Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.

Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.

В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.

Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.

В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человечески- ми, а не животными задатками.

Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера) , в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.

Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности - это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.

Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интереса- ми. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами (вплоть до преступных).

Понять личность - это значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена.

Различаются личности социализированные - адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные - девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения - маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями - "слабыми местами" в психической саморегуляции).

Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы.

Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).

Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает "радость завтрашнего дня", изыскивает возможности актуализации своих способностей. В трудных условиях - толерантна, способна к адекватным действиям.

Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и интересам.

В построении своих жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна - способна к коррекции своего поведения. На сложные требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью без психических надломов. Источником своих удач и неудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса.

Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных условий, диктата власти, не терять самообладание в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Ядро личности связано с ее высшим психическим качеством - духовностью. Духовность - высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность человека высшему смыслу его бытия. Духовность личности - ее сверхсознание, неугасимая потребность стойкого отвержения всего низменного, беззаветная преданность возвышенным идеалам.

Автономность личности - это ее обособленность от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности

20. Психологическая структура личности

Психологическая структура личности - относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования (Рубинштейн).

Все психические процессы осуществляются в какой-нибудь личности, но не все выступают в качестве ее отличительных свойств. Любой из нас в чем-то похож на всех людей, в чем-то лишь на некоторых, в чем-то ни на кого не похож.

Итак, в личности выделяются следующие психологические составляющие, или подструктуры:

§ самосознание;

§ направленность личности;

§ темперамент и характер;

§ психические процессы и состояния;

§ способности и задатки;

§ психический опыт личности.

Атрибуты (свойства, качества) личности

§ Воля

§ Свобода

§ Разум

§ Чувства

В структуру личности входят:

1. Направленность, потребности, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрения, знания, приобретаемые в процессе жизни и познавательной деятельности, индивидуально типологические особенности (Рубинштейн).

2. Направленность, опыт, псих. формы отражения, темперамент и другие биологически обусловленные свойства, характер и способности, как интегративные качества личности (Платонов).

21. Направленность личности и ее психологическое содержание.

Направленность личности — это система устойчиво характеризующих человека побуждений. Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания склонности и т. д.). Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, то есть представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности. При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности.

Структурные элементы направленности:

1. Потребности- испытываемая человеком нужда в чем-то необходимом.

2. Влечения - псих. состояние, выр. неферренцируюмую неосознанную или недостаточно осознанную потребность.

Представленная во влечении потребность либо угасает либо осознается превращаясь в желание.

3. Желания

- осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному.

4. Стремление

- возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой акт.

5. Интересы

- специфическое отношение личности к объекту, вызванное осознанием его жизненного значения и его эмоциональной привлекательности.

6. Склонности

7. Идеал - конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, то к чему стремится человек, на что ориентируется.

8. Мировоззрение - система взглядов на природу, общество, человеческое мышление как результат отражения действительности, это отношение к различным сторонам общ. жизни, которое формируется под влиянием опр. идеологии.

9. Убеждение т- система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами и мировоззрением

