Основные научные школы и важнейшие направления современной психологии.
Основные научные школы и важнейшие направления современной психологии.
1)поведенческая псих-я-бихевиоризм(Дж.Уотсон, Б.Скиннер 1913). предмет-поведение человека. Большая роль учения Павлова в ВНД. Формула S→R. В наст. Время необихевиоризм S→?→R. заслуга-психологи обратили внимание на поведение человека. Дали начало др науч дисциплинам:социобиология, психофизиология, этология(наука о поведении).
2)психоанализ. Основная задача-изучение бессознательного(круг психических явл, кот человеком не осознаются, и он не отдает себе в них отчета). Психоанализ претерпел ряд изм-й. сущ до сих пор в чистом виде. Заслуга-обращение психологов к проблеме бессознательного, а также во внедрении методов свободных ассоциаций. Подтолкнул к р.:психодиагностику, психотерапию.
3)когнитивная психология. Предмет-разум человека. В рамках этого напр р.:конструктивизм(Ж.Пиаже), гештальтпсихология( форма, организация-Келлер). Заслуга- психологи обратились к проблеме разума, мышления. Задача: понять как человек воспринимает, расшифровывет поступ инф-ю, и как создает новую. Существует до сих пор.
4)гуманистическая психоло-я(А.Маслоу). предмет-
Личность, ее развитие, самореализация. Заслуга-внимание психологов было обращено к проблеме личности. Маслоу изобрел свою пирамиду потребностей:1-биологические, 2- потребность безопасности; 3-соц.связи; 4-уважение и самоуважение; 5-самоактуализации и самореализации.
Происхождение и развитие психики в филогенезе. Основные этапы развития психики.
Подходы к пон.психик1 Панпсихизм- у всего мира.
2 биопсихизм- у всего живого.
3 нейропсихизм- если есть НС, то сущест психика.
4 Антропопсихизм-только у человека.
5 мозгопсихизм- у кого есть мозг
Функцион критерии: поисковое поведение, способность к научению- образование новых форм поведения.Позиции Леонтьева: критерий психики- способность организма реагировать на абиотич (не представ угрозы)стимулы- связаны со знаками. Способность реагировать на абиотич стимулы- чувствительность. А на биотические- раздражимость. Когда у живот появляется чувствит, появл знаковая функция. У живот появл новый вид активности, в связи с реакцией на абиотич стимулы. Академик Северцев выделил 2 вида адаптации к среде :изменение строен и функц тела; изменение строен органов, внешне незаметно. Необход психика и способность к научению.т.е. возн психики было биол полезно для живых орг→приспособление к усл среды.
А.Н.Леонтьев выделил 3 стадии развития психики:
1)стадия элементарной сенсорной психики. Сенсорика-сфера ощущений. На этой стадии есть раздражимость, появл-ся чувствительность. Для живых сущ-в на этой стадии хар-на способ-ть отражать отд св-ва внешних воздействий(черви)
2)стадия перцептивной психики. Прецепция-восприятие. Хар-но наличие более развитой НС, чем у предыдущих групп, они способны отражать больше воздействующих факторов внеш ср благодаря наличию специализ. Органов чувств(моллюски, осьминоги, насекомые) Формы поведения: инстинкты, безуслов врожден реакции, но выше уд вес приобрет форм поведения, легко образ условные рефлексы, навыки. Услов рефлекс-1 реакция на 1 стимул. Навык-последоват действий, необязат формир на основе услов рефлексов. Животное м выжить, если имеет способность к прижизненному научению. Научение:1 факультативное-.2 облигатное.
3) стадия интеллекта. У жив сущ-в на этой стадии имеется сложная, многофункциональная НС и психика представлена разл процессами, св-ми, состояниями(от рептилий до чел-ка) 1 манипулирование- ярко у приматов без биолог причин проявл любопытство, живот знаком с внешним миром.2 визуальн обобщение из слож S выдел что-то одно крысы выбир именно тот экран за которым пища3перенос слож навык на нов сит
Общая хар-ка методов псих-го иссл-я. Требование к надежностити, валид-ти и чувст-ти
Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение. путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, задача-изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Стандартизированное наблюдение ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей. Включенное\стороннее наблюдение. Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Устный опрос- набл за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма – анкета. стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.Тестыявляются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Варианты теста: тест-опросник и тест-задание. недостаток - при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом будут оценивать его психологию и поведение. Третий тип тестов – проективные. предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.естественный и лабораторный. Характеристики психодиагностических методик Бланковые методики –В них испытуемомупредлагают серию суждений или вопросов. По полученным ответам судят опсихологии испытуемого. Опросные методики В нихиспытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы. Недостатки:. субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них; . эти методики трудно стандартизировать, а следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости результатов.Проективные методики – в свою очередь могут быть бланковыми, опросными,рисуночными. Объективно-манипуляционные методики – в которых решаемые испытуемымизадачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать.Стандартизированность методики –она должна применяться всегда ивезде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретациирезультатов.Требования, предъявляемые к тестам - Социокультурная адаптированность теста; -Простота формулировок и однозначность тестовых заданий;-Ограниченное время выполнения тестовых заданий; - Наличие тестовых норм для данного теста.1. Валидность– “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”. Есть несколько разновидностей валидности. Валидность теоретическая – определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик. Валидность эмпирическая – проверяется по соответствиюдиагностических показателей реальному поведению, наблюдаемымдействиям и реакциям испытуемого.Критерии валидности:. Поведенческие показатели – реакции, действия и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях . Достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной,трудовой, творческой и др. Данные о выполнении различных контрольных проб и заданий. . Данные, полученные от других методик, валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверно установленными.2. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей. Надежность психодиагностическойметодики можно установить двумя способами:- путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми - путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методикев различных условиях.
