Классификация конфликта на почве неудовлетворенных потребностей супругов.
1. конфликт, размолвки, возникающие на основе неудовлетворенной потребности в ценности и значимости «своего» нарушения чувства достоинство со стороны другого партнера, его пренебрежительное, неуважение отношений.
2. конфликт, размолвки, психические напряжение на базе неудовлетворении сексуальных потребностей одного или обоих супругов.
3. психическое напряжение, депрессия, конфликт, ссора из-за неудовлетворение потребности одного или обоих супругов в положительных эмоций: отсутствие ласки, заботы, внимания, понимания юмора, подарков.
4. конфликт, ссоры связанны с пристрастием одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и другим гипертрофированным потребностям, приводящим к неэкономным и бесполезным затратам средства семьи.
5. финансовые разногласия, возникающие на основе преувеличенных потребностей один из супругов в распределении бюджета, содержание семьи, вклады каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи.
6. конфликты, ссоры, размолвки из-за неудовлетворении потребностей супругов в питании, одежды, в устройстве домашнего очага и т.д.
7. конфликты, ссоры на почве разных потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, различных хобби.
По степени опасности конфликты может быть
- неопасными – возникают при наличии объектных трудностей, усталости, раздражительности, состояния «нервного срыва». Такой конфликт, внезапно начавшись, может быстро завершиться. Обычно говорят «к утру все пройдет»
- опасный - разногласие начинается, когда один считает, что другой должен изменить линию поведения например по отношению к родственникам, отказаться от каких-то привычек, пересмотреть жизненные ориентиры, приемы воспитания и т.д.
Т.е. ставится проблемы: которые требует разрушения дилеммы: уступать или нет.
- особо опасные – приводит к разводам.
1. не сошлись характером – мотив «чисто» психологический.
Каждый человек выбирает способы, приема и методы деятельности, исходя из особенностей своего характера. Они и формируют индивид, стиль поведения в трудной и бытовой сферах жизни.
Под «индивидуальным стилем деятельности» понимают систему приемов и способов действиях, характерную для донного человека и целесообразную для достижения успешного результата. Об этом надо помнить и не стремиться перевоспитать, переделать другого партнера, а просто самому учить или приспособиться к свойствам его натуры, его индивидуального стилю. Однако некоторые недостатки характера (демонстрировать, авторитарность, нерешительность и т.д.) сами по себе м.б. источником конфликта в семье. Есть черты, которые приводят к разрушением брака вне зависимости от стремления партнеров приспособиться, например эгоцентрические черты. Их концентрация на своем «я» - дефект нравственного развития. Обычно супруги видят эгоизм своего партнера, а собственного не замечают.
2. Супружеские измены и сексуальная жизнь в брак.
Измена отражает противоречие между супругами, они является результатом. К измене приводит разочарование брачной жизнью, дисгармония половых отношений. В противоположность измены, неверности. Верность – это система обязанностей перед брачным партнерам, которая регулируется моральными нормами и стандартами.
Часто верность ассоциируется с преданностью и связана с желанием укрепить свой собственный брак и взаимоотношения.
Важно понимать, что сексуальная потребность м.б. удовлетворяет только на фоне положительных чувств и эмоций, которые возможны при удовлетворении эмоционально-психологических потребность (в любви, в поддержании и сохранении чувства собственного достоинства, психологической поддержки, защиты, взаимопомощи и взаимопонимании.
Если в брак неудовлетворенны эмоционально-психологические потребности, усиливается отчуждение, накапливается, отрицательные эмоции и чувства и тогда измена становится более вероятной. Супруги не понимают друг друга, ссорятся или просто уходят «на сторону».
3. Бытовое пьянство и алкоголизм.
Это традиционный мотив разводов.
Алкоголизм – типичная наркомания, сформировавшаяся на базе регулярного употребления спиртных напитков в точении ряда лет.
Хронический алкоголизм надо отличать от бытового пьянства, который обусловлено ситуационными моментами, дефектами воспитания, низкой культурой.
С бытовым пьянством достаточно мер общественного воздействия, то хронический алкоголизм приводит к психическим расстройствам и другим заболеваниям, нуждается в медицинском лечении.
