В структуру характера входят две группы черт.

Черта характера - те или иные особенности личности, которые систематически проявляются в различных видах деятельности и по которым м. судить о возможных поступках человека в опр. условиях.

К первой группе отн. черты, выражающие направленность личности, систему отн. к окружающей действительности и предст. инд. своеобразные способы осущ. этих отношений.

Ко второй группе отн. интеллектуальные волевые и эмоц. черты характера.

Человек, живя в обществе и занимаясь деятельностью, проявляет себя как личность, выражает свое отношение к окружающему миру, к людям, к своему делу и к самому себе.
Иногда проявления этого отношения могут носить необычный, случайный характер. Так, школьник неожиданно для товарищей вспылил из-за пустяка. Те удивились его поведению, так как обычно это мальчик спокойный, приветливый. Проявление грубости для него не типично.

Другой школьник часто бывает резким и грубым с окружающими. Это уже типичное для него, устойчивое, неоднократно проявлявшееся свойство, которое характеризует его как личность. Поэтому данное свойство можно считать одной из особенностей его характера. Совокупность существенных, устойчивых психических свойств человека как члена общества, которые проявляются в его отношении к действительности и накладывают отпечаток на его поведение и поступки, называется характером.
Словом «характер» иногда обозначают силу воли, настойчивость или резкость в обращении с другими людьми (говорят: «человек с характером»). Наоборот, слабовольного человека называют «бесхарактерным». С научной точки зрения эти определения неправильные, так как и у «бесхарактерного» человека есть характер.

Характер определяет те качества личности, которые присущи ей всегда (за сравнительно редкими исключениями). Поэтому он дает возможность предвидеть, как человек будет вести себя в тех или иных жизненных ситуациях.

Характер не является врожденным. Врожденными могут быть только задатки, которые зависят от особенностей нервной системы. Характер же формируется в процессе жизни и деятельности человека как члена определенного общества.

Многое в характере зависит от мировоззрения человека, от его убеждений, идеалов, от социального положения, от влияния окружающей среды. Человек с его характером и индивидуальными особенностями — всегда продукт общества. Этим объясняются различия в характерах людей, принадлежащих к различным общественным группам.

Характер является индивидуальной особенностью личности. Нет двух людей, у которых были бы совершенно одинаковые характеры, но многое в характере отдельного человека типично и для группы людей или даже для целого общества.

Для представителей класса буржуазии характерными чертами личности являются эгоизм, индивидуализм, стремление к обогащению, к завоеванию привилегированного положения в обществе, презрительное отношение к физической работе. Для представителей трудового народа типичны такие черты, как коллективизм, стремление к взаимопомощи, братская солидарность в борьбе с эксплуататорами, уважение к труду.

Многие герои литературных произведений настолько глубоко и верно отражают определенные типичные черты характера, что их имена становятся нарицательными. Таковы художественные образы Чацкого, Печорина, Хлестакова, Обломова и др.

24. Акцентуации характера и их проявления в противоправном поведении.

Акцентуации Х. - чрезмерная выраженность отд. черт Х. и их сочетаний, предст. крайние варианты нормы поведения.

В зависимости от степени выраженности различают след. виды акцентуаций:

1. Явные - граница нормы, отл. постоянными чертами опр. типа характера.

2. Скрытые - обычный вариант нормы, выраженный слабо или невыраженный вовсе. М. проявляться неожиданно при наличии психотравмирующих условий.

Эти виды м. переходить один в другой под влиянием воспитания, социального окружения, проф. деятельности.

Типология акцентуаций(по Личко Е.А.):

1. Гипертимный - подвижный, общительный, склонен к озорству, позерству, неусидчив, настроение всегда хорошее, увлечения поверхностны, стремятся произвести хорошее впечатление, склонны к групповым формам деликвентного поведения.

2. Циклоидный тип - повышенная раздражительность, склонность к апатии, тяжело переживает неудачи, настроение периодическое (2-3 недели), склонны к совершению деликвентных поступков в период приподнятого настроения.

3. Лабильный тип - настроение изменчиво и непредсказуемо, поводы для смены настроения ничтожны, склонны к совершению деликвентных поступков.