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Чтобы узнать человека, очень важно разобраться в том, что он успел сделать на своем жизненном пути как член общества. Но еще важнее понять, к чему он стремится и во имя чего; чего, по его мнению, он не успел еще добиться и каким образом достичь поставленной цели. Все это определяет направленность личности, т. е. ее интересы и склонности, идеалы, мировоззрение и убеждения, являющиеся одновременно и мотивами деятельности. Все эти виды направленности в своей структуре всегда содержат потребности, установки и отношения. Формирование коммунистической направленности учащегося должно пронизывать всю воспитательную работу с ним.
Характеризуя направленность личности в целом, нужно обращать внимание на следующие ее общие качества (...)
Уровень — это общественная значимость направленности человека. Только общественно значимые цели, побуждающие его к деятельности, могут обеспечивать высокий уровень направленности его личности и тем положительно влиять на другие ее качества. В общественной направленности человека проявляется его моральный облик. Высокий уровень общественной направленности называют идейностью личности, формируемой в процессе коммунистического воспитания.
Широта направленности не должна становиться дилетантством, разбросанностью, когда человек необоснованно начинает считать себя всезнайкой. Среди широкой направленности, большого круга интересов должен быть центральный, главный, интерес, направленный на профессиональную деятельность, выполняемую личностью.
Для учащегося — это совершенствование производственного мастерства.
Интенсивность направленности связана с ее эмоциональной окраской. Она может иметь весьма большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, нечетких влечений, через осознанные желания и активные стремления до полной убежденности.
Устойчивость направленности личности характеризуется ее протяженностью во времена. Это качество направленности личности в первую очередь связано с настойчивостью как проявлением воли.
Действенность направленности личности определяет активность реализации целей направленности в деятельности.
В основе направленности человека лежат его потребности. Биологические — отражающие нужду его организма в еде, воздухе, воде и тепле. Исторически сложившиеся в человеческом обществе материальные потребности: пища, одежда, жилье. И духовные: познавательные, моральные и эстетические, творческие.
Потребности тесно связаны с эмоциями; так, слабо выраженные потребности связаны с влечениями. С них начинается иерархия форм направленности личности.
Влечение — малодифференцированное, смутное стремление, направленное на какой-либо предмет или действие вследствие той или иной маловыраженной потребности. Для влечения характерно отсутствие четко понимаемой, осознанной цели.
Желание — более высокая форма направленности, при которой человек осознает то, к чему он стремится, т. е. цель своего стремления.
Интерес — еще более высокая и осознанная форма направленности на предмет, однако являющаяся только стремлением к его познанию.
Склонность — стремление к определенной деятельности. На основе интересов и склонностей формируются идеалы.
Идеал — форма направленности, воплощенная в определенном, конкретном образе, на который человек, имеющий данный идеал, хочет походить. Мерилом и образцом для советских людей всегда служит образ великого Ленина.
Мировоззрение — это система взглядов, представлений и понятий о мире, его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе. Мировоззрение каждого конкретного человека определяется в конечном счете его общественным бытием, поэтому оценивать его надо прежде всего в сопоставлении с коммунистическим мировоззрением. В противоположность активному существует пассивное мировоззрение, называемое миросозерцанием.
Сочетание мышления и воли в поступках человека приводит к переходу мировоззрения в убеждения как высшую форму направленности личности. Мировоззрение и убеждения учащегося определяют его моральные качества.
Мораль — понятие, обобщающее отражения в общественном и индивидуальном сознании нравственных явлений. Моральные свойства личности, моральные убеждения, моральные чувства — отражение нравственных норм и вместе с тем регулятор нравственных поступков данной личности. Нашему обществу свойственна коммунистическая мораль, лежащая в основе коммунистического воспитания.
Моральные качества весьма отчетливо проявляются, в совести личности. Совесть — нравственная самооценка человеком своих поступков. Спокойная совесть, угрызения совести — эти чувства возникают у человека при сравнении своих поступков с принятыми v им нравственными принципами и нормами поведения. Надо различать учащихся, морально невоспитанных и неправильно морально воспитанных, аморальных.
Бессовестный в точном смысле этого слова — человек, знающий нравственные нормы общества, в котором он живет, считающий их правильными, но только для других, а не для себя, и потому не испытывающий угрызений совести при самооценке своих поступков, противоречащих известным ему нравственным нормам. В отличие от бессовестного безнравственный не считает эти нормы обязательными ни для себя, ни для других, хотя теоретически знает их.
Совесть тесно связана со стыдом. Стыд — это моральное чувство, переживаемое как унижение, тягостное беспокойство, неудовлетворенность собой, сожаление о совершенном поступке и осуждение его. Стыд может возникнуть и при воспоминании о содеянном, причем как «за себя», так и «за других». Чувство стыда наиболее отчетливо проявляется в застенчивости как черте личности, определяемой повышенной стыдливостью, а отсутствие его — в бесстыдности.
Моральный облик человека раскрывается в его поступках. Иногда одного поступка достаточно, чтобы увидеть моральный облик учащегося. Но, как правило, он раскрывается только в сопоставлении поступков, совершаемых в различных областях деятельности.