Злоупотребление алкоголем одного из супругов создает в семье ненормальную атмосферу и постоянную почву для конфликтов, скандалов. Возникают психотравмирующие ситуации для всех членов семьи и особенно для детей.
Резко возрастает риск заболевания нервно-психическими расстройствами, увеличивается вероятность рождения детей с различными отклонениями и аномалиями. Появляется материальные трудности, сужаются сфера духовных интересов, появляется аморальное поведение. Супруги все больше отдаляются друг от друга.
По второму вопросу необходимо знать, что существуют типичные модели поведения супругов в межличностных внутрисемейных конфликтах.
Первая – стремление мужа и жены самоутвердится в семье.
Например, в роли главы отрицательную роль играет «добрые» советы родителей.
Стремление к самоутверждению охватывает все сферы взаимоотношений и мешает трезво оценить происходящие в семье.
Любое высказывание, просьба, поручение воспринимается как посягательство на свободу, личную автономию. Чтобы уйти от этой модели, надо разграничить сферы руководства разными участками жизни в семье и осуществлять его коллегиально, при разумном единоначалии.
Второй – сосредоточенность супругов на своих делах.
Типичный образ жизни, привычек, друзей, нежелание поступиться чем-либо из своей прошлой жизни для успешной реализации новой социальной роли. Начинается формироваться непонимание, того, что организация семьи предполагает новый социально-психический уклад. Люди не всегда готовы перестроить себя в нужном направлении: «А почему я должен отказываться от своих привычек?». Как только взаимоотношения начинают развиваться в этом форме, неизбежно следует конфликт.
Здесь нужно поэтапно включать супруга в совместную деятельность, постепенно приучать его к новой модели поведения.
Прямой нажим осложняет взаимоотношения.
Третья – дидактическая.
Один из супругов полностью поучает другого: как надо жить; себя вести и другое. Поучение охватывают все сферы совместной жизни, блокируя попытки самостоятельности их раздражение эмоциональное напряженность чувство неполноценности. Эта модель общения ведет к нарушению сотрудничества в семье, утверждает систему отношений «по вертикали». Позиция поучаемого начинает играть роль взрослого ребенка, а в поведении другого постепенно укрепляются материнские или отцовские нотки.
Четвертая – «готовность к бою».
Супруги постоянно находятся в напряжении. В сознании каждого укрепилось неизбежность ссор, внутрисемейное поведение строится как борьба за победу в конфликте. Могут осознавать ситуацию, фазы, формы поведения, которой вызывают конфликт. И всё же ссорятся.
Пятая – «папенькина дочка», «маменькин сынок»
Во взаимоотношениях, в их выяснение постоянно вовлекаются родители.
Шестая – озабоченность.
Постоянно присутствует состояние озабоченности, напряженности, это ведет к дефициту позитивных переживаний.
В благополучной семье всегда есть ощущение сегодняшней и завтрашней радости. Для того, чтобы сохранить его, надо оставлять плохое настроение и неприятности за порогом дома, а приходя домой, приносить с собой атмосферу приподнятости, радости и оптимизма. Другой супруг должен помочь избавиться от угнетенного психологического состояния. Постараться посмотреться со стороны на себя и разобраться в причинах.
Избегание ошибок – основные причины:
- реально смотреть на противоречия, возникающие до брака и после его заключение;
- не строить иллюзии, что бы не разочароваться;
- не избегать трудностей;
- познавать психологию партнера. Чтобы жить в согласии: надо понимать друг друга, приспосабливаться, уметь угождать друг другу;
- знать цену мелочам. Небольшие, но частые знаки внимания более ценные и значимые, чем дорогие подарки, за которые кроется равнодушие, неверность и другое;
- быть терпимым, уметь забывать обиды;
- уметь понимать и предугадать желания и потребности партнера;
- не навязывать свои требования, оберегать достоинство партнера;
- понимать пользу временной разлуки;
- следить за собой. Неаккуратность, безалаберность. Рождают неприязнь и могут повлечь серьезные последствия;
- иметь чувства меры. Уметь спокойно и доброжелательно воспринимать критику. Вначале надо подчеркивать достоинства партнера, а потом доброжелательной форме указывать на недостатки;
- осознавать причины и последствия неверности;
- не впадать в отчаяние.
