Общая характеристика методов кризисной интервенции.
Кризисная интервенция – экстренная психологическая и психотерапевтическая помощь человеку, находящемуся в состоянии кризиса.
Ведущими методами кризисной интервенции являются кризисное консультирование и кризисная психотерапия.
Кризисное консультирование, наряду с кризисной психотерапией направлено на оказание психологической помощи в переживании критической ситуации. Критическая ситуация связана с внутренними и внешними событиями, происходящими в жизни человека. Примерами таких событий могут быть: невосполнимая утрата (смерть близкого, утрата здоровья, трудоспособности и т.д.); недопустимое поведение другого (предательство, не оправдание надежд, физическое или сексуальное насилие и др.); объективные изменения статуса, материального положения, жизненных перспектив (увольнение, потеря сбережений, жилища, банкротство). Объединяющая черта этих ситуаций в том, что происшедшее «недопустимое событие» нельзя отменить, оно становится данностью существования.
Если переживая критическую ситуацию человек не находит способов адаптации и не примиряется с новыми обстоятельствами жизни, его психологическое состояние изменяется: он погружается в разрушающие переживания.
Кризисное консультирование начинается с оказания клиенту экстренной психологической помощи, которая в первую очередь направлена на работу с его состоянием, а не с содержанием его проблемы. Такая помощь базируется на принципах симптомоцентрированного контроля, краткосрочности, реалистичности и личной вовлеченности профессионала. Осуществление этой стратегии связано с созданием специфических отношений с клиентом, основанных на принятии, понимании и безусловно позитивном отношении к нему. Характерные черты кризисного консультирования — эмпатический контакт, безотлагательность, высокий уровень активности консультанта, ограничение целей нормализацией состояния, поддержка, фокусированность на основной проблеме, уважение.
Предполагается, что после нормализации эмоционального состояния и достижения приемлемого уровня адаптации клиент станет более способным к рациональному решению проблемы или психологическому принятию новой жизненной ситуации. Далее психологическая помощь может осуществляться как проблемно-ориентированное консультирование: обсуждается проблема, выявляются действия, уже совершаемые для решения проблемы; выявляются препятствия и обсуждаются возможности клиента. Одна из важнейших линий разрешения проблемы – инициирование поддержки со стороны социальных сетей.
Для осуществления кризисного консультирования психолог должен опираться на знание закономерностей протекания кризисов, вызванных разными инициирующими событиями. Наиболее часто кризисное консультирование осуществляется в связи со следующими проблемами клиентов:
− посттравматическое стрессовое расстройство, связанное с переживанием катастрофических событий, потрясением, вызванным участием в военных действиях или иных вооруженных столкновениях;
− пережитое физическое или сексуальное насилие;
− переживание острого горя, вызванного невосполнимой утратой;
− семейные и любовные проблемы, вызванные недопустимым, с точки зрения клиента, поведением партнера или ребенка;
− резкое ухудшение имущественного и социального статуса.
Поскольку кризисное консультирование преимущественно направлено на работу с состоянием клиента, психолог-консультант должен обладать умениями работать с различными разрушающими эмоциональными переживаниями. Прежде всего, это: гнев, чувство вины, страх и тревога, депрессия, переживание горя. Особенное внимание здесь уделяется риску развития суицидного поведения. Нередко клиент оказывается на консультации лишь после осуществления им неудачной суицидной попытки.
Существует практика кризисного консультирования как в процессе личных встреч с клиентами, так и дистанционно. Дистанционное кризисное консультирование осуществляется сетью телефонов экстренной психологической помощи, которые иногда называют «Телефоны доверия».
Кризисная психотерапия, в отличие от кризисного консультирования, показана при осложненных кризисах, приводящих к развитию болезненных состояний у человека, пережившего кризис, и осуществляется психотерапевтами на фоне медикаментозного лечения.
Кризисные службы.
54. Нормативные документы, регламентирующие деятельность психолога в учреждениях образования. Требования к оформлению и ведению документации.
Одним из важнейших компонентов профессиональной деятельности педагога-психолога является создание необходимых условий работы, в том числе, технического, программного, нормативного правового обеспечения, а также ведение организационно-планирующей и специальной документации.
Ведение документации сопровождает каждое направление работы педагога-психолога: психологическое просвещение, профилактическую деятельность, консультирование, диагностическую, коррекционную и развивающую работу. Документация определяет имидж специалиста, является доказательством его компетентности и добросовестного отношения к своей работе.