4. Астеноневратический тип - повышенная мнительность и капризность, утомляемость и раздражительность, м. в конфликтных ситуациях проявить деликвентные формы поведения.

5. Сенситивный тип - повышенная чувствительность к тому что радует и огорчает, застенчив, робок, не любит компаний, общителен со знакомыми людьми, не склонен к деликвентным формам поведения.

6. Психастенический тип - ранее интеллектуальное развитие, склонность к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу, оценке поведения др. лиц. Не склонен.

7. Шизоидный тип - замкнут, демонстрирует внешнее безразличие к др. людям, плохо понимает состояние др. людей.

8. Эпилептоидный тип - часто плачут, жестокие, себялюбивые, властные. Склонны к жестокости.

9. Истероидный тип - эгоцентричны, жаждут постоянного внимания к своей персоне, склонны к театральности, с трудом переносят когда в их присутствии хвалят других

10. Неустойчивый тип- повышенная склонность и тяга к развлечениям, к безделью, отсутствие серьезных интересов в том числе профессиональных. Склонен.

11. Конформный тип - бездумное некритическое подчинение любым авторитетам, склонен к приспособленчеству, кредо «как все». Склонен к групповым формам поведения.

Акцентуация характера — это крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим. Иными словами, акцентуация представляет собой вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заостренностью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит ее к определенной дисгармонии.

Автор концепции акцентуации — немецкий психиатр Карл Леонгард; он ввёл термин «акцентуированная личность». А. Е. Личко уточнил этот термин, изменив его на термин «акцентуация характера», так как личность, по его мнению, слишком комплексное понятие, скорее подходящее для психопатий.

Согласно А. Е. Личко, по степени выраженности можно выделить два вида (две стадии) акцентуаций:

· Явная акцентуация — крайний вариант нормы. Проблемные черты характера достаточно выражены в течение всей жизни, в ситуациях и проблемных, и благополучных. Явная акцентуация в быту называется - Психопат (не путать с Психопатией как расстройством личности).

· Скрытая акцентуация — обычный вариант нормы. Проблемные черты характера этого типа проявляются в основном в трудных жизненных ситуациях, в стрессе и конфликтах, хотя в благополучных обстоятельствах перед нами может быть вполне милый человек.

25. Способности и их классификация.

Способности - индивидуальные особенности личности, обесп. успех в деятельности и легкость овладения ею.

1. Опорные свойства. Напр., для способности к художеству - высокая прир. чувствительность зрительного анализатора, чувство линии, пропорции, формы и т.д.

2. Ведущие свойства. Напр., свойство худ. творческого воображения.

В качестве необх. фона м. выступать эмоц. настроенность и эмоц. отн. к воспринимаемому и изображаемому.

Уровни способностей:

1. Репродуктивный обеспечивает высокое умение усваивать знания и овладевать деятельностью.

2. Творческий обесп. создание нечто нового оригинального.

Репродукция всегда содержит элементы творчества, а творческая деятельность не возможна без деятельности репродуктивной.

Виды способностей:

1. Общие - инд. свойства личности, обеспечивающие отн. легкость и продуктивность в овладении знаниями и осущ. различных видов деятельности.

2. Специальные способности - свойства личности, помогающие достичь высоких результатов в какой либо области деятельности.

3. Теоретические способности - способность к абстрактно теоретическим размышлениям.

4. Практические С.

5. Учебные С.

6. Творческие С. - создание новых предметов.

Уровни развития способностей:

1. Задатки - первичная природная основа способностей еще не развитая, но дающая о себе знать при первых пробах деятельности. Они проявляются в склонностях к опр. виду деятельности.

2. Склонность - первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Проявляется в стремлении, тяготении человека к опр. деятельности.

3. Одаренность - своеобразное сочетание способностей, ко. обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой либо деятельности.

4. Талант - высокий уровень развития специальных способностей. Деятельность отл. принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

5. Гениальность - творческие достижения человека сост. целую эпоху в жизни общества в развитии культуры.