Развод как социально-психологический феномен.
Расторжение брака (разводом) считается прекращение брака при жизни супругов.
Существуют разные психологические теории по поводу разводов.
1. концепция «толчир» - существовала благополучная семья, все было хорошо, но вдруг что-то случилось (измена, смерть, арест, болезнь и т.д.) произошёл толчок – и семья развалилась. Эмпирически это редко подтверждается. Обычно семью нельзя разбить одним толчком, видимо что-то назревало, и готовность к разводу уже была.
2. обратное развитие (любовь – охлаждение – раздражение – распад) – утверждает, что это происходит в каждом браке. Но если в семье высокий уровень взаимоотношений, откровенности, гармоничность и удовлетворенность в сексуальных отношений, то эта теория не подтверждается.
Развод был всегда, сколько существует институт брака.
Форма расторжения брака менялись с развитием цивилизованности, исторического прогресса ,отношение к женщине, национальных традиций.
Будучи вещью, принадлежащей своему хозяину-мужчине, женщина почти не имела права, в том числе и прав на развод.
У народов, стоящих на более низкой ступени развития, а также у древних народов преимущественно при разводе пользовались мужчины.
Например: у древних ассиян все права на развод имел муж женщины - никогда .Любая попытка развода с ее стороны наказывалась смертью, а мужчина имел право прогнать
жену из дома.
Большим разнообразием отличались мотивы для развода.
У древних иудеев - Муж имел право требовать развода: если жена страдала телесными недостатками, препятствующими исполнению супружеских обязанностей.
-если она была нерадивой хозяйкой
-если вела безнравственный образ жизни
-нарушала супружескую верность
-если в течении 10 лет оставалась бездетной.
С другой стороны жена также могла настаивать на разводе:
-если муж дурно обращался с нею
-если занимался презираемым трудом;
- если был не способен к исполнению супружеских обязанностей.
У древних китайцев:
- неповиновение родителям мужа;
- бесплодие;
- прелюбодеяние;
- отвращение или ревность;
- дурная болезнь;
- болтливость.
Всех этих причин было не достаточно, если в это время жена носила траур по родителям мужа или если она была сиротой.
В древней Греции:
- муж при свидетелях объявлял жене, что их брак расторгнут, после чего та забирала свое приданное и возвращалась в родительский дом.
Причем приданное возвращалось в любом случаи, даже если жена была виновата в супружеской измене.
Со стороны жены развода добиться было сложнее. Надо было подавать петицию городским властям, которые принимали окончательное решение и независимо, кто из супругов признавался виновным, дети всегда оставались у отца.
У Римлян: развод был делом обычным.
В Древней Индии:
- брак рассматривался, не как гражданский, а как божественный союз. Развод возможен только со стороны мужа по вене жены:
- жена, не рожавшая детей, может быть переменена на 8 году:
- рожавшая мертвыми - на 10 году:
- только девочек – на 11 году:
- сварливая – немедленно.
Позднее мог мужчина расторгнуть брак в 3 случаях:
- если жена промотала его состояние
- сделала аборт
- покушалась на его жизнь.
Жена могла потребовать развод в случаи:
- если муж стал импотентом
- совершил поступок, за который его исключили из касты.
Чаще всего мотивом развода является супружеская неверность. Строже всего, общество судит именно не верных жен, ведь вступая в половую связь с любовником, женщина рискует забеременеть и родить чужого ребенка.
Это делает мужчину в глазах окружающих посмешищем, но и прервет нормальную линию наследования. Кому захочется передавать свое имущество чужому отпрыску, да еще зачатому в незаконна?
Есть народы, которые смотрят на неверность жен сквозь пальцы. В африканском племени динка муж может развестись с женой, если она глупа, плохо готовит, а измена неважно.
У некоторых народов для развода достаточно одного подозрения о возможности измены жены. В Сербии прошлого века муж имел право прогнать жену, которая провела ночь не дома.
В Американском штате Кентукки до сих пор действует закон, по которому муж может потребовать развода, если его жену просто видели в пивном баре.
