Коллективное согласие (консенсус) и принятие решений.
Принятие решения является ключевым элементом. Однако, это иногда этот процесс бывает нелегким. У людей могут быть разные мнения, и им может быть нелегко определить общую цель. Ведущий дискуссию должен следить за появлением признаков конфликтной ситуации или напряженности, и немедленно обращать на это внимание членов спорящей группы. Это необходимо сделать для того, чтобы вместе найти приемлемые пути ослабления напряженности. Когда сообщаете группе о своих наблюдениях, старайтесь не называть конкретных людей, лучше обратите внимание членов группы на то, что от их решения зависит дальнейшая судьба всего сообщества[31].
В заключение необходимо отметить, что целью развития взаимопомощи населения является ре-интеграция людей и целых семей в жизнь сообществ, а также определение и восстановление естественных общественных связей и механизмов выживания. Этого возможно добиться только посредством ведения постоянного диалога с членами сообщества, с пострадавшими, с другими организациями и учреждениями здравоохранения и социального обеспечения.
Упражнение 4С: Планирование |
Работа в малых группах (по 4 человека). Ролевая игра. Предложите участникам представить себе следующую ситуацию и разделить между собой следующие роли: § Лидер сообщества § Взволнованный родитель1 § Взволнованный родитель 2 § Доброволец Красного Креста/Красного Полумесяца Предложите участникам представить себя на собринии, где обсуждается следующее: В результате столкновений между этническими группами в регионе Висалия были сожжены несколько школ. Это вызвало страх и опасения у детей школьного возраста в пострадавшем сообществе. Группа граждан собралась вместе для того, чтобы обсудить, как можно помочь детям преодолеть возникшие трудности. Добровольцу КК/КП необходимо выслушать мнения, высказываемые в ходе обсуждения, и внести свой вклад в дискуссию. Дайте 10 минут на обсуждение ситуации и еще 10 минут на то, чтобы предложить возможные варианты действий добровольца, ведущего эту дискуссию. Задача упражнения: § Изучить процесс разработки плана действий в определенном сообществе § Отработать навыки ведения дискуссии в конкретной смоделированной ситуации § Обменяться мнениями о наиболее приемлемом решении в данной ситуации. |
Вопрос для обсуждения В общей группе, попросите участников поделиться выводами, которые они сделали в ходе выполнения последнего упражнения. Затем продолжите дискуссию, вспомнив примеры, когда членов сообщества скорее сдерживали, нежели поощряли к участию в обсуждении. Обсудите различия и возможные последствия обоих подходов. Если в группе есть участники, имеющие практический опыт работы с населением, попросите их поделиться своими положительными или отрицательными впечатлениями с другими членами группы. Проанализируйте вместе, почему одни программы осуществляются успешнее других. |
Краткий обзор и подведение итогов: дальнейшая деятельность Раздайте участникам распечатки слайдов вашей презентации. Это позволит напомнить об основных темах занятия и определить необходимость более глубокого изучения некоторых тем. Попросите участников задать вам вопросы, поделиться своими комментариями и отзывами. Предоставьте участникам возможность зафиксировать результаты обсуждений в наиболее удобной для них форме. Например, попросите их записать основные выводы, сделанные во время занятий, и дополнить их идеями по использованию в их дальнейшей работе. |
Выводы
§ Механизмы взаимопомощи внутри сообществ могут быть задействованы в операциях по оказанию срочной помощи и в любой другой гуманитарной деятельности. Привлечение к участию местного сообщества подразумевает активное и функциональное взаимодействие людей.
§ Сообщество – это группа людей, объединенная на основе ряда признаков, таких как географическое положение, язык, традиционные ценности, общность интересов.
§ При работе с населением, доброволец должен определить потребности и ресурсы, и помочь осуществить проекты по удовлетворению этих потребностей и с использованием этих ресурсов. Вовлечение населения означает выполнение проектов, основанных на идеях самих пострадавших.
§ Добровольцы играют очень важную роль, способствуя процессу оказания взаимопомощи внутри сообщества. При этом им необходимо учитывать следующее:
· Выявить местных лидеров или влиятельных людей и вовлечь их в деятельность;
· Развивать чувство сопричастности;
· Выявлять имеющиеся потенциал и ресурсы сообщества;
· Укреплять психологическое благополучие;
· Помогать в мобилизации ресурсов;
· Способствовать достижению согласия и принятию решений.
§