Гераклит, Элейская школа, Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель)

Основания возникновения философии

Труд создал самого человека около ста тысяч лет тому назад и продолжает

формировать его и сегодня. Специфика человеческого труда — в постоянном

целенаправленном изготовлении и использовании орудий труда — техники.

Использование техники выделило человека из живой природы, возвысило

его над «братьями меньшими», сделало его относительно независимым от

окружающей стихии, развивало его интеллектуально. Эволюция техники

вела к медленному, но неуклонному повышению производительности труда.

Повышение производительности труда выше определенного уровня —

в два и более раза больше, чем требует «прожиточный минимум», привело

к социальной революции — качественному изменению производственных

отношений. За счет производимого прибавочного продукта стала возможной

эксплуатация чужого труда. Так возникло первое классовое общество — ра-

бовладельческое. Вместе с делением на классы эксплуататоров и эксплуати-

руемых возникло новое разделение труда — на умственный и физический.

Вместе с изменением бытия людей менялось и их сознание. Старые фор-

мы мировоззрения — мифология и первобытная религия переставали отве-

чать новым формам общественной жизни. На смену пришло новое мировоз-

зрение — философия.

Философия как самостоятельная система знаний появляется пример-

но в одно время (VI–V вв. до н. э.) у разных народов и в разных странах —

в Индии, Китае, Египте, Греции, Персии, Вавилоне, там, где за счет револю-

ции в производстве материальных благ произошла социальная революция.

Основные философские направления

Философия несет в себе многие моменты предшествующих форм миро-

воззрения — мифологии и первобытной религии, из которых наиболее су-

щественным является проблема связи и соотношения объективного мира

и сознания, которая стала основным вопросом философии.

Те из философов, кто считает генетически первичным объективную ре-

альность, а сознание признает высшей формой отражения этой реальности

(оказывающей мощное обратное воздействия на бытие), являются материа-

листами. Напротив, те, кто предполагает, что некоторое сверхъестественное

идеальное начало породило и продолжает определять объективный мир, —

объективные идеалисты, а те, кто полагает человеческое сознание творцом

мира (а иногда и единственно существующей реальностью), — субъектив-

ные идеалисты.

То или иное решение основного вопроса философии детерминирует ре-

шение других философских проблем. Например, признание того, что чело-

веческое сознание является определяющим фактором развития общества,

приводит к выводу о ведущей роли выдающихся личностей в историческом

процессе. Это, в свою очередь, порождает конкретное решение и метод воз-

действия на общественную систему — «нужно поставить во главу государ-

ства такого-то человека». Так мировоззренческий постулат становится ме-

тодом действия (в данном примере субъективно-идеалистическое мировоз-

зрение оборачивается методом, уводящим от цели).

ное наказание — бич, народ — лошади. Конфуций выступал против чрезмер-

ного насилия: «Если умело держать вожжи, лошади побегут сами».

Философские учения Древней Греции (Милетская школа,

Гераклит, Элейская школа, Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель)

Древнегреческая философия — совокупность философских учений, раз-

вивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе с конца VII в.

до н. э. до VI в. н. э. Для древнегреческой философии характерно:

1. Единое, своеобразное, хотя отнюдь неизолированное явление в разви-

тии философского сознания человечества.

2. Связь с учениями о природе, потом это будут самостоятельные науки:

астрономия, физика, биология.

3. Нерасчлененность единства первоначальных философских понятий

и понятий научных.

4. Представляет единство двух линий развития: материализм и идеализм.

5. Начало формирования двух методов познания: диалектики и метафи-

зики.

Первые греческие философы — диалектики.

Милетская школа(VII–VI вв. до н. э.) — Фалес, Анаксимен, Анакси мандр.

1. Пытаются заменить мифологическое мировоззрение рациональным

объяснением.

2. Оперируют понятием «природа». Природа — совокупность самых раз-

нообразных материальных явлений, которые возникают, функционируют

и уходят в небытие.

3. Природа — совокупность переходящих друг в друга свойств, качеств,

состояний (холод и тепло, влажное и сухое и пр.).