У католиков развод с разрешением Папы Римского.
В Исламе в любой момент, только муж обязан вернуть приданное и дать средства на ее содержание в течении 4 месяцев срока.
Мужу достаточно при свидетелях и без них сказать я развожусь. Разрешается трижды разводиться с женой и после развода снова на ней жениться. Но после третьего развода новая женитьба воспрещается.
В нашей стране действует принцип свободы расторжения брака при контроле государства.
Законодательство предусматривает два способа:
- в загсе
- судебный
Отсутствие несовершеннолетних детей и имущественного спора между супругами, позволяют им самим решать судьбу брака.
Брак прекращается со времени регистрации развода в книге регистрации актов гражданского состояния.
В настоящее время во многих государствах закон о браке определяет развод как процедуру, в которой нет истца и ответчика. Супруги соглашаются, что в их браке возникли непреодолимые проблемы. Такой подход исключает обвинение одного из супругов в разводе, но он не устраняет чувство вены и депрессии, переживают оба в последствии.
В нашей стране причинами развода являются:
- материально, бытовая проблема-55%
- пьянство одного из супругов-39%
- ослабление ценности для нынешнего поколения 27%
- супружеская не верность 19%
- психологическая несовместимость 17%
- однообразие и скука семейной жизни 12%
- новая любовь 11%
- отсутствие детей 7%
- другое 2%
- затруднилось ответить 6%
Женщины более склонны считать причиной разводов материальной трудности, пьянство и ослабление ценности семьи.
Мужчины – новое увлечение, несовместимость, скука семейной жизни.
Молодежь – несовместимость, новая любовь, измены, однообразие.
Факторы, разрушение брачно-семейные отношения.
Причины роста разводов:
- изменение функции семьи, а именно хозяйственной (экономической) стороны. Женщины могут больнее зарабатывать, чем мужчины. И становится независимой;
- феминизм (успели за равноправие полов);
- отсутствие негативных стереотипов у разведенных;
- освобождение от классовых религиозных и национальных предрассудков;
- изменения темпа и стиля жизни в урбанизированном обществе.
Урбанизация – сосредоточение промышленности и населения в крупных городах.
- рост продолжительности жизни
- дифференцированность жизненного цикла
- усиление миграционных процессов
- снижения влияния родителей на выбор супруга.
Наиболее распространенные факторы, входящих в группу риска разводов. Т.е. увеличивающие вероятность расклада брачно-семейных отношений.
- Конфликтные отношения (развод) родителей одного из супругов;
- Совместное проживание с родителями, на их жилищной площади;
- Поздний или ранний возраст вступление в брак;
- Деидеализация партнера;
- Высокая личностная конфликтность одного или обоих супругов;
- Неравный уровень образования и социалистического статуса супругов;
- Профессиональная занятость женщины, точнее бикарьерная семья;
- Вынужденное разделенное проживание супругов (командировки, разъезды);
- Измены, сексуальная не удовлетворенность в браке;
- Отсутствие доверия в семейных отношение;
- Бесплодия;
- Добрачная беременность;
- Рождения ребенка в первые (1-2) годы брака;
- Употребление наркотиков, алкоголя.
«Зло» которое может разрушать брак:
1. перегрузки и физическое истощение;
2. злоупотребление кредитом и ссоры по поводу денежных трат;
3. эгоистичность: Существует две группы людей: дающие и берущие;
Брак между двумя дающими будет счастливым.
Между дающим и берущим частые трения будут.
Между двумя берущими раздерут друг друга.
4. вмешательство родителей;
5. нереальные ожидания. Некоторые ожидают чего-то необычного: коттеджи в розах, прогулки по дорожкам, усыпанными цветами;
6. пьянство и наркотики;
7. ревность, низкая самооценка и другими;
8. порнография, азартные игры. Все дурные пристрастия.
Фазы дестабилизации супружеских отношений и стадии развода.
Стивен Дак.
Выделяют 4 фазы распада эмоциональных отношений:
1 интр – психическая (внутренняя). У одного или обеих супругов (обычно более чувствительного) появляются ощущение внутренней неудовлетворенности.
