Распространенные реакции на утрату
Отрицание, оцепенение и шок (озабоченность делами, не связанными с утратой) | § Временно снижает чувство боли от утраты § Нельзя принимать за безразличие § Уменьшается по мере того, как появляется способность принять утрату |
Размышления «если бы...» | § Размышления о том, что можно было сделать, чтобы предотвратить потерю § Представление в мыслях того, чего теперь уже никогда не произойдет § Попытка договориться с Всевышним, например, обещания делать хорошие дела взамен на что-либо. |
Депрессия | § Нарушение сна и аппетита § Бессилие и повышенное беспокойство § Плач § Чувство одиночества, опустошенности, изолированности и жалости к себе |
Злость и ярость | § Ощущение покинутости в случае смерти близких § Чувство обиды на жизнь вообще, на Всевышнего, за несправедливость утраты § Чувство вины за некоторые эмоции (например, гнев) |
Принятие | § Требует время § Обозначает начало исцеления |
Переориентация (интеграция утраты в ощущениях новой реальности[13]) |
Тревожные признаки
§
|
§ Самолечение алкоголем или транквилизаторами
§ Уход с головой в работу во избежание эмоциональных реакций
§ Враждебность и агрессивность по отношению к другим
Преодоление утраты и горя
Обычно люди горюют при потере того, что им дорого. Горевание - необходимый эмоциональный процесс для любого человека, переживающего утрату.
Все формы невосполнимой утраты, такие как смерть близких или ампутация конечностей, требуют некоторой адаптации, для того, чтобы постепенно начать воспринимать себя человеком, пережившим потерю. В этом процессе и сам пострадавший, и его окружающие могут нуждаться в поддержке со стороны для того, чтобы пережить утрату. Людям, живущим с ВИЧ/СПИД, необходима помощь в планировании будущей жизни, включая обеспечение дальнейшего воспитания их детей. Им также необходима помощь в осознании перспективы неизбежной смерти, и преодолении горя, связанного с потерей других близких (см. Раздел 3: Поддержка через общение). Религия, как правило, приносит облегчение, повышая оптимизм, чувство всепрощения и принятие того, что человек не в силах изменить. Важная поддержка исходит и от членов сообщества, которые приносят еду, навещают семью в самые трудные моменты и приходят на похороны. Проявление сочувствия и участия со стороны окружающих, как правило, повышает способность пострадавших и членов их семей пережить утрату и горе[14].
Упражнение 2В: Утрата и горе |
Работа в малых группах (по 3-4 человека). Предложите участникам представить себя на месте одного из трех человек: § Бедная вдова. Ваш муж только что умер от СПИДа. Вы сами ВИЧ-инфицированы. § Бабушка. Ваша дочь умерла от СПИДа. Вам предстоит воспитывать внука, рожденного с ВИЧ-инфекцией. § Сирота. Оба Ваши родителя умерли от СПИДа. Вы не являетесь носителем ВИЧ-инфекции. Спросите участников, как они представляют себе эмоциональное состояние этих людей. Какие чувства испытывали бы они на их месте? Как бы они пытались справиться с подобной ситуацией? В чем различие между переживаемыми эмоциями и стратегиями преодоления горя? Задача упражнения: § Предоставить участникам возможность высказать свое мнение в малых группах и более углубленно исследовать возможные эмоциональные реакции. |
Вопрос для обсуждения Снова соберите участников в одну группу и предложите им обсудить возникшие в группах идеи об эмоциональных состояниях и способах преодоления утраты и горя. |
Значение травмы
Иногда люди подвергаются такому сильному стрессу, что им становится крайне тяжело восстановиться. Пережившим подобный мощный стресс требуется больше времени на восстановление, они страдают от периодически возникающих симптомов стресса, сохраняя предрасположенность к рецидиву под воздействием любого сильного раздражителя. Тревожные мысли и кошмарные сны особенно осложняют возврат таких людей к нормальной жизни, потому что их преследует ощущение, что они «застряли» в прошлом. Более того, так как они не могут контролировать эти сильные и нежелательные воспоминания, у них может возникнуть ощущение потери контроля над собственным сознанием.
Признаки стрессовых реакций на травму:
§
|
§ Ассоциирование с произошедшим предметов и событий, не имеющих к этому никакого отношения
§ Чувство страха, несмотря на то, что угроза давно миновала
§ Повторение кошмарных снов о произошедшем
§ Повышенная раздражительность
§ Плохая переносимость стресса
§ Повышенная возбудимость
§ Потеря ощущения реальности
Сразу после возникновения кризисной ситуации многие люди могут впасть в состояние оцепенения или шока. Обычно это быстро проходит, но если эмоциональное состояние человека не меняется, значит, он подвергся более сложной реакции. Также возможна и противоположная реакция, когда человек становится излишне эмоционален и не может контролировать свои чувства. И при эмоциональном оцепенении, и при повышенном возбуждении, необходимо уделить внимание человеку и оказать помощь в преодолении кризиса.