понятие о способностей

Наблюдая школьников, учитель не без основания считает, что одни более способны к учению, другие менее способны. Бывает так, что ученик способен к математике, но плохо выражает свои мысли в устной и письменной речи или проявляет способности к языкам, к литературе, вообще к гуманитарным наукам, но ему трудно даются математика, физика, изучение техники.
Способностями называются такие психические качества, благодаря которым человек сравнительно легко приобретает знания, умения и навыки и успешно занимается какой-либо деятельностью.
Способности проявляются только в деятельности. При восприятии, например, обнаруживается тонкое различение цветовых оттенков, острое «видение» предметов, понимание пропорциональных отношений (в работе художника), абсолютный слух (при занятиях музыкой), наблюдательность (в очень многих видах деятельности) и т. п. Некоторые способности связаны с хорошей работой памяти (например, способность к быстрому и прочному усвоению учебного материала, легкое и точное воспроизведение его). Ярко проявляются способности в мыслительной деятельности человека (понимание материала, решение сложных задач, глубина мысли, критичность, сообразительность). Большое значение для способностей имеет и творческое воображение, особенно необходимое в труде писателя, изобретателя.
Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, хотя проявляются и развиваются на их основе. Поэтому надо быть очень осторожными и тактичными в определении способностей учащихся, чтобы не принять слабое знание ребенка за отсутствие у него способностей. Подобные ошибки иногда совершались даже в отношении будущих крупных ученых, которые по каким-то причинам плохо учились в школе. По этой же причине неправомерны выводы о способностях только на основании некоторых свойств, которые доказывают не низкие способности, а недостаток знаний.
Различают общие и специальные способности. При наличии общих способностей человек может успешно заниматься разными видами деятельности. Школьники, обладающие общими способностями, обычно хорошо и легко учатся по всем предметам. Специальные способности позволяют человеку успешно заниматься какой-нибудь определенной деятельностью. Так, бывают математические, технические, литературные, музыкальные, изобразительные (художественные) и другие способности.
Сочетание выдающихся способностей, обусловливающих особенно успешное, самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности, называется талантом. К числу талантливых людей могут быть отнесены те, кто способен к творческой деятельности. В области общественных отношений такие люди весьма успешно претворяют в жизнь прогрессивные идеи своего времени, в области литературы и искусства создают совершенные произведения на уровне современной передовой мысли, в области науки и техники они хорошо разрешают сложные теоретические и практические задачи.
Высшая ступень талантливости называется гениальностью. Гениями считают тех, кто создает что-то принципиально новое в общественной жизни, в науке, литературе, искусстве и т. п. Продукты творчества гениального человека являются важным этапом в развитии той или иной отрасли деятельности. Гениальные люди служат путеводными вехами в развитии человечества, являются историческими личностями.
Наша Родина имела и имеет много талантливых писателей, однако гениями мы называем только некоторых из них, например Пушкина, открывшего своим творчеством новую эпоху в истории русского языка и литературы.
Некоторые гениальные люди отличались всесторонней талантливостью. К числу их можно отнести замечательного русского ученого М. В. Ломоносова, проявившего исключительные способности в области математики, астрономии, физики, химии, литературы, языка, географии и других наук.
Способности человека, как уже говорилось, тесно связаны с его склонностями. Поэтому интерес к какому-нибудь занятию, увлечение им часто говорят о наличии способностей к данному виду деятельности.
Способности проявляются не только при занятиях чисто умственным трудом, каким занимаются, например, ученый, писатель, конструктор и т. п. Способности обнаруживаются и при физической работе, особенно в нашей стране, где нет деления на «высшие» и «низшие» виды деятельности и где технический прогресс побуждает рядового рабочего или труженика сельского хозяйства заниматься творчеством, быть рационализатором, достигать высоких производственных показателей.

26. Психологические особенности личности преступника.

Ли́чность престу́пника — совокупность социально-психологических свойств и качеств человека, являющихся причинами и условиями совершения преступлений.

Психологические особенности личности преступника - это относительно стабильная совокупность индивидуальных качеств, определяющих типичные формы поведения данного человека. Личность преступника отличается от личности законопослушного человека общественной опасностью, ей присущи преступные потребности и мотивации, эмоционально-волевые деформации и негативные социальные интересы

Структура личности включает следующие компоненты:

1. Свойства потребностно-мотивационной сферы - система ведущих потребностей, мотивов, интересы и т.д.

2. Свойства ценностной нормативной сферы - взгляды, убеждения, установки, ценностные ориентации и т.д.