Возможны исходы этой фазы:
- смириться
- решиться, чтобы высказать партнеру неудовольствие.
2 интр – психическая (между супругами)
- обсуждают свои отношения. Супруги пробуют экспериментировать, может длиться годами. Исход имеет два варианта:
- перестройка отношений - их стабилизация
- принятие распада (если эксперимент закончился неудачно).
3 Социальная фаза – вовлекают других людей (родственники, друзья).
Исход: прекращение отношений распад семьи.
4 фаза отделки: (вновь интрапсихическая). Оба бывших супруга перерабатывают полученный опыт внутри себя и остаются со своими переживаниями, воспоминаниями.
Исход:- 2 варианта:
- примирение с ситуацией, с собой, извлечение позитивных моментов уроков, приобретение личного опыта.
- произошедшее воспринимаются, как неудача, приписываемая себе. Это влечет за собой срыв, истерики, нервоз.
Дж Ли выдели 5 фраз:
-осознание неудовлетворенности
-выражение неудовлетворенности
- переговоры
- принятие решений
- трансформация отношений.
Считают, что супружеская пара может не одновременно проходить все фазы, распад может происходить в любой форме, любым путем, очередность не обязательна.
Процесс распада может быть направлен не на прекращение отношений, а на их трансформацию. Ходить по такому кругу можно всю жизнь.
Типы реагирования на прекращение отношений может быть разным, это зависит от самого события развода ( его формы, глубины, длительность, количества вовлеченных в него участников ) отношение к нему со стороны супругов имеющихся в наличии ресурсов ( материальная и жилищная обеспеченность, здоровье. Эмоциональное состояние, детские проблемы, возраст супругов ).
Стратегии поведения в предразводной ситуации.
1 Воинственно- ненавидящая (вернуть супруга любой ценой. Здесь нужна победа, но при этом уважения ни к себе, ни к партнеру нет).
Например: попытки натравить на изменника родственников, друзей, детей, которые по замыслу клиента , должны доказать ему\ей , как неправильно он\она поступает.
2 Обострение любви – поиск, каких то вариантов как удержать, привлечь партнера. Вместо язвительных и холодных замечаний, старается быть максимально дружелюбным, приветливым. Добродушно доверительный разговор между партнерами. Такой ход может принести успех, если партнер не принял решения уйти.
3 Принять реальность такой, какая она есть.
Самая трудная задача – не требовать от другого немедленного принятия решения, а ждать, пока он сам его примет. Извлечь необходимые уроки. Если будет развод, то есть возможность сохранить хорошие отношения с бывшим супругом.
Развод в модели Киввич-Росс - выделяет 5 стадий:
1 ситуация обращения
2 стадия озлобления
3 стадия переговоров
4 стадия депрессии
5 стадия адаптации
По Кратохвилу С.- 4 стадии:
1 стадия протеста. Травмированная особа повышает свою активность, чтобы избежать развода. Действует хаотически и нецеленаправленно. Тем самым ухудшает свое положение.
2 стадия отчаяния – впадает в депрессию.
3 стадия отрицания – приходит к выводу, что все нужно развестись.
Периоды, когда нужна консультация и терапевтическая помощь.
1 Предразводный период.
В этот период можно предупредить подачу заявления на развод или взять его назад, если оно уже подано.
2 Период развода – когда супруги уже приняли решение о разводе.
Здесь следует супругам сдерживать свои эмоции и направить их на совместное решение конкретных проблем, связанных с разводом и учитывать интересы и проблемы детей.
Эмоциональное отношение характеризуется чувствами гнева, страха, вены, злости, желания возмездия.
Исходом этого периода является согласие с разводом обеих супругов.
Если решение о разводе было принято односторонне, то партнер считает эго инициатора виновным и вновь возникает чувство утраты, пренебрежения, бессильной ярости или беспомощности. Предметом споров и разводов могут стать вопросы имущественного раздела или заботы о детях.
К юридическим вопросам относится раздел имущества и квартиры, выплата алиментов, определение детей к одному из родителей и заключение соглашения о встречах сними бывшего супруга.
Большинство вопросов лучше решать на основе взаимной договоренности.