После того, как опасность миновала, и нормализировались другие источники стресса, люди обычно продолжают проявлять признаки стрессовых реакций, которые постепенно затихают в течение нескольких недель или месяцев. Однако если симптомы стресса сохраняют свою интенсивность и не ослабевают в течение нескольких недель, это является признаком длительной травматической реакции, возможно, требующей профессионального вмешательства. Конечно, добровольцу Красного Креста/Красного Полумесяца трудно принять самому такое решение, поэтому ему необходимо посоветоваться с координатором программы или непосредственным руководителем.
Перенаправление в специализированное учреждение может вызвать крайне негативную реакцию со стороны любого человека, воспринимающего это как диагноз о психическом заболевании, который может привести к стигматизации и гонениям со стороны других членов сообщества. К сожалению, такое мнение пока существует, хотя обращение за профессиональной помощью необходимо воспринимать как шаг к здоровой жизни, а не как доказательство наличия психического заболевания. Поэтому крайне важно сообщить пострадавшему о ваших намерениях; дать ему/ей почувствовать, что вам небезразлично его/ее состояние, назвать причины перенаправления и объяснить, к какому конкретно специалисту его/ее направляют (более подробное обсуждение перенаправления см. в в 3/7 Раздела 3: Поддержка через общение).
2.5 Основные принципы оказания психологической помощи
Методы и темпы преодоления стресса зависят от личностных особенностей человека, его сильных и слабых сторон, однако, восстановление может быть ускорено, затруднено или сведено на «нет» под влиянием его взаимоотношений с другими людьми. Очень важно поддержать человека в преодолении возникших трудностей и восстановлении. Определяя не только проблемы и потребности пострадавших, но и выявляя их сильные стороны и потенциал, мы можем ускорить процесс восстановления, при этом, не культивируя возникновения зависимости или чувства беспомощности.
Ниже приведены общие принципы оказания психологической помощи, применяемые сразу после кризиса. Иногда их называют принципами первой психологической помощи.
В первую очередь обратите внимание на физические и материальные потребности и безопасность. | Удовлетворение срочных физических потребностей, внимание к ранам и другим повреждениям на теле. Обеспечение теплом, пищей и одеждой. Защита от дальнейшего воздействия кризиса, которое пострадавший в «оглушенном» состоянии может не осознавать. |
Немедленно принимайте меры: будьте откровенны, активны и сохраняйте спокойствие. | Чем быстрее человек начнет преодолевать воздействие кризисной ситуации, тем больше шансов восстановить равновесие. Чем дольше человек остается в растерянности, не в состоянии предпринять какие-либо действия для выхода из кризиса, тем труднее ему будет восстанавливаться. Таким образом, чем быстрее будет оказана помощь в чрезвычайной ситуации, тем лучше. |
Сфокусируйтесь на том, что происходит здесь и сейчас. | Помогите человеку понять, что произошло: попросите описать пережитые события и эмоции. |
Давайте только точную информацию о ситуации. | При ЧС, будь то эпидемия или стихийное бедствие, люди испытывают острую потребность в информации. Им необходимо знать, что произошло и почему. Помогите им в этом, дайте реалистичное описание ситуации и его возможных последствий. |
Не давайте ложной информации и обещаний. | Всегда будьте правдивы и реалистичны. Покажите, что вы понимаете, какое беспокойство, депрессию и напряженность испытывает пострадавший, но в то же время вложите в свои слова надежду и веру в то, что человек, с которым Вы разговариваете, в конце концов, сможет преодолеть кризис. |
Всегда помните, как важно добиться того, чтобы человек начал действовать. | Кризисные вмешательства должны быть направлены на стимулирование действий, которые пострадавший в состоянии предпринять сам. Чтобы добиться этого, очень важно настроить человека на деятельность, вывести его из состояния жертвы. Однако при этом необходимо понимать, что в некоторые моменты ему просто нужно помочь. Людям требуется время, чтобы осознать воздействие кризисного события. Перед тем, как начать реагировать, им надо понять, что произошло. |
Поддерживайте контакт с членами семей пострадавших | Разыщите и поддерживайте контакт с членами семей пострадавших. Человек может испытывать повышенное беспокойство, если безопасность и местонахождение членов его семьи остаются под вопросом. |
Обеспечьте эмоциональную поддержку | Будьте рядом и внимательно выслушивайте пострадавших; в то же время привлекайте других членов сообщества для оказания поддержки и помощи. Следите, чтобы никто не оставался в одиночестве, без внимания. Сотрудничайте с другими специалистами и партнерами, обеспечивая связь и доступ пострадавших к существующим вокруг них системам поддержки. |
Обращайте внимание на сильные сторонаы и потнециал самих пострадавших. | Обращайте внимание на усилия, предпринятые пострадавшим для преодоления трудностей и на его планы по восстановлению. Поддержите пострадавшего в осуществлении решений и планов, имеющих наибольшие шансы на успех. |
Поощряйте самостоятельность. | Поручайте пострадавшим работу по улучшению условий жизни, например, доставку еды и воды, установку палаток и т.д., - все, что поможет им переключить внимание от кризиса. Поощряйте любые идеи и способности пострадавших, проявленные ими для решения насущных проблем. |
Уважайте чувства других. | Уважайте право каждого человека на эмоции. Ваша задача – помочь людям, а не критиковать их. Людям не доставляет удовольствия пребывать в расстроенном и взволнованном состоянии, они предпочли бы чувствовать себя иначе, если бы могли. Когда они просят о помощи, они нуждаются в уважении к своим страхам, и ожидают этого от вас. От вас им нужны терпеливое отношение, утешение, воодушевление и поддержка[15]. |
Вопрос для обсуждения В общей группе, попросите участников проанализировать, каким образом общие принципы оказания психологической помощи перекликаются с жизненными ситуациями, в которых они побывали, либо со случаями из практики, о которых они слышали. Стимулируйте развитие дискуссии, которая наглядно показала бы весь спектр обстоятельств, в которых могут быть применены эти принципы. |
Кризисное вмешательство
Доброволец Красного Креста/Красного Полумесяца может столкнуться с ситуацией, когда пострадавший сильно возбужден и, кажется, не может успокоиться. Такие люди могут представлять опасность для самих себя и для окружающих. В подобном состоянии, например, часто возникают мысли о самоубийстве. Несмотря на то, что психологическая помощь не рассчитана на решение подобных проблем, добровольцу необходимо иметь представление о том, как поступать в подобной ситуации. Прежде всего, необходимо соблюдать меры безопасности, заботясь и о себе тоже.