3. Интеллектуальные свойства - уровень интеллектуального развития, особенности мышления и т.д.

4. Свойства представляющие опыт значимый в преступном поведении - навыки, способности, умения, знания;

5. Эмоциональные свойства личности - устойчивость к стрессу (толерантность), аффективность, вспыльчивость, эмоциональная распущенность.

Проблема личности преступника является одной из центральных для наук, связанных с преступностью, и, прежде всего, длякриминологии.

Общественная опасность личности формируется обычно ещё до момента совершения преступления. Этот процесс находит выражение в дисциплинарных и административных правонарушениях, аморальных поступках.

Существует несколько типологических схем личности преступника. Рассмотрим некоторые из них. По признаку антиобщественной направленности поведения в основу типологии положено отношение личности к различным общественным ценностям.

Негативно-пренебрежительное отношение к человеческой личности, ее важнейшим благам (жизни, здоровью, телесной неприкосновенности, чести, достоинству, спокойствию и т. д.). Подобное отношение лежит в основе умышленных агрессивно-насильственных преступлений - убийств, телесных повреждений, изнасилований, оскорблений и т. д., а также большинства случаев хулиганства.

Корыстно-частнособственнические тенденции, связанные с игнорированием принципа распределения материальных благ по труду, права государственной, общественной собственности и личной собственности граждан является основой для совершения хищений, краж, мошенничества, взяточничества, контрабанды и др.

Индивидуалистически-пренебрежительное отношение к различным социальным институтам, установлениям и предписаниям, к общегражданским, служебным, семейным и прочим обязанностям предопределяет совершение ряда хозяйственных преступлений, преступлений против порядка управления, правосудия, воинских и других преступлений.

Легкомысленно-безответственное и небрежное отношение к установленным социальным ценностям и своим обязанностям проявляется в различных неосторожных преступлениях.

По глубине и стойкости антисоциальной направленности, лежащих в ее основе ценностных ориентации выделяются следующие типы преступников:

"Случайный" - впервые совершивший преступление, которое противоречит общей социально-положительной направленности, характеризуемой всем предшествующим нравственным поведением.

"Криминогенный" - характеризуются следующими особенностями:

· сформирован в условиях интенсивного противоправного и аморального поведения окружающих (семья, товарищи, знакомые);

· в прошлом систематически совершал аморальные проступки и разного рода правонарушения, которые продолжали повторяться и после принятия установленных законом мер воздействия;

· оторван от ценностно-нормативной системы общества;

· привык к отрицательной оценке своего поведения, использует социально-психологические механизмы самозащиты;

· активен в ситуации совершения преступления и, как правило, совершает преступление без достаточно обоснованных внешних поводов.

27. Позиция и поведение правонарушителя в процессе расследования и рассмотрения уголовного дела

Отклоняющееся (девиантное - от позднелат. deviatio - отклонение) поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. К основным видам отклоняющегося поведения относят:

преступность и уголовно не наказуемое (непротивоправное) аморальное поведение (систематическое пьянство, стяжательство, распущенность в сфере сексуальных отношений и т. п.). Как правило, существует связь между этими видами отклоняющегося поведения, которая заключается в том, что совершению правонарушений нередко предшествует ставшее привычным для человека аморальное поведение. В исследованиях, посвященных отклоняющемуся поведению, значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления. В происхождении такого рода поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы. Девиантное поведение в виде делинквентных (от лат. delinquens) - противоправных и аутоагрессивных поступков может быть как патологическим, обусловленным различными формами патологии личности и личностного реагирования, так и непатологическим, то есть психологическим (Амбрумова). Сами по себе девиантные поступки не являются обязательным признаком психических нарушений и, тем более, серьезного психического заболевания. В основном они обусловлены социально-психологическими девиациями личности, прежде всего, микросоциально-психологической запущенностью, а также ситуационными характерологическими реакциями (протеста, отказа, имитации, эмансипации и др.). В части случаев девиантное поведение у подростков в той или иной степени связано с патологией формирования личности и с патологическими ситуационными (патохарактерологическими) реакциями, и потому относится к проявлениям психической патологии, чаще пограничной.