22. Понятие о темпераменте, его основных свойствах. Типы темперамента. Свойства нервной системы как основа темперамента (сила, уравновешенность, подвижность).

Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Инте­рес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и раз­вития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам лич­ности относится прежде всего темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.

Несмотря на то что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разря­ду спорных и до конца не решенных проблем современной психологической нау­ки. Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однако при всем существующем разнообразии подходов большинство исследователей признает, что темперамент — это биологический фундамент, на котором форми­руется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.

Б. М. Теплов дает следующее определение темперамента: «Темпераментом на­зывается характерная для данного человека совокупность психических особенно­стей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т. е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их—с другой» (Теплов Б. М., 1985). Таким обра­зом, темперамент имеет два компонента — активность и эмоциональность.

ХОЛЕРИК - преобладание процессов возбуждения, быстрое реагирование, настроение цикличное, общительность, проявляется высокий уровень агрессии, склонен к аффективным вспышкам.

САНГВИНИК - сильная, уравновешенная н/с, быстрая реакция, жизнерадостность, высокая сопротивляемость трудностям жизни, изменчивость чувств, привязанностей, интересов, высокий уровень общительности, широкий круг знакомств, продуктивный деятель в случае выполнения им интересного для него дела, в противном случае он становится скучным, вялым, в стрессовой ситуации - реакция льва.

ФЛЕГМАТИК- стабильная н/с, уравновешенная, но инертная, реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно, обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется трудностям, но не способен на них быстро реагировать, настроение стабильное, ровное.

МЕЛАНХОЛИК - повышенная чувствительность к слабым раздражителям, а сильный раздражитель м. вызвать срыв, стопор, в стрессе ухудшается работоспособность, настроение изменчиво, внешне свои чувства не раскрывает, склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, тревожен, замкнут.

Чистых типов темперамент в природе не существует. У большинства людей м. наблюдать сочетание отд. черт каждого из темпераментов. Один и тот же человек в различных ситуациях и по отн. к разным сферам жизни и деятельности м. обнаружить черты разных темпераментов.

В результате воспитания, самовоспитания темперамент может изменяться, т.е. происходит маскировка темперамента.

Темперамент обусловлен морфологическими, биохимическими и физиологическими особенностями организма и явл. предпосылкой и основой др. личностных образований, напр., характера.

Свойства Т. опр. динамическую сторону личности, они наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с др. псих. особенностями человека.

К свойствам Т. отн.:

1. Скорость и инертность псих. процессов, псих. активность, мышечно-моторная экспрессивность.

2. Экстраверсия (общительность) и интроверсия (замкнутость).

3. Пластичность, адаптированность к внешним изменяющимся условиям, подвижность стереотипов или их ригидность.

Причины инд. особенностей человека обусловлены свойствами нервных процессов возбуждения и торможения в их различном сочетании:

1. Сила нервных процессов явл. показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом.

2. Уравновешенность показывает опр. баланс процессов возбуждения и торможения. Эти процессы м.б. уравновешены, а м. один из них быть более сильным, чем другой.

3. Подвижность нервных процессов показывает быстроту смены одного процесса другим, обесп. приспособление к неожиданным и резкоизменяющимся обстоятельствам.

23. Понятие о характере. Структура характера

Характер - инд. сочетание устойчивых псих. особенностей человека, обуславливающий типичный для данной личности способ поведения в опр. жизненных условиях и обстоятельствах.

Классификация свойств Х.:

1. Направленность индивида, система его отношений в социуме: отн. обществу, к себе, к труду, к вещам.

2. Волевые свойства личности - уст. инд. типологические особенности сознательной регуляции поведения: решительность, упорство, самообладание, смелость, мужество.

3. Эмоциональные особенности характера - наиболее наглядный индикатор его псих. свойств. По эмоц. особенностям характера индивиды различаются след. параметрами: эмоц. реактивностью, возбудимостью, глубиной, длительностью, уст. эмоц. процессов, доминирующими чувствами и т.д.

4. Интеллектуальные черты - уст. особенности интеллекта.

Структура характера - отд. свойства характера, зависящие друг от друга, связанные друг с другом и образующие целостную организацию.

Наши рекомендации