Античн учения о душе (Демокрит, Эпикур, Лукреций, Платон, Сократ, Аристотель).
Психология наука и молодая, и древняя. 1е представления о психике и психических явлениях наука находит у первобытных людей. В основном это были мифы, в кот явления психики не были обобщены в одном понятии. Вершиной эпохи античности в понимании души является учение Демокрита (460г. до н.э.). Он считал, что все предметы мира состоят из мельчайших частиц – атомов. Душа состоит из сферических подвижных атомов, подобных атомам огня. Человек отличается от животных особым расположением атомов души, чередующихся с атомами тела. Душа смертна. Когда тело умирает, атомы души покидают его, рассасываясь в пространстве. Эпикур, следовавший Демокриту и принимавший его систему за ее естественность, считал, что и чувственные кач-ва также существуют объективно. Он приписывал атомам вес, ибо необходимо, говорил он, чтобы тела двигались в силу тяжести. Эпикур внес в атомное учение идею самопроизвольного отклонения атомов, благодаря чему реально их движение происходит по кривым. Опираясь на это положение, Эпикур объясняет происхождение мира как рез-тат столкновения атомов. Душу имеют только те, кто умеет ощущать. Он выделил 4 части души, 3 из кот сущ и у животных (огонь, пневма, обеспечивающая движение, ветер позволяющ дышать). 4я часть душа души – тока у ч-ка и связана чувствами, мышлением и нравственностью. Последователем Эпикура в Др Риме был Лукреций (I в. до н.э.). Он дал название 4й части (душа души) – дух, т.о в П появ 2 термина, имеющих несколько разн содержание, - душа как символ психики как таковой и дух как символ высших стремлений ч-ка. Учение Сократа (469-399 гг. до н. э.) знаменует поворотный момент в развитии античной мысли. В понимание души вносится личностное содержание; она описывается Сократом не как материальное тело, а как разум и нравственные ценности ("Я сознающее"). Не отношение к др людям, а отношение к самому себе, познание своей нравственной сущности как предпосылка духовного роста - главн тема Сократа: "Познай себя и стань таким". Продукты разума оцениваются Сократом как всемогущий двигатель поведения. Он считает, что знание преобразует ч-ка, является источником его развития. Сократ утверждает, что ч-к не достигает счастья лишь потому, что не знает, в чем оно состоит. Из-за незнания он принимает за добро то, что таковым не является. Знание же хорошего, по Сократу, с необходимостью заставляет следовать ему. Добродетели, личностные черты вытекают непосредственно из знания. В этом проявился интеллектуализм Сократа в объяснении причин поведения ч-ка, путей формирования его х-ра. Развитие представлений о душе связано с учением Платона (427-347 гг. до н.э.). Платон провёл границу между материальным, вещественным, смертным телом и невещественной, бессмертной душой. Мир как некое целое состоит из царства идей и мира вещей. Мировая душа – это совокупность идей. Индивидуальные души – несовершенные образы единой универсальной души, обладают частью универсального духовного опыта, припоминание кот-го составляет суть процесса индивидуального познания. Души вселяются в ч-ка при рождении и исчезают при его смерти. Душа ч-ка состоит из разумной, мужественной и вожделенной частей. Преобладание в человеке одной из частей над другими определяет принадлежность человека к разным социальным слоям. После смерти душа разлучается с телом и в зависимости от того, какую жизнь вел человек, занимает место либо вблизи от земли, либо воспаряет в идеальный мир. Однако, родоначальником психологии по праву считают Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Согласно Аристотелю, душа – ф-ма живого тела, обеспечивающая его предназначение. Для определения души он ввел понятие «энтелехия», понимаемое как начало, как целенаправленная движущая сила. Душа определяет цель активности живого тела. Души орг-мов разных видов выполняют разн ф-ции, представляют разн сп-сти – силы души. 3 вида души – растительная, животная и разумная представляют 3 ступени жизни, обладающие преемственностью. У растений душа выполняет ф-ции размножения и питания. Чувственно-двигательные чувства присущи животным и ч-ку. Кроме того, у ч-ка есть разумная душа, позволяющая строить умозаключения, лежащие в основе памяти, произвольного выбора. Аристотель описал мех-м работы психики ч-ка. Он заключается в том, что благодаря способности ощущения, органы чувств человека принимают образы тех предметов, которые на них действуют. Главная заслуга Аристотеля заключается в том, что он впервые сформировал методологические принципы познания души: развития, детерминизма, целостности, активности, ассоциации. Платон и Аристотель заложили основы П.