28. Типология личности преступника

Существуют разные подходы в определении типов преступников. Возьмем за основу УК РФ:

1. По объекту посягательства - насильственные, корыстные и корыстные насильники:).

Для насильственных свойственно импульсивность поведения, принебрежение к социальным нормам, высокий уровень аггресивности, снижение интеллектуальной сфере, нарушается волейвой контроль поведения, повышается враждебность к окружению и т.д.

Корыстные преступники социально адаптированы, у них наличествует стойкость к аффектам, общительны, низкий уровень аггресивности, высокий уровень волевого контроля поведения, для них не характерно самообвинения заранее совершенных действий.

Насильственно-корыстные.

2.в зависимости от формы вины:

-умышленые

-неосторожные

Неосторожные преступники характерезуется- возложеним вины за неудачи на себя, высокий уровень тревожности, неуверенность в себе в экстримальных ситуациях легко теряются и склонны к заторможенной реакции на угрозы- это приводит к дезаргонизованному сознанию, поведению в критических ситуациях.

Умышленные преступники- импульсивны, агресивные, гиперчувствительные к межличностным взаимодействиям, отчужденностью, плохой социальной преспосабленостью.

По уровню психической адаптации выделяют потенциально адаптивный тип- эмоционально волевая устойчивость, силой подвижностью нервных процессов, гибким мышлением, развитым интелектом.

2.социально дезадоптивный- эмоционально волевая не устойчивость, невратическая симптоматика, ярковыражаная экстаптуация характера, отстутсвие высоких интересов идеалов.

По признаку антиобщественной направленности поведения в основу типологии положено отношение личности к различным общественным ценностям.

Негативно-пренебрежительное отношение к человеческой личности, ее важнейшим благам (жизни, здоровью, телесной неприкосновенности, чести, достоинству, спокойствию и т. д.). Подобное отношение лежит в основе умышленных агрессивно-насильственных преступлений - убийств, телесных повреждений, изнасилований, оскорблений и т. д., а также большинства случаев хулиганства.

Корыстно-частнособственнические тенденции, связанные с игнорированием принципа распределения материальных благ по труду, права государственной, общественной собственности и личной собственности граждан является основой для совершения хищений, краж, мошенничества, взяточничества, контрабанды и др.

Индивидуалистически-пренебрежительное отношение к различным социальным институтам, установлениям и предписаниям, к общегражданским, служебным, семейным и прочим обязанностям предопределяет совершение ряда хозяйственных преступлений, преступлений против порядка управления, правосудия, воинских и других преступлений.

Легкомысленно-безответственное и небрежное отношение к установленным социальным ценностям и своим обязанностям проявляется в различных неосторожных преступлениях.

По глубине и стойкости антисоциальной направленности, лежащих в ее основе ценностных ориентации выделяются следующие типы преступников:

"Случайный" - впервые совершивший преступление, которое противоречит общей социально-положительной направленности, характеризуемой всем предшествующим нравственным поведением.

"Криминогенный" - характеризуются следующими особенностями:

· сформирован в условиях интенсивного противоправного и аморального поведения окружающих (семья, товарищи, знакомые);

· в прошлом систематически совершал аморальные проступки и разного рода правонарушения, которые продолжали повторяться и после принятия установленных законом мер воздействия;

· оторван от ценностно-нормативной системы общества;

· привык к отрицательной оценке своего поведения, использует социально-психологические механизмы самозащиты;

· активен в ситуации совершения преступления и, как правило, совершает преступление без достаточно обоснованных внешних поводов.

29. Понятие группы и коллектива. Виды групп, их структура

Группа- совокупность людей которые определенным образом взаимодействуют друг с другом осознают свою принадлежность и воспринимаются ее членами с точки зрения других людей.

Деление:

-первичные вторичные

-условные и реальные

-большие и малые(формальные и не формальные)

-эталонные и группы членства

Среди малых груп выделяют коорпарацию и колектив.

Корпарация это группа деятлеьность которой малополезна, деятельность которая строится на страхе.

Коллектив- деятельность ее общественно значивая, общественные интресы доминируют над личностнымии.

· Понятие социальной группы.

Социальная группа – любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям (профессия, доход, наличие собственности, власть, возраст, пол).

