записать в словарь.

8. Практическое задание: Определить собственный доминирующий тип в конфликтной ситуации с помощью методики К. Томаса ««Социально-психологическая диагностика конфликта»

9. Проверочные контрольные задания.

Содержание самостоятельной работы

Общий перечень заданий для самостоятельной рабо­ты.

1. Подготовка к семинарам, практическим занятиям и контрольным работам;

2. Подготовка сообщений и докладов;

3. Определение новых терминов с записью в словаре.

5. Составление профессиограмм;

6. Проведение психодиагностических исследований;

7. Подготовка к зачету.

Методические рекомендации по выполнения зада­ний

самостоятельной работы

Цель самостоятельной работы студентов: сформировать определённый уровень самостоятельности студента во всех структурных компонентах – от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работ к более сложным, носящим поисковый характер. Формировать познавательные способности, направленные на непрерывное самообразование.

Основные задачи самостоятельной работы студентов (СРС) в условиях университета:

1. Развитие творческих способностей будущих специалистов.

2. Формирование умений самостоятельной работы у студентов, развитие их познавательной активности и творческой самостоятельности.

3. Развитие устойчивого интереса к самообразованию, учебно-исследовательской работе.

4. Формирование привычки к системному умственному труду.

5. Создание установки на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в пото­ке научной информации при решении учебно-профессиональных задач.

6. Развитие качеств личности: индивидуальность мышления, способность делать умозаключения и самостоятельно находить истину, стремление к личному самосовершенствованию, самооценке, самоконтролю.

Исходя из теории системного подхода к планированию и организации СРС, целесообразно руководствоваться следующими принципами:

· Принцип целенаправленности и скоординированности СРС;

· Принцип согласования объёма учебной информации с бюджетом времени студентов;

· Принцип комплексности: сочетание общих и частных целей, СРС и остальных форм учебного процесса, репродуктивной и творческой деятельности и др.;

· Принцип индивидуализации и дифференциации СРС на основе диагностики уровней её сформированности;

· Принцип последовательности, непрерывности и поэтапности: выделение ведущих учебных задач, постепенного усложнения заданий;

· Принцип динамической корректировки СРС: учёта и анализа её результатов.

Управление СРС, под которым понимается руководство преподавателем познавательной деятельностью студентов, должно быть четко организовано. Диагностика на этом этапе предполагает:

· тщательное изучение объема знаний, умений и навыков, входящих в содержание данной дисциплины, для данного отрезка учебного процесса с целью условной дифференциации содержания (усваиваемое в аудиторное время и изучаемое во время СРС);

· определение комплекса учебных умений для эффективного выполнения СРС. При этом необходимо, помимо общеучебных умений (умение работать с книгой, умение создавать благоприятные условия деятельности и др.) выработать учебные умения, специфичные для того или иного предмета

· диагностику уровней сформированности общеучебных уме­ний у студентов. В том случае, если умения не сформированы или сформированы недостаточно, необходимо предусмотреть соответствующую целенаправленную работу;

· определение готовности к СРС, которое осуществляется в трех аспектах: теоретическом (уровень знаний, необходимых для успешного выполнения заданий); практическом (навыки и умения самостоятельной работы); психологическом (установки, мотивы, эмоционально-волевые проявления, интерес к предмету, психиче­ское состояние и др.).

Управление СРС самим студентом подразумевает само­стоятельное руководство студентом собственной познавательной деятельности. Данный аспект СРС проявляется по-разному в зави­симости от следующих уровней сформированности умений само­стоятельной работы:

· первоначальное умение: студент знает содержание опреде­ленного вида деятельности, с некоторыми затруднениями и помощью может воспроизвести систему действий;

· низкий уровень: студент в аналогичной ситуации самостоятельно воспроизводит систему действий, с трудом осущест­вляет перенос на другие виды деятельности;

· средний уровень: студент в аналогичной ситуации самостоятельно варьирует систему действий, с трудом переносит ее на другие виды работ;

· высокий уровень: студент самостоятельно выбирает систему действий в различных ситуациях, но с некоторыми затруд­нениями переносит действия на другую область деятельно­сти;

· совершенное умение: студент самостоятельно владеет сис­темой действий в различных ситуациях, легко переносит их на другие виды деятельности.

В зависимости от наличия у студента того или иного уровня сформированности умений СРС, по-разному проявляется его ак­тивность и самостоятельность на различных этапах СРС.

На диагностическом этапе студент, будучи осведомленным о перечне учебных умений для осуществления СРС, должен стремить­ся к их выработке и развитию, чтобы быть готовым к осуществле­нию самостоятельной работы. Для этого могут быть предложены (особенно на начальном этапе) памятки по организации учебной и внеучебной работы, объема СРС, где могут быть указаны советы по эффективности и рационализации самостоятельной работы в до­машних условиях. На организационном этапе происходит уяснение цели работы, принятие установки преподавателя, ознакомление со сроками осу­ществления деятельности и формами контроля за ней. Осознанность является основой активности личности, побудительным мо­тивом деятельности, актуализации знаний и умений.

Классификация СРС по дидактическим целям:

1.Воспроизводящие самостоятельные работы (по образцу) предполагают действия студентов по алгоритму или инструкции преподавателя. Овладение системой алгоритмов приводит к фор­мированию умения самостоятельно разработать метод решения за­дач. Определенный стереотип СР задает преподаватель, организуя познавательную деятельность студента: определяет объем заданий, предлагает расшифровку проблемы, вопросы и задания для само­контроля, назначает корректирующие консультации и обосновыва­ет формы контроля.

2.Реконструктивные самостоятельные работы имеют целью инициировать студентов к самостоятельному решению сообщаемой преподавателем общей проблемы, основываясь на имеющихся зна­ниях, сформированных навыках, приобретенных умениях.

3.Эвристические самостоятельные работы предполагают не­стандартную ситуацию, нетиповые задачи. В основе работы - по­иск: самостоятельная формулировка и обоснование идеи и путей ее решения. Подобные задания включаются в отдельные семинарские занятия, при выполнении курсовых работ.

4.Исследовательские самостоятельные работы носят творческий характер. В ходе их выполнения проявляется самый высокий уровень самостоятельности и познавательной активности студента. Через творческое задание студент глубоко проникает в сущность изучаемого вопроса, находит новые пути решения проблем. Как правило, этот тип работы проявляется при выполнении дипломного исследования, подготовке научного доклада, в ходе выполнения творческого задания.

Классификация СРСпо формам внеаудиторной работы:

1. Текущая проработка материала (ТПМ) включает выполне­ние домашнего задания по предмету, работу с конспектами лекций, конспектирование первоисточников, подготовку к семинарам и т.п.

2. Учебно-исследовательская работа (УИР) предполагает вы­полнение индивидуальных понедельных, помесячных, семестровых и т.п. заданий, нацеленных на углубление, активизацию материала, самостоятельное изучение темы, составление реферата, доклада, сообщения, анализа специальной литературы и др.

Занятие 1.

Наши рекомендации