Людям, оказывающим помощь, важно сохранять спокойствие, выглядеть спокойным и уверенным в себе человеком, не представляющим какой-либо угрозы. Ваша задача – компенсировать возможную напряженность пострадавших успокаивающим воздействием. Будьте осмотрительны, не преувеличивайте своей ответственности за развитие ситуации, так как вы вряд ли сможете контролировать результат своего вмешательства. Ваша задача - поддержать стабильность ситуации до тех пор, пока у пострадавшего не появятся возможность и ресурсы для возврата в нормальное состояние. Предлагаемые ниже семь шагов являются наиболее приемлемыми мерами для решения проблемы:
1.
|
2. Установите контакт
3. Определите основную проблему
4. Обратите внимание на чувства и беспокоящие вопросы
5. Продумайте все возможные пути преодоления кризиса
6. Сформулируйте план действий
7. Проследите за дальнейшим развитием ситуации[16]
В Разделе 3: Поддержка через общение и Разделе 4: Развитие взаимопомощи в сообществах рассматриваются другие возможные вмешательства, помогающих людям преодолеть кризисные трудности.
Краткий обзор и подведение итогов: дальнейшая деятельность Выдайте участникам распечатики слайдов презентации по теме. Это поможет им вспомнить основные вопросы занятия и определить, какие из них следует изучить более подробно. Попросите участников задать Вам вопросы, поделиться своими комментариями и отзывами. Предложите участникам использовать результаты работы в наиболее удобной для них форме. Например, предложите их записать основные выводы, сделанные во время занятий, дополнить их идеями по использованию этого материала в их дальнейшей работе. |
Выводы
§ Проблема стресса красной нитью проходит в деятельности КК/КП.Добровольцам необходимо знать основные компоненты стресса и способы его преодоления.
§ Большинства людей испытывают стресс при появлении в окружающей обстановке угрожающего фактора (например, стихийное бедствие). Различают четыре фазы стрессовых реакций: острая фаза, фаза реакции, фаза восстановления и фаза переориентации.
§ Стрессовые реакции воздействуют на способ мышления, эмоциональное состояние и действия пострадавших. Наиболее вероятной реакцией является рекация типа «борьба-бегство».
§ Механизмы преодоления стресса – это меры, предпринимаемые человеком для того, чтобы предотвратить, приостановить или избежать его возникновения, то есть научиться им управлять.
§ Большинство кризисных ситуаций влечет за собой потерю родных и близких. Наиболее распространенными реакциями являются отрицание, оцепенение и шок, депрессия и ярость. Горевание помогает справиться с этим. Психологическая помощь крайне важна для преодоления этих состояний.
§ Травматические стрессовые реакции серьезно воздействуют на психику и требуют немедленного внимания. Крайне важно направить подвергнутого таким реакциям человека для получения профессиональной помощи.
§ Существует ряд принципов, которых необходимо придерживаться при оказании психологической помощи. Иногда их называют первой психологической помощью:
§ В первую очередь обратите внимание на физические и материальные потребности и безопасность.
§ Немедленно принимайте меры: будьте откровенны, активны и сохраняйте спокойствие
§ Сфокусируйтесь на том, что присходит здесь и сейчас.
§ Давайте только точную информацию о ситуации.
§ Не давайте ложной информации и обещаний.
§ Всегда помните, как важно добиться того, чтобы человек начал действовать сам.
§ Поддерживайте контакт с членами семей пострадавших.
§ Обеспечьте эмоциональную поддержку
§ Обращайте внимание на сильные стороны и потнециал пострадавших.
§ Поощряйте самостоятельность.
§ Уважайте чувства других