6. Самосознание и его место в психич. Орг-ии личности. Стр-е звенья самосозн и их генезис.
Развитие человеческой личности в психологии традиционно связывается с формированием её сознания и самосознания. С.Л.Рубинштейн показал, что самосозн лич-ти позволяет ей осознавать себя, свое окружение, а также себя в своих отношениях с окр-ми на ур психич отражения предст образом Я-это отн стабил, часто неосознав, переживаемое как неповторимая, уникальная сист предст индивида о самом себе, на основе кот он строит свое взаим с др. людьми.(реал Я, идеал Я и фантастич Я) Стр-ра самосознания состоит из пяти базовых звеньев : Представление о своём имени Имя позволяет идентифицировать человека с его телесным выражением, с его духовной сущностью. Благодаря имени ребёнок получает возможность представить себя как обособленного от других исключительного индивида. Генезис представлений о своем имени в период взросления показывает изменения в структуре самосознания растущего ребенка. Представления о своем теле Тело отражает физические, психические и духовные свойства и особенности человека. Притязание на признаниеВзрослый человек реализует эту потребность в своей деятельности, признание ребёнка первоначально осуществляется в атмосфере его семейного окружения. Половая идентификация– единство самосознания, мотивов поведения, поступков в обыденной жизни человека, причисляющего себя к определенному полуПсихологическое время личности Психологическое время личности позволяет человеку адекватно реагировать на свой индивидуальный путь во времени и стремиться к объективным самооценке и притязаниям в разных сферах своей жизни. Социальное пространство личности Условия, в которых человек живет и развивается, в которых у человека формируется сфера прав и обязанностей.. Характеристика места, где протекает жизнь человека; формы, стиль, содержание общения и деятельности в русле культуры, к которой принадлежит человек; внутренняя позиция самого человека по отношению к истории и культуре своего этноса и всего человечества – это основные условия формирования социального пространства личности. К завершению подросткового возраста оформляется основа социального пространства личности. Соц простр-во лич-тиинтегрирует в себе все характеристики других звеньев.
Понятие об ощущении
С помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды. ощущение -психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предмета и явлений материального мира, а так же внутреннего состояния организма при непосредственных воздействиях материальных раздражителей на соотв-й раздражитель. Ощущение возникает в результате преобразования специфической энергии раздражителя, воздействующего в данный момент на рецепторы, в энергию нервных процессов. Раздражители, раздражение, возбуждение.Т.о. ощущение является чувственным отображением объективной реальности. классификация по модальности. Основана на специфичности органов чувств.
Согласно этой классификации ощущения делятся на:1)зрительные;2)слуховые;3)кожные ( тактильн, температурные, болевые);4)кинестетические (ощущения движения отдельных частей тела) – помогают человеку без помощи зрения определять положение тела в пространстве.5)Вестибулярные (ощущения равновесия);6)Обоняние – обеспечивает человека информацией о наличие и концентрации в воздухе химических веществ;7)Вкусовые)
Свойства ощущений:
1)качество(модальность или субмодальность);2)интенсивность;3)пространственная и временная структура
Качество ощущения отличает его от других и варьирует в пределах данного вида ощущения. Так, слуховые ощущения – это ощущение высоты звука, его громкости, тембра, а зрительные ощущения разделяются по цветовому фону, его насыщенности и т.п.
Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит не только от силы действующего раздражителя, но и от функционального состояния рецепторов.
1) для зрения – цвета, яркости, размера, глубины, формы, движения, скорости и т.д.
2) для слуха – громкости, высоты, тембра звука
3) для кожной чувствительности – прикосновения, давления, температуры, боли
Основные понятия психологии обучения. Теории обучения и их психол основания.
Психология обучения - это научное направление, исследующее психологические закономерности усвоения знаний, умений и навыков, психологические механизмы научения и учебной деятельности, возрастные изменения, обусловленные процессом научения. Основная практическая цель психологии обучения направлена на поиск возможностей управления процессом учения. Центральная задача психологии обучения - анализ и разработка требований к учебной деятельности, осуществляемой учеником в педагогическом процессе.