Комплект документации педагога-психолога общеобразовательного учреждения можно разделить на несколько блоков:
блок нормативной правовой и методической документации;
блок рабочей документации (организационно-планирующей и специальной).
Нормативная правовая документация включает документы, определяющие стандарты и нормативы профессиональной деятельности педагога-психолога в системе образования. В перечень нормативнойправовой документации входят:
Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 года "Об оказании психологической помощи";
Закон Республики Беларусь от 5 июля 2006 года "Об общем среднем образовании";
Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003 года "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
Декрет Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 года № 15 " Об отдельных вопросах общего среднего образования";
Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях";
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 апреля 2006 г. №42 "Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования";
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14.12.2006 № 125 "Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь";
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28 декабря 2006 г. №132 "Об утверждении Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006 - 2010 годы";
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 февраля 2009 г. №6 "Об утверждении Положения о Совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
Единый квалификационный справочник должностей служащих, НИИ труда, том IV, 2005. Должностные обязанности. Квалификационные требования (Выпуск 28 ЕКСД "Должности служащих, занятых в образовании", утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты от 28.04.01 № 53);
приказ Министерства образования от 17.05.2010 г. № 317 "О комплексных мерах по контролю за положением детей и учащейся молодежи, охране их жизни и здоровья, предупреждению попадания в социально опасное положение" и др.
Данная документация является основой нормативной правовой базы по организации профессиональной деятельности педагога-психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования.
При организации работы в 2010/2011 учебном году необходимо учитывать вступление в действие с 6.01.2011 года Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 года "Об оказании психологической помощи" (далее – Закон "Об оказании психологической помощи").
Данным законом впервые на законодательном уровне даны определения "психологическая помощь", "психологическая проблема", "кризисная ситуация", "кризисное вмешательство" и др., определены субъекты, осуществляющие деятельность по оказанию психологической помощи. В Законе "Об оказании психологической помощи" установлены требования, которым должен соответствовать психолог, а также ограничения на оказание психологической помощи лицами, имеющими судимость за совершение умышленного преступления против человека, лицами, ранее выполнявшими воспитательные функции и уволенными за совершение аморального поступка, несовместимого с продолжением такой работы, а также лицами, состоящими на учете в психоневрологическом и (или) наркологическом диспансерах.
Законом определены цели, принципы, формы, способы, порядок и условия оказания психологической помощи, а также права и обязанности несовершеннолетних и их законных представителей при оказании им психологической помощи, права и обязанности психологов, а также определены виды психологической помощи (психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическая профилактика, психологическое просвещение).
В Законе "Об оказании психологической помощи" определена обязанность педагогов-психологов сообщать в правоохранительные органы информацию, составляющую профессиональную тайну, если она содержит сведения о совершенном особо тяжком преступлении либо о готовящемся тяжком, особо тяжком преступлении, а также установлен запрет на оказание психологической помощи на платной основе учреждениями своим работникам и обучающимся.
Закон позволит обеспечить права и интересы несовершеннолетних, их законных представителей при получении психологической помощи, а также права и законные интересы психологов при ее оказании.
В соответствии с Законом "Об оказании психологической помощи" будут приведены в соответствие Указ Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 "Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан" (в части дополнения административной процедурой "выписка из документации психолога"), постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 апреля 2006 г. № 42 "Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования", а также разработано постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь "Об утверждении перечня методов и методик оказания психологической помощи, разрешенных к применению, и об утверждении Инструкции о порядке и условиях применения методов и методик оказания психологической помощи".
Ко времени вступления в силу данного закона рекомендуем изучить его основные положения и безотлагательно руководствоваться в дальнейшем ими в работе.
К методической документации относятся методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования, методические разработки, письма из вышестоящих организаций, которые носят методический характер, перечень психологических методик, используемых в работе, иные. На современном этапе актуальным является использование следующих документов:
методические рекомендации "Основные направления работы педагога-психолога в учреждениях образования" (сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь № 19/20, 2006 г.);
методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждений образования (сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь № 11, 2008 г.);
методические рекомендации по основным направлениям деятельности педагога-психолога интернатного учреждения (сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь № 10, 2009 г.)
методические рекомендации по организации профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях с учащимися, посещающими факультативные занятия правовой направленности (сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь № 16, 2009 г.)
методические рекомендации по организации воспитательно-профилактической работы и деятельности Совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь № 22, 2009 г.);
письмо Министерства образования Республики Беларусь от 9 сентября 2009 г. № 12-02-12/4114/дс "О мерах по профилактике суицидов среди детей и подростков" и др.