Структура группы. - компоненты: формальное лидерство; роли; нормы; статус; размер;. состав.

Формальное лидерство. Почти каждая группа имеет своего формального лидера. Типичные формальные лидеры группы: начальник подразделения, руководитель проекта. Значение лидера для успеха работы группы крайне велико. Лидеры определяют моральный климат, взаимоотношения в коллективе и его работы.

Роли. За каждым членом группы обычно закрепляются определенные роли, т.е. модели поведения, ожидаемые от членов групп в соответствии с тем местом в группе, которое они занимают. При этом не возникает проблем, если каждый постоянно играет только одну роль. В действительности же все намного сложнее. Каждому из нас приходится играть не одну, а несколько ролей. В ряде случаев эти роли могут оказаться несовместимыми и противоречить одна другой. Там, где поведение работника приходит в противоречие с тем, чего от него ожидают окружающие, возникает ролевой конфликт.

Нормы. Для того чтобы успешно трудиться, все группы вырабатывают определенные нормы поведения, т.е. принятые образцы поведения внутри группы, которые должны выполняться всеми ее членами. Нормы могут быть формализованы в определенных документах: стандартах, положениях и процедурах. Однако большинство норм, которыми руководствуются группы, носят неформальный характер. Вместе с тем именно они могут оказывать наиболее существенное влияние •на взаимоотношения в коллективе и эффективность его работы.

Для того чтобы быть принятым в группу и чувствовать ее поддержку, необходимо уметь приспосабливаться к ее нормам. Обычно сама группа оказывает определенное давление и пытается скорректировать поведение тех своих членов, которые поступают вопреки нормами правилам, существующим в ней.

Статус. - положение или ранг, который присваивается тому или иному члену этой группы другими ее членами. Статус также может быть формальным (например, победитель конкурса «Лучший по профессии») и неформальным (уважение, соответствующее заслугам, знаниям и т.п.).

Размер группы. Эффективность работы группы наряду с другими факторами определяется ее размером. Результаты исследований показывают, что при выполнении конкретной задачи малые группы (примерно 7 человек) оказываются наиболее продуктивными, в то время как при обсуждении и коллективном принятии решения лучшие результаты показывают группы, в которые входят 12 человек и более. К тому же в таких группах обычно не возникает субгрупп .

Состав группы. Работа, выполняемая в группах, как правило, требует различных знаний, умений, навыков и личностных качеств. В этой связи принято считать, что разнородные по составу группы (по полу, возрасту, стажу работы в организации) -работают более эффективно, чем группы относительно однородные по своему составу. Вместе с тем в разнородных по составу группах могут возникать такого рода проблемы, как конфликты из-за недопонимания среди их членов, борьба за власть, более высокая текучесть кадров.

30. Психологические групповые феномены: лидерство, руководство, конформизм, сплоченность, групповые нормы и ценности.

Лидер — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

В психологии приняты различные классификации лидеров:

по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);

по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);

по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т. д. Лидер может быть одновременно и руководителем группы, а может им и не быть.

Различают:

формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;

неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.

В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а чаще назначают и который, будучи ответствен за положение дел в возглавляемом им коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, неформальный лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности.

Конформизм (от поздне лат. conformis — «подобный», «сообразный») — термин, обозначающий пассивное, некритичное принятие господствующего порядка, норм, ценностей, традиций, законов и т. д. Проявляется в изменении поведения и установок в соответствии с изменением позиции большинства или самого большинства. Выделяют внешний конформизм, внутренний конформизм. Нонконформизм можно рассматривать как форму конформизма.

Групповыенормы - нормы морали, эталоны приемлемого и неприемлемого поведения в группе. Групповые нормы:

- выполняют функции социального контроля за деятельностью личности;

- способствуют устойчивости и стабильности существования группы;

- могут препятствовать перестройке деятельности группы в изменившихся социальных условиях.

31. Понятие преступной группы. Психологическая типология преступных групп (формирований). Структура преступной группы, ее признаки.