3. Осн напр мировой П (бихевиоризм, психоанализ, гештальтП).1.Автором одной из теоретических концепций, возникшей на заре XX в., был австрийский психолог и психиатр 3. Фрейд. Его учение, названное психоанализом, получило широкую известность и оказало огромное влияние на дальнейшее развитие П. Анализируя состояния гипнотического транса своих пациентов и эффекты постгипнотического внушения, Фрейд сосредоточил свое внимание на явлениях, скрытых от сознания ч-ка, неосознаваемых. Он сделал бессознательное предметом П. Согласно Фрейду движущей силой поведения и развития личности являются неосознаваемые, иррациональные влечения, главное из которых - сексуальное (либидо). В психике выделяются 3 сферы: бессознательное, предсознательное и сознание. Источником, придающим мотивационную силу ч-ому поведению, явл бессознательное, насыщенное энергией либидозных влечений, подавленных и вытесненных из области сознания под действием «цензуры», запретов и табу, налагаемых общ-вом. По мнению исследователя, вытесненные влечения обладают большим энергетическим зарядом, однако в область сознания не допускаются - сознание оказывает им сопротивление, - и тогда содержание бессознательного проникает в сознание в искаженном, измененном виде. Фрейд выделил 3 осн ф-мы проявления бессознательного: сновидения, ошибочные действия (описки, оговорки) и невротические симптомы. Исходя из этого, им был разработан ряд оригинальных методов, позволявших получать исходный материал о содержании глубинных стр-р ч-кой психики: анализ сновидений, метод свободных ассоциаций, анализ описок, оговорок, забывании. Интерпретация этого материала составляет сущность метода, который Фрейд назвал психоанализом. 2.Еще одним крупным психологическим направлением, сформировавшимся в нач XX в. и оказавшим значит влияние на последующее развитие П, стал бихевиоризм. Его рождение связывают с публикацией Уотсоном в 1913 г. статьи «П с точки зр бихевиориста». Зародилось в США. Одним из пионеров бихевиористского движения был Торндайк. Бихевиоризм - Направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определившее облик американской психологии в 20-ом столетии, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей. Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчиненное этим воздействиям. Задача П должна состоять в выявлении закономерностей связей между стимулами и реакциями (S ->R), а цель - в предсказании поведения Sа и управлении им. Недостатком бихевиор-х экспериментов было то, что они проводились в основном на белых крысах, а полученные в рез-те закономерности и законы научения с легкостью переносились на поведение ч-ка. До 60-х гг. XX в. бихевиоризм и сменивший его необихевиоризм занимали господствующее положение среди концепций амер-ой П, оказывая влияние на развитие психотерапии, соц П, методов обучения. 3. Другое психологич направление, активно развивавшееся в 1910-1930х гг. в Германии, получило название «гештальтП». Основоположником считают Вертгеймера. В развитие вложили свой труд Кёллер и Коффка. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств эл-тов. По мнен этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельн Ов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а св-ва фигуры не описываются через св-ва частей. Собственно гештальт являет собой функцион-ную стр-ру, упорядочивающую многообразие отдельн явлений. Основн постулат – рассмотрение целостных стр-р (гештальты), не выделяя их составляющих стр-р. Достижения гештальтП в обл изучения восприятия и тв-го мышления составляют золотой фонд мировой П. ГештальтП возникла из исследований восприятия. В центре её внимания – хар-ная тенденция психики к орг-ции опыта в доступное пониманию целое. Напр, при восприятии букв с недостающими частями сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву. Т.о, в 1910-1930 гг. в мировой П сформировалось больш кол-во конкурирующих направлений. Сложилась уникальная ситуация, кот была названа открытым кризисом П: вместо единой науки имели хождение разные теории со своими предметами исследования, методами и принципами.
