Цели и задачи психокоррекционной работы
!!Психокоррекционные мероприятия направлены на исправление отклонений в развитии.
Ну опять…это.??..
??Постановка целей связана с теоретической моделью психического развития и определяется ею.
В отеч. психологии цели корр. работы опред-ся пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым. --> Три основных направления и области постановки коррекционных целей:
1. Оптимизация социальной ситуации развития.
2. Развитие видов деятельности ребенка.
3. Формирование возрастно-психологических новообразований.
В заруб. психологии причины трудностей развития ребенка усматриваются либо в нарушении внутренних структур личности (3. Фрейд, М. Клайн и др.), либо в дефицитарной или искаженной среде или объединяют эти точки зрения. à цели воздействия: либо восстановление целостности личности и баланса психодинамических сил,
либо как модификация поведения ребенка за счет обогащения и изменения среды и научения его новым формам поведения.
…Или это….
Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:
1. Диагностический блок. Цель: диагностика особенностей развития личности,
выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.
2. Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.
3. Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности.
4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: измеренение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.
(эти блоки,наверное,и в 29 пойдут…)
Система задачтрех уровней:
коррекционный - исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;
профилактический - предупреждение отклонений и трудностей в развитии;
развивающий - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.
МЕСТО ДЛЯ ВОПРОСА 29
30 ВОПРОС Модели психокоррекции
Общая модель коррекции - это система условий оптимального возрастного развития личности в целом. Она предполагает расширение, углубление, уточнение представлений человека об окружающем мире, о людях, общественных событиях, о связях и отношениях между ними; использование различных видов деятельности для развития системности мышления, анализирующего восприятия, наблюдательности и т.д.; щадящий охранительный характер проведения занятий, учитывающий состояние здоровья клиента (особенно у клиентов, переживших посттравматический стресс, находящихся в неблагоприятных социальных и физических условиях развития). Необходимо оптимальное распределение нагрузки в течение занятия, дня, недели, года, контроль и учет состояния клиента.
Типовая модель коррекции основана на организации практических действий на различных основах; направлена на овладение различными компонентами действий и поэтапное формирование различных действий. (Или: основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, семейной терапии, психорегулирующих тренировок и пр.)
Индивидуальная модель коррекции включает в себя определение индивидуальной характеристики психического развития клиента, его интересов, обучаемости, типичных проблем; выявление ведущих видов деятельности или проблем, особенностей функционирования отдельных сфер в целом, определение уровня развития различных действий; составление программы индивидуального развития с опорой на более сформированные стороны, действия ведущей системы для осуществления переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного человека. (Или: ориентирована на коррекцию различных нарушений у клиента с учетом его индивидуально-типологических, психологических, клинико-пси-хологических особенностей. Это достигается в процессе создания индивидуальных психокоррекционных программ, направленных на коррекцию имеющихся недостатков с учетом индивидуальных факторов.)
(Они взаимозависимы, но разные задачи:
общая модель - профилактическая работа с клиентом,
типовая модель - оптимизация, стимулирование психического развития,
индивидуальная модель — психокоррекция недостатков в развитии ребенка с учетом его клинико-психологических и индивидуально-психологических особенностей.)
ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ (ПРИНЦИПЫ, ВИДЫ, ТРЕБОВАНИЯ)
Принципы:
- Системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
Связь и гетерохронность развития сторон Л. ребёнка: нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудностями развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития *превентивные меры принимаем
ü коррекционные - исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;
ü профилактические - предупреждение отклонений и трудностей в развитии;
ü развивающие - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.
- Единства коррекции и диагностики.
- Приоритетности коррекции каузального типа
2 типа коррекции: 1) симптоматическая - преодоление внешних признаков; и 2) каузальная (причинная) - устранение и нивелирование причин, порождающих проблемы и отклонения в развитии клиента. * пример с коррекцией страхов у детей
- Деятельностный принцип коррекции. *все помним и любим Леонтия и Элика
- Учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.
- Комплексности методов психологического воздействия. * исп. всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практ. Ψ
- Активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.
- Опоры на разные уровни организации психических процессов. * гетерохронность опять: опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие; в детском возрасте отстает развитие произвольных процессов=> непроизвольные могут стать основой для формирования произвольности в ее различных формах.
- Программированного обучения. *не-не-не, дайте забыть про пед. Ψ! программы из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий.
- Возрастания сложности. *у клиента à интерес и радость преодоления. Формальная сложность материала не всегда совпадает с Ψской.
- Учета объема и степени разнообразия материала. *относительно сформ. новое умение à переход к новому материалу. Объём увелич. постепенно
- Учета эмоциональной сложности материала. * игры, занятия, упражнениядолжны созд. благоприятный эмоциональный фон, положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на + эмоц. фоне.
Виды
Для осуществления коррекционных воздействий необходимы создание и реализация определенной Модели коррекции:
- Общая модель коррекции - это система условий оптимального возрастного развития личности в целом: расширение, углубление, уточнение представлений человека об окружающем мире, о людях, общественных событиях, о связях и отношениях между ними; использование различных видов деятельности для развития системности мышления, анализирующего восприятия, наблюдательности и т.д.; щадящий охранительный характер проведения занятий, учитывающий состояние здоровья клиента (особенно у клиентов, переживших посттравматический стресс, находящихся в неблагоприятных социальных и физических условиях развития). Необходимо оптимальное распределение нагрузки в течение занятия, дня, недели, года, контроль и учет состояния клиента.
- Типовая модель коррекции основана на организации практических действий на различных основах; направлена на овладение различными компонентами действий и поэтапное формирование различных действий.
- Индивидуальная модель коррекции включает в себя определение индивидуальной характеристики психического развития клиента, его интересов, обучаемости, типичных проблем; выявление ведущих видов деятельности или проблем, особенностей функционирования отдельных сфер в целом, определение уровня развития различных действий; составление программы индивидуального развития с опорой на более сформированные стороны, действия ведущей системы для осуществления переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного человека.
Виды программ:
- В стандартизированной программе четко расписаны этапы коррекции, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам данной программы. Перед началом осуществления коррекционных мероприятий психолог должен проверить возможности реализации всех этапов программы, наличие необходимых материалов, соответствие возможностей, предъявляемых к участникам данной программы.
- Свободную программу психолог составляет самостоятельно, определяя цели и задачи этапов коррекции, продумывая ход встреч, намечая ориентиры результата достижений для перехода к следующим этапам психокоррекции.
Целенаправленное воздействие на клиента осуществляется через психокоррекционный комплекс, сост. из 4-х взаимосвязанных блоков.
1. Диагностический. Цель: диагностика особенностей развития личности,
выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.
2. Установочный. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.
3. Коррекционный. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности.
4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.
Требования:
· четко формулировать цели коррекционной работы;
· определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;
· выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы;
· четко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом;
· отобрать методики и техники коррекционной работы;
· определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы;
· определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.);
· определить длительность каждого коррекционного занятия (от 10-15 мин в начале коррекционной программы до 1,5-2 ч на заключительном этапе);
· разработать коррекционную программу и определить содержание коррекционных занятий;
· планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьей - подключение родственников, значимых взрослых и т.д.);
· реализовать коррекционную программу (необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу);
· подготовить необходимые материалы и оборудование.