Преступная группа - это не формальная группа являющиеся единым субъектом криминальной деятельности, объединяющая на основе совместной противоправной деятельности людей стремящихся к достижению обшей преступной цели

Психологическая типология преступных групп:

1. Случайная преступная группа- состоит из 2х и более исполнителей без предварительного сговора не имеет групповой сплоченности. Определенные характеристики имеют для субъекта лишь в том случае, если они отвечают соответствующим потребностям, входящим в его мотивационную основу тяготения к группе. Возникает стихийно в неожиданно сложившейся обстановке, нет функциональной структуры, нет распределения ролей, решения принимаются под влиянием эмоций и чувств.

2. Преступная группа типа "компания" - состоит из двух и более человек, совершает преступления по предварительному сговору на определенные обстоятельства. Есть согласованность действий, есть распределение ролей. Нет соподчиненности, нет лидера, но есть человек, который пользуется наибольшим авторитетам.

3. Организованная преступная группа - выделяют два вида:

Простая группа (2-4 человека) длительная преступная цель, нет сложной структуры и строгой подчиненности. Способы соверешения преступления одни и те же, четко отработаны. Решения принимаются коллективно, преступление совершается сообща. Максимальная длительность существования 3 года, затем либо смена участников, либо перерождение в большее совершенную форму.

Сложная организованная преступная группа - повышенная устойчивость, иерархичность, соблюдение принципа единоначалия (5-10 человек), во главе стоит ярко выраженный лидер, роли распределяются не только на момент соверешения преступления, но и на стадии подготовки, и в последующих действиях.

4. Организованная преступная группировка - строгий порядок и планирование преступных действий, один или несколько главарей. Существует два вида:

- команда (бригада) создается по территориальному принципу, т.е занимается контролированием одной территории. Старается подчинить иные виды криминальных групп на этой территории.

- община состоит в своей основе из неместных жителей, которые проживают в данной местности.

5. Бандинсткие формирования - не превышают как правило 10 человек, самый высокий уровень организованности, строжайшая соподчиненность и конспирация, безприкословное подчинение главарю, исключительная жестокость в отношении к жертве.

Структура преступной группы. Выделяют несколько подходов при определении структуры преступной группы:

1. Социометрическая структура - позволяет определить статус каждого члена группы

2. Ролевая структура - характеризует членов группы исходя из тех неофициальных функций, которые они выполняют.

3. Организационная структура - предполагает наличие разветвленных многофункциональных и иерархически взаимосвязанных подразделений. Организационно-психологическую структуру! преступной группы можно представить в виде трех слоев- слоя А, Б и В. Итак, слой "А" это лидер + ближайшее его окружение.став (стрелок и прикрытие)

Слой "Б" - это слой ценностно-ориентационного единства. Имеют общие взгляды относительно основных ценностей и интересов, способов осуществления этой деятельности. Данный слой включает в себя 2 структуры:

1. Организационно-контрольное звено. Основными задачми является обеспечение реализации решений слоя "А". Посреднические полномочия между слоем "А" и "В". Разрешение споров внутри группы (слоя В). Не принимают участкие в преступлениях, руководят группами исполнителей.

2. Звено обеспечения безопасности. Выделяются 2 категории лиц. К первой относятся члены, обеспечивающие консперацию этой деятельности и выполняющие функции подавления социального контроля. Ко второй категории относятся члены группы, которые не явялются непосредственными участниками, но оказывают полезные услуги (чиновники, юристы, журналисты и т.д.)

Слой "В" - самый многочисленный - это исполнители. В основе объединения лежит эмоциональная привязанность членом данного слоя к лидеру.

32. Понятие поведения, структура поведения. Импульсивное и произвольное поведение

Поведе́ние — активность живого организма, направленная на взаимодействие с окружающей средой.

Обычно под поведением понимают внешне проявляемое поведение, то есть действия, которые могут быть замечены наблюдателем (крупные движения, типа ходьбы; мелкие движения, типа мимики, дыхания, подрагиваний, движения глаз; речь (от крика до проговаривания про себя, которое отображается на микродвижениях губ и языка); физиологические реакции — расширение зрачков, изменение пульса, и т. д.

Поведение человека может быть сознательным или неосознанным, добровольным или вынужденным, а также нормальным или девиантным.

Поведение человека управляется совокупностью внутренних (эндокринной системой, нервной системой, строением тела и т. д.) и внешних факторов (все влияния окружающей среды).

импульсивное поведение, которое управляется непос<

Наши рекомендации