4. Совр научные шк и течения (генетическая шк Пиаже, когнитивная П, гуманистическое и трансперсональное направление). Пиаже исследовал стадии развит интеллекта р-ка от рождения до подросткового возр, что позволило ему вскрыть специфику мышления детей разного возр. Интеллект ученый рассматривал как мех-м глобальной адаптации орг-ма к среде, поскольку благодаря ему ч-к может решать бесконечное мн-во проблемных ситуаций. Пиаже придумал так называемый, "клинический" метод исследования, кот состоял в том, что он давал р-ку задание, близкое к игровому, и наблюдал за его действиями. При этом он разговаривал с р-ком по поводу его действий, спрашивал его мнение о разных явлениях. В таком наблюдении он провел огромное число часов, но только такой метод сбора информации позволил ему выйти на открытые им закономерности. Пиаже выделил четыре основных стадии развития интеллекта. Стадия сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2лет). Ее содержан составлт овладение р-ком операциями с реальными Оми (игрушками и вещами). Р научается манипулировать с ними, тем самым, развивая "ручной" интеллект. Стадия допонятийного интеллекта (от 2 до 6-7). Главн достижения этой стадии - овладение речью и с ее помощью формир предпонятий. От понятий они отличаются неполнотой заложенных в них представлений. Стадия конкретных операций (от 6-7 до 10-11). На этой стадии, кот совпадает с началом обучения в школе, Р начинает осваивать простые мыслительные операции с объектами (кл-ции, нахождение соответствий между объектами). Стадия формальных операций (от 10-11 до 13-14). На этой стадии подросток уже овладевает логическими операциями. Он научается обратным операциям (сложение - вычитание, умножение -деление), благодаря чему овладевает сп-тью к прослеживанию хода своего мышления и проверке полученных рез-тов. По его мнению, последовательность прохождения этих стадий у всех детей одна и та же. Р не может пропустить одну из стадий, так как каждая предыдущая стадия подготавливает наступление последующей. Но сроки прохождения стадий могут быть разными. Более развитые в интеллектуальном отношении дети могут переходить на след стадию на 1-2г раньше. Заслуга Пиаже в том, что он показал, что развитие интеллекта идет по пути формирования все более сложных мыслительных операций, кот закрепляются и становятся надежным инструментом адаптации к среде на протяжении всей жизни ч-ка. Он создал Женевскую школу генетической психологии, которая изучает умственное развитие ребенка. Термин "генетический", используемый в выражении "генетическая психология", был введен в психологию во второй половине XIX века, то есть до того, как биологи начали использовать его в более узком смысле слова. Термин "генетическая психология" относится к индивидуальному развитию, к онтогенезу. Как отмечает Пиаже, выражение "генетическая психология" нельзя использовать в качестве синонима для детской психологии, психологии развития ребенка, так как генетической называют и общую психологию, если она рассматривает психические функции в процессе формирования.