4. Хотят найти первоматерию («первопричину»).

Гераклит(VI–V вв. до н. э.) считал, что в мире нет ничего неподвижно-

го, неизменного. В процессе изменений происходит переход явления в свою

противоположность, идет борьба противоположностей. Первоосновой всего

является огонь как некая подвижная субстанция. Гераклит является зачина-

телем диалектики в античной философии.

Школа эллиатов(V в. до н. э.) — Парменид, Зенон. Выступали против

учения Гераклита. Парменид считал, что абсолютное бытие существует.

Если бы его не было, не было бы самой природы. Мы можем выразить то, что

существует; что не существует, мы словами выразить не можем. Считал, что

небытия нет. Гераклит — это линия материализма, Парменид — идеализма

11. ВОПРОС О БЫТИИ У И. КАНТА

Иммануил Кант (1724–1804) — один из величайших умов человечества, основоположник немецкой классической философии.

Основные работы Канта:

— «Всеобщая естественная история и теория неба»;

— «Критика чистого разума»;

— «Критика практического разума».

В творчестве Канта усматриваются два основных блока:

— теория познания;

— учение о бытии, нравственности и морали. Лейтмотивом всей философии этого мыслителя стали его три знаменитых вопроса:

— «Что я могу знать?»

— «Что я должен делать?»

— «На что я могу надеяться?»

Творчество Иммануила Канта принято делить на два периода:

— «докритический» — до начала 70-х гг. XVIII в., в этот период мыслитель обращался к философским проблемам естествознания, он предложил мысль о развитии мира, о том, что наша планета ранее имела совершенно иной облик, нежели сейчас;

— «критический» — это период, когда Кант сделал предметом своего пристального и критического исследования человеческий разум, его структуру и познавательные возможности.

Кант утверждал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ.

Согласно Канту, критический анализ структуры познавательного опыта человека может привести к выводу о том, что объективная реальность как совершенно не зависимое от наших чувств и разума бытие является принципиально недоступным, непознаваемым для нас.

Иммануил Кант под метафизикой подразумевал любые суждения, которые не основываются на чувственных данных. Но наряду с гносеологическим объяснением он допускал и ее онтологическую интерпретацию как сверхчувственной реальности и оценивал ее как первичную, которая определяет мир чувственных явлений (именуемых феноменами, а метафизические явления именуются ноуменами): это ноуменальная реальность, которая аффицирует нашу чувственность,т. е. воздействует на нее, но остается непостижимой для чувств и для ума.

Смысл кантовского агностицизма, как принято считать, состоит в том, что чем вещь является для нас (феномен), и то, что она представляет сама по себе (ноумен), принципиально различны. И как бы мы ни старались проникнуть вглубь явлений, наше знание все равно будет отличаться от вещей, каковы они суть сами по себе.

Кант как философ:

— поставил вопрос о принципиальной ограниченности человеческого опыта;

— признал, что действительность всегда выходит за пределы любого знания: она в этом смысле «хитрее» всяких теорий и бесконечно богаче их;

— констатировал, что мир познается всегда только в формах его данности человеку.

По мнению Канта, в процессе познания участвуют:

— чувственный опыт;

— рассуждающее мышление (структуру которого составляют категории).

Основной функцией своих категорий Кант считал синтетическую, потому что в процессе познания осуществляется синтез (объединение) разрозненных чувственных впечатлений в устойчивые комплексы, становящиеся предметом нашего суждения.

В центре внимания онтологии Канта находится бытие-процесс, истолковывающийся как жизнь. По мнению мыслителя, жизнь — это не абстрактное понятие, а бытие определенного индивида.

Бытие — общее понятие о существовании, о сущем вообще, это материальные вещи, все процессы (химические, физические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), их свойства, связи и отношения.