3 После разводный период – является стабилизация положения и достижения обоими супругами самостоятельности в новых условиях жизни.
Если у женщины перед разводом нет прочной внебрачной связи с перспективой брака, то в зависимости от возраста и наличия детей ее шансы найти партнера не слишком велики или отсутствуют.
Для мужчины ситуация более благоприятна.
К проблемам этого периода относится продолжение конфликтной ситуации между бывшими супругами. Особенно если совместно проживают после развода в одной квартире. И с другой стороны регулирование встреч с детей с родителями, в большем случае отцами.
Постразводная ситуация.
Окончание супружеских отношений влечет за собой изменение всего уклада жизни – экономического, социального, сексуального.
Отражается на повседневных привычках, как сон, прием пищи, а юридическая казуистика, сопровождающая раздел имущества и прочие процедуры, связанные с разводом с завещаниями и вступлениями вправо наследования, дополнительно осложняет ситуацию.
Депрессия после развода, может быть тяжелой и долгой, чем после смерти супруга.
К социально- психологическим последствиям развода относятся:
- снижение рождаемости
- ухудшение условий семейного воспитания
- снижение работоспособности
- ухудшаются показатели здоровья, увеличиваются заболеваемости и смертности
- рост алкоголизма
- увеличение суицидальных исходов
- увеличение риска психических заболеваний.
В течение года после развода риск заболеваний у разведенных увеличивается на 30 %.
Разведенные чаще жалуются на головную боль, мочеполовые расстройства, кожные заболевания, в 6 раз чаще посещают психиатра.
А.Розенфельд объясняет это тем, что взаимодействие в критических ситуациях между головным мозгом, нервной и иммунной системой нарушается.
После стресса в течение 14 месяцев число иммунных клеток уменьшается – риск заболеваний возрастает.
Психологические заболевания у мужчин развиваются в 5,09 раз, чаще, чем у семьянинов, у женщин с 2,8 раза.
Мужчины переносят развод болезненее, чем женщины.
Трудности в связи с разводом, зависит от детей.
Если дети не старше двух – трех лет, прошлая жизнь, может быть, не окажет на них сильного влияния, как на более старших детей.
Дети в возрасте 3-6 лет переносит развод родителей очень травмотично, они не способны понять всего происходящего и нередко обвиняют во всем себя.
Ребенок 6-10 лет – могут испытывать к родителям злость, агрессию и обиду.
В 10-11 лет – у детей возникают реакция заброшенности и тотальной злобы на весь мир.
Если дети взрослые, то развод на них может не повлиять, их это может не интересовать.
Задания и вопросы для самоконтроля:
1 Назовите основные причины семейных конфликтов.
2 Охарактеризуйте этапы конфликтов.
3 Обоснуйте способы выхода из конфликта.
4 Каковы основные причины разводов.
5 Мотивы разводов у мужчин и женщин. Сходства и различия.
6 Кому чаще принадлежит инициатива разрыва семейных отношений.
Рекомендуемая литература
Основная литература:
Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи. М, Ось-89 2008;
Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи М., Академия 2006;
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования под ред. Силяевой Е.Г., М., Академия 2002;
Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи М., Академия 2006.
Дополнительная литература:
1. Шнейдер Д.Б. Семейная психология. М., Академический проект, Екатеринбург, Деловая книга 2006.
2.Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия С.-Пб., 2003.
3.Андреева Г.М. Социальная психология. СПб., 2006.
4.Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 2000.
5.Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2002.
Методические рекомендации по проведению семинара
Во вводной части семинара необходимо огласить тему занятия, учебные вопросы, выносимые на обсуждение, определить цели и задачи занятия, а также последовательность и взаимосвязь проведения отдельных его элементов. Целесообразно поинтересоваться у обучающихся, какие вопросы вызвали особенную сложность при подготовке к занятию, с тем, чтобы уделить им наиболее пристальное внимание. Кроме того, необходимо поинтересоваться подготовленными на семинар докладами и сообщениями и определить последовательность выступлений обучающихся. В заключение вводной части следует выяснить, кто из обучающихся не готов к занятию, и каковы причины их неподготовленности.