Представители Когнитивной П: Миллер, Брунер, Найссер. Когнитивная П- совр направление в исследовании познават процессов. Исследования в этой обл обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления инф-ции, логич мышления, воображения, сп-ти к принятию решений. Мн положения КП лежат в основе совр психолингвистики. Возникло в 1960х гг. как альтернатива бихевиоризму. Исследования КП охватывают как сознат, так и бессознательные процессы психики, при этом и те и др трактуются как разл сп-бы переработки инф-ции. КП имеет в своей основе ряд аксиоматических предпосылок (Хабер): Представление о поэтапной переработке инф, т.е. о том, что стимулы внешнего мира проходят внутри психики через ряд последовательных преобразований. Допущение об ограниченной емкости системы переработки инф-ции. Именно ограниченность сп-сти ч-ка осваивать новую инф-цию и преобразовывать уже существующую заставляет искать наиб эффективные и адекватные способы работы с ней. Вводится постулат о кодировании инф-ции в психике. Данный постулат фиксирует предположение о том, что физич мир отражается в психике в особой ф-ме, кот нельзя свести к св-вам стимуляции. В наст вр КП все еще находится в стадии становления, но уже стала одним из самых влиятельных направлений мировой психологической мысли. В гуманистической П в кач основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, тв-во, любовь, свобода, ответственность, психическое здоровье, межличностное общение. Представители Маслоу, Роджерс, Франкл, Бюлер, Бэррон, Мэй, Джурард. Предмет изучения: Уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни. Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностн развития, вершины самоактуализации. Теоретические положения: ч-к целостен, ценны не только общие, но и индивидуальные случаи, главной психологич реальностью являются переживания ч-ка, ч-кая жизнь - целостный процесс, ч-к открыт к самореализации. Трансперсональная П изучает сознание в широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, пара-психологические феномены. Она начала оформляться как самостоятельная обл исследований в конце 60х гг в США. Основатели: Маслоу, Гроф, Уотс, Сьютич, Мерфи, Криппнер. Это напр-е в П, исследующее трансперсональн аспекты психики. В трансперсональной П ч-к представляет интерес не только на ур доличностных и индивидуально-личностных процессов, но и на ур надличностн процессов. Прикладное знач ТП сост в том, что она предлагает нов взгляд на психич здоровье и патологию, обеспечивая интегративный, многоаспектный подход к ч-ку. Особую актуальность приобретает трансперсональный подход в лечении наркомании и алкоголизма как видов духовного кризиса, психотерапии неврозов и психозов, в психологическом оздоровлении общества. Посредством техник ТП возможны глубокие психологические прозрения, проливающие свет на нашу личн историю, эмоциональные затруднения и межличностн проблемы. Мы можем также испытать необычайн откровения, затрагивающ разл аспекты прир и космоса и намного превосходящ нашу образоват-ю и интеллект подготовку.
5. История отеч П. Экспериментальная психология в России(Нечаев, Лазурский, Россолимо, Н.Н.Ланге)Становление советской психологической школы Деятельностный подход к психич развитии (Рубинштейн, Леонтьев, Гальперин, Эльконин, Давыдов). Возникновение и развитие психологии в России имеет свою предысторию и историю. Особое место в развитии психологической мысли в России занимают труды М. В. Ломоносова. В своих работах по риторике и физике Ломоносов развивает материалистическое понимание ощущений и идей, говорит о первичности материи. По мнению Ломоносова, необходимо различать познавательные (умственные) процессы и умственные качества человека. Последние возникают из соотношения умственных способностей и страстей. В свою очередь, источником страстей он считает действия и страдания человека. Таким образом, уже в середине XVIII в. были заложены материалистические основы отечественной психологии. Становление отечественной психологии происходило также под влиянием французских просветителей и материалистов XVIII в. В России психология как самостоятельная наука начала развиваться в XIX в. Большую роль в ее развитии на данном этапе сыграли труды А. И. Герцена, Одной из наиболее ярких работ того времени явилась работа И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». Сеченов-психолог не только выдвинул психологическую концепцию, в которой определил предмет научного познания психологии — психические процессы, но и оказал серьезное влияние на становление в России экспериментальной психологии. Николай Николаевич Ланге— русский психолог, один из основоположников российской и видных представителей мировой экспериментальной психологии своего времени. организовал одну из первых в стране экспериментальных психологических лабораторий, Занимался проблемами восприятия, внимания, памяти, мышления на основе понимания двигательных реакций как первичных по отношению к собственно психическим процессам. Сформулировал закон перцепции, согласно которому восприятие имеет стадиальный характер от обобщенного к дифференцированному образу. Автор моторной теории внимания, в соответствии с которой, колебания внимания при так называемых двойственных изображениях определяются движениями глаз, обегающих изображенный контур. Нечаев-психолог, специалист в области общей, экспериментальной и пед П. Исследовал особенности психического развития детей, индивидуальные различия в психике детей дошкольного и школьного возрастов, психологические аспекты организации и гигиены умственного труда школьников.Большое внимание H. уделял рассмотрению воздействия учителя на учащихся. Его исследования проблемы прямой и косвенной внушаемости показали наибольшую эффективность косвенного внушения в педагогическом процессе. При этом необходимым условием успешности обучения Н. считал активное внимание. Лазурский Интересовался проблемами влияния естествознания на развитие психологической науки. Был одним из организаторов и активных участников российских съездов по педагогической психологии и экспериментальной педагогике. Л. одним из первых начал проводить исследование личности в естественных условиях деятельности. Для изучения П детей и особенностей их обучения и воспитания он разработал программу естественного эксперимента. Россолимо занимался исследованием проблем возрастной и экспериментальной П, нейроП и патоП. Исследуя возр особенности детей, стремился проникнуть в сущность их поведения. Прослеживал связь характера изменения психических функций личности с нервными заболеваниями и другими нарушениями и отклонениями в поведении.