12. Философия Гегеля

ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770 - 1831)

Главные работы Гегеля: "Феноменология духа" (1801); "Наука Логики" в 3-х тт. (1812- 1816); "Энциклопедия философских наук" в 3-х тт. (1817); "Философия права" (1821); "Лекции по истории философии" в 3-х тт. (Изданы посмертно); "Лекции по эстетике" в 4-х тт. (Изданы посмертно); "Лекции по философии религии" в 2-х тт. (Изданы посмертно)

Основные понятия философии Гегеля

ü Абсолютная идея

Центральное понятие гегелевской системы абсолютного идеализма, характеризующая универсум во всей его полноте. Это безусловная и конкретная всеобщность, в которой субъект и объект совпадают. Абсолютная идея означает исходный пункт и конечную цель познания.

ü Субъективный дух

Первый этап отчуждения абсолютной идеи, её опредмечивания в природе. Субъективный дух - это индивидуальная душа, раскрывающаяся на трех уровнях:

· антропологии;

· феноменологии;

· психологии.

Здесь происходит осознание духом самого себя, своих способностей. Здесь же дух сознает себя как свободный.

ü Объективный дух

Вторая ступень развития абсолютной идеи, отчуждение её в объективном мире. Осознав себя как свободную волю, дух должен уяснить, что всё, противостоящее ему в мире, есть дух. На этой ступени, погружаясь в мир, идея проходит следующие ступени объективации:

· Право;

· Мораль;

· Нравственность.

Нравственность, в свою очередь, раскрывается через семью, гражданское общество и государство.

ü Абсолютный дух

Третья, последняя ступень отчуждения абсолютной идеи, на которой происходит её возвращение к себе, полное её самосознание. Формы абсолютного духа:

· Религия;

· Искусство;

· Философия.

Из указанных форм абсолютного знания максимально полно дух воплощается в философии.

ü Отчуждение

Это способ воплощения абсолютного духа в природе и истории. Дух отчуждает от себя часть своей самости, сущности. С помощью категории отчуждения Гегель также характеризует отношения между человеком и созданной им действительностью.

ü Триада

Универсальная схема всякого процесса развития, включающая три ступени: тезис - антитезис - синтез. Тезис - это исходный момент; антитезис - отрицание первоначального содержания; синтез - завершение цикла развития, объединение противоположного содержания первых двух ступеней.

Основные принципы гегелевской философии

Восхождение от абстрактного к конкретному

Один из главных принципов диалектического метода познания Гегеля. Познание начинается с самого общего и бессодержательного, то есть с абстрактного. Первый взгляд на предмет дает поверхностное представление о нем. Затем познание идет по пути углубления знаний посредством конкретизации. Конкретное знание - это самое глубокое знание, в нем соединены общее и особенное.

Принцип историзма

Гегель считал, что любой объект познания не представляет собой раз и навсегда ставшего состояния, а есть или результат, или процесс развития. То есть, действительность обладает историческим измерением и, следовательно, познание должно это учитывать. Целостность и всесторонность процесса познания предполагает совпадение исторического и логического аспектов. Чтобы воспроизвести объект в мысли, нужно логически реконструировать его историю.

Системность

Рассмотрение действительности как взаимосвязанного целого, все элементы которого находятся между собой в необходимой связи. Источник развития системы заключен в ней самой. Развивается система в целом, а не входящие в неё элементы. Степень развитости этих последних оценивается в зависимости от того, как они соответствуют целому. Вместо понятия "система" Гегель использует также понятие "целостности".

Противоречие

Противоречие рассматривается не как признак логической ошибки, а как источник и причина всякого развития. Противоречие возникает за счет обострения отношений между противоположными моментами в рамках единого целого. Развитие противоречия приводит к тому, что прежняя система разрушается и возникает новая. Вместе с новой системой возникает и новое противоречие.

13. Лю́двиг Андре́ас фон Фейерба́х(1804-1872) выдающийся немецкий философ, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон Фейербаха.

Философское развитие Фейербаха лучше всего описано им самим: «Бог был моей первой мыслью, разум — второй, человек — третьей и последней»[источник не указан 556 дней]. От изучения теологии он перешёл к увлечению гегелевской философией, а от неё — к сенсуализму в теории познания и к антропологической точке зрения в религии.