В рамках традиционного подхода, при котором целью обучения ставилось формирование знаний, умений и навыков, доминировал анализ отдельных элементов учения. Как правило, учебная деятельность рассматривалась на результативном уровне, в абстрагировании от субъекта и объекта деятельности. Ученик воспринимался как формальная фигура, «приемник и накопитель» информации, передаваемой в виде знаний, умений и навыков.Современная ситуация диктует новые требования. Тезис «научить знаниям» заменен тезисом «научить получать знания». В психологии современный прогрессивный взгляд на обучение реализуется в двух взаимодополняющих друг друга подходах: деятельностном и системогенетическом.
ДеятелъностныйОсновоположником деятельностного подхода является Л.С. Выготский.
- единицей рассмотрения учебной деятельности является действие. -Основным психологическим механизмом учебной деятельности является интериоризация.-Оценка уровня развития, т.е. эффективности процесса учения проходит на результативном уровне.-Формирование личности идет за счет воспитания, «социализации» Второй подход, системогенетический, сформировался в рамках общей концепции изучения психики человека. В.Д. Шадрикова в ходе учения у ученика формируется ряд иерархически связанных уровней, представляющих систему учебной деятельности. Таких уровней можно выделить шесть:Личностно-мотивационный.Компонентно-целевой. Структурно-функциональный. Информационный. Психофизиологический Индивидуально-психологический.
Основные положения системогенетического подхода, заключаются в следующем:
- раскрытие механизмов учения на процессуальном уровне;
- формирование в ходе деятельности учения системы способностей. Наличие определенного уровня одаренности у каждого ребенка;
- индивидуально-личностный подход к ребенку
Группа «формирующих» теорий.Теория П.Я. Гальперина. в основе которой лежит учебное действие, является теория «поэтапного формирования умственного действия», В данной теории развитие интеллекта связано с целенаправленной системой действий и операций. В результате формирования всех 3-х подсистем(ориентировки, инетриоризации, контроля) происходит субъективное задание оптимальных условий для построения умственного действия. Группа «интеллектуальных» теорий объединяет в себе концепции, технологии, модели, основой которых является формирование интеллектуального опыта ребенка, развитие мышления. теория В.В. Давыдова - Д.Б. Эльконина Каждому возрастному периоду соответствует особая ведущая деятельность, которая обусловливает главные изменения в личности. Группа «личностных» теорий. Современная практика обучения требует ставить в центр деятельности личность ученика.. Это направление носит название гуманистического. модель организации учебно-воспитательного процесса, предложенная Ш.А. Амонашвили.в основе тезис о сочетании учебного опыта ребенка с формированием его нравственных установок. Теория А.М. Матюшкина. В основе теории проблемного обучения лежит идея о формировании познавательной активности личности через создание соответствующих дидактических и психологических условий.Одна из современных теорий, основанная на работах В.М. Бехтерева и строящаяся на использовании эмоциональных механизмов некритичного восприятия информации. Суггестопедия - обучение методом погружения, внушения. В основе данной теории лежит разработка активного метода обучения с элементами релаксации, внушения и игры. Вальдорфская школа Р. Штайнера. Вальдорфская школа относится к альтернативным технологиям обучения, основная задача которых заключается в предоставлении ребенку условий для самовоспитания и самообучения.
Основные научные школы и важнейшие направления современной психологии.
1)поведенческая псих-я-бихевиоризм(Дж.Уотсон, Б.Скиннер 1913). предмет-поведение человека. Большая роль учения Павлова в ВНД. Формула S→R. В наст. Время необихевиоризм S→?→R. заслуга-психологи обратили внимание на поведение человека. Дали начало др науч дисциплинам:социобиология, психофизиология, этология(наука о поведении).
2)психоанализ. Основная задача-изучение бессознательного(круг психических явл, кот человеком не осознаются, и он не отдает себе в них отчета). Психоанализ претерпел ряд изм-й. сущ до сих пор в чистом виде. Заслуга-обращение психологов к проблеме бессознательного, а также во внедрении методов свободных ассоциаций. Подтолкнул к р.:психодиагностику, психотерапию.
3)когнитивная психология. Предмет-разум человека. В рамках этого напр р.:конструктивизм(Ж.Пиаже), гештальтпсихология( форма, организация-Келлер). Заслуга- психологи обратились к проблеме разума, мышления. Задача: понять как человек воспринимает, расшифровывет поступ инф-ю, и как создает новую. Существует до сих пор.
4)гуманистическая психоло-я(А.Маслоу). предмет-
Личность, ее развитие, самореализация. Заслуга-внимание психологов было обращено к проблеме личности. Маслоу изобрел свою пирамиду потребностей:1-биологические, 2- потребность безопасности; 3-соц.связи; 4-уважение и самоуважение; 5-самоактуализации и самореализации.