Период 1920-30х годов ознаменовался становлением советской психологии на основе философии марксизма. В этот период закладываются две основные взаимосвязанные темы в истории советской психологии, которые будут определять её развитие на протяжении последующих десятилетий. Это, во-первых, поиск конкретно-эмпирического наполнения марксистской психологии. Во-вторых, это тема поиска самостоятельного, отличного от физиолоческого, социологического, литературоведческого, антропологического, медицинского и проч. исследования самостоятельного объекта и оснований психологического исследования, отличного от физиологического, социологического, литературоведческого, антропологического, медицинского и проч. исследования. И в то же время, психология в этот период развивается в тесном взаимодействии и диалоге с разнообразными смежными областями «человековедения» и представлена разнообразными пограничными школами и исследовательскими традициями. Константин Николаевич Корнилов (1879- 1957). Он выступил, когда в России в качестве господствующей идеологии утвердился марксизм с его философским кредо-диалектическим материализмом. Основным элементом психики Корнилов предложил считать реакцию, в которой объективное и субъективное нераздельны. Реакция наблюдается и измеряется объективно, но за этим внешним движением скрыта, деятельность сознания. Поведение он рассматривал как совокупность реакций человека на биосоциальные раздражители. Реакция - единица поведения человека, акт биологического порядка. Штеп Г.Г. По представлениям Шпета, процесс познания основан на отыскании первичных начал и принципов бытия (смыслов, эйдосов, идей). В человеческой деятельности проявляются интуитивные акты человеческого разума, смысл которых необходимо обнаружить.
Лев Семёнович Выго?тский - советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии. Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций («Смысл психологического кризиса», рукопись, 1926), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам.
Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии, Выготский приходит к выводу, что структура сознания — это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов.
Выготский - внес большой научный вклад в сферу общей и пед П, философию и теорию психологии, П развития, искусства, дефектологию. Автор культурно-исторической теории поведения и развития психики ч-ка.Он занялся формулировкой теории детского развития, создав теорию "зоны ближайшего развития". Он придает особое значение его знаковой природе, благодаря чему качественно меняется структура душевной жизни человека и его психические функции (восприятие, память, внимание, мышление) из элементарных становятся высшими. Лу?рия, Алекса?ндр Рома?нович— известный советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, ученик Л. С. Выготского. В течение более чем 50-летней научной работы А. Р. Лурия внес важный вклад в развитие различных областей психологии таких как психолингвистика, психофизиология, детская психология, этнопсихология и др. Следуя идеям Л. С. Выготского, разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) — в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания. В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики.
Создал новое направление — нейропсихологию
Больш вклад в разаитие ВП внес Блонский. В кач предмета П он считал поведение, осн-м методологич-м принципом считал историч подход к изучению психики. Стержневой проблемой П развития полагал проблему возраста. Возрастом он называл стадию развития, кот хар-ется опред-м симптомокомплексом. Он 1м в советск П различил резкие (критические) и постепенные (литическ) периоды в психич развитии. Стадии развития – это времена детской жизни, отделен др от др резкими переходами, а фазы развития отделены литически. Рассматривая психологию как науку о поведении, повторяет постулаты бихевиоризма. Сформулировал генетическую (стадиальную) теорию памяти, согласно которой различные виды памяти — моторная, аффективная, образная и вербальная — описываются как этапы развития человека, его речи и мышления, изменения им окружающей действительности.