Фейербах убеждён, что чувственность — единый источник истинного знания. Это неизбежно приводит его к отрицанию существования общих понятий и к признанию истинным единичного, конкретного. Повторяя, таким образом, сенсуалистов XVIII века, Фейербах не останавливается на подробном исследовании того, как чувство само может быть источником знания; в то же время Фейербах вместе с Гегелем глубоко убеждён в могуществе разума, в возможности всеобщего и необходимого познания.

Другая характерная особенность теории познания Фейербаха заключается в его учении о теизме. Для него достоверность бытия определяется не только его доступностью собственному чувству человека, но и его реальностью для другого. Я познаю тебя раньше пробуждения собственного самосознания. Любовь к другим живым существам, солидарность с ними раскрывают передо мной истинное — реальное бытие: «любовь есть истинное онтологическое доказательство бытия предмета вне нашей мысли — и не существует никакого иного доказательства бытия, кроме любви и ощущения». Эта мысль, навеянная, очевидно, Шлейермахером, сближает Фейербаха с новейшими немецкими позитивистами: социальное доказательство реальности внешнего мира у Риля и Авенариуса напоминает взгляды Фейербаха. В духовном развитии Фейербаха интерес к этике и религиозной проблеме был всегда преобладающим, и эта сторона его философии разработана гораздо полнее, чем вопросы теории познания.

14. Марксизм - это политическое течение, утверждающего неизбежность гражданской войны и социальной революции, а также ведущую роль пролетариата в революции, которая приведет к уничтожению товарного производства и частной собственности, составляющих основу капиталистического союза и установлению на основе общественной собственности на средства производства коммунистического федерации, направленного на всестороннее развитие каждого члена союза; Марксизм возник в конце XIX века в Европе. Это материалистическое учение было разработано в Англии немецкими учеными Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.

Возник в 40-х годах 19 века. В это время происходило обострение социальных и экономических противоречий капитализма породивших потребность в создании научной теории. Маркс и Энгельс решили проблемы след .образом: сформулировали радикальную научную коммунистическую теорию. Они вооружили рабочий класс революцией идей.

Самая главная причина развития марксизма-социальная несправедливость.

Плюсы: борьба классов; основывается на социально- экономическом факторе общества; большая часть средств находится в общественном владении.

Минусы: в недооценке национальных, религиозных, политических, военно-политических причин влияющих на процесс происхождения гражданственности; пролетариат, взяв власть, устанавливает свою диктатуру, например социалистического строительства в СССР И других странах соц. Лагеря.

16. Позитиви́зм — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.

Принято выделять четыре этапа развития позитивизма:

Первый (классический) позитивизм. Основатель — Огюст Конт. Представители: Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер.

Эмпириокритицизм. Представители: Эрнст Мах, Рихард Авенариус. философское направление, отправным пунктом теории познания Авенариуса является не мышление или субъект, не материя или объект, а чистый опыт в том виде, в котором он непосредственно познаётся людьми.

Неопозитивизм или логический позитивизм. Представители: Готлоб Фреге, Бертран Рассел, Людвиг Виттгенштейн, Венский кружок, Львовско-Варшавская школа и др. включает в себя эмпиризм, идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающийся на рационализм, основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях в эпистемологии. Логический позитивизм утверждает, что мир познаваем, надо только избавиться от ненаблюдаемого[1].

Постпозитивизм. Представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин. общее название для нескольких школ философии науки, объединённых критическим отношением к эпистемологическим учениям, которые были развиты в рамках неопозитивизма и обосновывали получение объективного знания из опыта.

17. Иррационали́зм (лат. irrationalis — неразумный, нелогичный) — философские концепции и учения, ограничивающие или отрицающие, в противоположность рационализму, роль разума в постижении мира[1][2]. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п. Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер действительности.

Иррационалистические тенденции в той или иной мере присущи таким философам, как Шопенгауэр, Ницше, Шеллинг, Кьеркегор, Якоби, Дильтей, Шпенглер, Бергсон.

18. Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

Экзистенциализм (согласно Ясперсу) возводит свои истоки к Кьеркегору, Шеллингу и Ницше. А также, через Хайдеггера и Сартра, генетически восходит к феноменологии Гуссерля (Камю считал экзистенциалистом даже Гуссерля)

Основная категория философии экзистенциализма — это экзистенция.

В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильный объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности. Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают сущностью, эссенцией. Человек же постигает свою сущность в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном счёте, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества.

19. Гермене́втика (др.-гречἑρμηνευτική — «искусство толкования)

направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.

Базовые понятия герменевтики:

· Герменевтический круг- метафора, описывающая взаимообусловленность объяснения и интерпретации, с одной стороны, и понимания — с другой. Герменевтический круг является одним из основных понятий философии герменевтики.

· Необходимость предпонимания

· Бесконечность интерпретации

· Интенциональность сознания- направленность сознания, мышления на какой-либо предмет; в основе такой направленности лежит желание, замысел.

Основной вопрос герменевтики

· Как возможно понимание?

Герменевтика также является философским методом анализа текста. Так называется и философское направление, разрабатывающее философское применение герменевтики. Сторонниками и философами, внесшими значительный вклад в герменевтику, являются Гадамер, Шлейермахер и Поль Рикёр.

20. Бытие (способ или модус бытия, природа ):Воля, Представление ,Чувство.

Бытие – это вечное движение, постоянные перемены. Поэтому в мире ничего не может быть неизменного, гарантированного. Будущее невозможно предсказать: впереди находится неведомое, неизвестное. Жизнь вопрошает, предлагая человеку определённую ситуацию. И человек должен дать свой ответ. При этом важно помнить, что на неожиданные вопросы не может быть готовых ответов. Как и в диалоге с другим человеком, ишод диалога человека с миром, со своим бытием непредсказуем. Эта неопределённость свойственна существованию в модусе бытия, когда человек свободен и один ответствен за то, как он ведёт себя в той или иной ситуации.

Абрахам Маслоу указывает на важнейшую особенность познания в модусе бытия: умение видеть объект (будь то вещь, явление или человек) „вне его способности удовлетворять наши потребности или разочаровывать нас, то есть вне его ценности для наблюдающего или его воздействия на наблюдающего“.

Быть – значит уметь отдавать, не боясь остаться с ничем. Живущие в модусе бытия никогда не смогут исчерпать богатство жизни. Те же, кто накапливает, и оберегает запросто, могут всё потерять, лишиться своего имения.

Карл Маркс считал роскошь таким же пороком, что и нищету. Главной целью человека он считал „быть многим, а не обладать многим“. Отсюда вывод: человеку надо стремиться быть – быть единственным, самим собой, развивающимся, раскрывающим и совершенствующим лишь ему одному присущие способности, а не стремиться быть лучшим, то есть обладаюшим набором свойств, выделяющим его среди других людей.

Модусы обладания или бытия пронизывают всю человеческую жизнь: работу, учебу, частную жизнь, поведение человека в каждый конкретный момент времени. Сфера человеческих отношений также полностью зависит от ответа на один из главных вопросов жизни: „быть или иметь?“. От этого зависит, какой модальностью определяются межличностные отношения конкретного человека в „здесь и сейчас“

В модусе бытия, напротив, человек (признав свою экзистенциальную изоляцию) будет погружен в одиночество, и уже оттуда, из самых его недр, он сможет наладить по-настоящему человеческие отношения с другими людьми, вступить с ними в диалог, отдавая и жертвуя собой. Иными словами, одиночество является предпосылкой существования в модусе бытия (когда человек отказывается от захвата и узурпации отношений и жажды контроля над другими людьми и обладания ими) и одновременно рывком в истинное единство с миром, с другим человеком, наполненное любовью.

Формы бытия:

ü Бытие вещей (тел), процессов включает бытие вещей, процессов, состояний природы; бытие природы как целого и бытие «второй природы», то есть вещей и процессов, произведенных человеком.

ü Бытие человека — как в мире вещей, так и специфически человеческое бытие.

ü Бытие духовного (идеального) разделяется на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное.

ü Бытие социального делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.


Наши рекомендации