Деятельностный подход - сов-ть теоретико-методологических и конкретно эмпирических исследований, в кот психика и сознание, их развитие и формир-е изучаются в разл ф-х предметной д-ти Sа, а у некоторых представителей Д. п. рассматриваются как особые ф-мы этой д-ти, производные от внешнепрактических ее ф-м. Предпосылки Д. п. складывались в отеч П в 20е гг. XX в. В 30е гг. складываются 2 наиболее проработанных вар-та Д. п, представленных исследованиями психологич-х школ Рубинштейна, с одной стор, Леонтьева - с др. Различия между 2мя вар-ми Д.п. отчетливо формул-ются в 40-50гг. и затрагивают в основном 2круга проблем. Во-1ых, это проблема предмета психологич науки. С т. зр Рубинштейна, П должна изучать не д-ть Sа как таковую, а «психику и только психику», через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредований, в т.ч. через исследование д-ти. Леонтьев, напротив, считал, что д-ть неизбежно должна входить в предмет П, поскольку психика неотторжима от порождающих и опосредующих ее моментов д-ти, более того: она сама является ф-мой предметной д-ти (по Гальперину, ориентировочной д-тью). Во-2ых, споры касались соотношения собственно внешнепрактической д-ти и сознания. По Рубинштейну, нельзя говорить о формировании «внутренней» психической д-ти из «внешней» практической путем интериоризации: до всякой интериоризации внутренний (психической) план уже наличествует. Леонтьев же полагал, что внутренний план сознания формир как раз в процессе интериоризации изначально практических действий, связывающих ч-а с миром ч-ких предметов. Конкретно-эмпирические разработки принципа единства сознания и деятельности в Д. п. (при всех различиях в теоретическом его осмыслении) можно разделить условно на шесть групп по ф-мам психического развития: 1в филогенетических исследованиях разрабатывалась проблема возникновения психического отражения в эволюции и выделение стадий психического развития животных в зависимости от их д-ти; 2в антропологических исследованиях в конкретно-психологическом плане рассматривались проблема возникновения сознания в процессе трудовой деятельности человека (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев), психологические различия между орудиями труда у ч-ка и вспомогательными ср-ами д-ти у животных (Гальперин); 3в социогенетических исследованиях рассматриваются различия отношений деятельности и сознания в условиях разных исторических эпох и разных культур, однако проблемы социогенеза сознания еще недостаточно разработаны в Д. п.; 4из наиболее многочисленных онтогенетических исследований в русле Д. п. выли самостоятельные деятельностно ориентированные теории (теория периодизации психического развития в онтогенезе Эльконина, теории развивающего обучения Давыдова, теория формирования перцептивных действий Запоржца); 5функционально-генетические исследования на основе принципа единства сознания и д-ти (развитие психических процессов в короткие временные отрезки) представлены работами не только ученых школ Леонтьева и Рубинштейна, но и др известных отечественных психологов; 6пато- и нейропсихологические исследования роли конкретных ф-м д-ти в развитии и коррекции распада высших психических ф-ций. В рамках перечисленных направлений исследований Д. п. был разработан ряд важнейших теоретических проблем П, вт. ч.: проблема макро- и микроструктуры человеческой деятельности (деятельность-действие- операция - функциональный блок), проблема строения сознания-образа (чувственная ткань, значение, личностный смысл), проблема интериоризации как важнейшего механизма формирования сознания, проблема периодизации псих-го развития с использованием разработанного в Д. п. понятия «ведущая деятельность» и др. На основе общепсихологических идей Д. п. разрабатываются деятельностно ориентированные теории в разл отрасляхП (соц, детской П, патоП и др.).