Ллойд Де Моз, автор «психогенной теории истории», считает, что главная причина всех исторических изменений - «психогенез, закономерная смена стилей воспитания детей под давлением поколений». По его мнению, исторические изменения в обществе коррелируют со стилем воспитания детей на ранней стадии социализации, их взаимоотношением с матерью и другими членами семьи (в том числе и из других поколений) и групповыми фантазиями. Л. Демоз проанализировал всемирную историю с точки зрения отношений взрослого и ребенка и выделил следующие основные стили, назвав их по ведущей характеристике во взаимоотношениях:
1. Стиль детоубийства (Античность, до IV века н.э.). Характерны детские жертвоприношения и детоубийства (причины: ребенок болен, слаб, не нужен, родилась девочка и т.д.).
2. Стиль отказа (IV - XIII вв.). В 347 г. в Римской империи по настоянию христианской церкви был принят закон, запрещающий детоубийство. Появляется новый стиль взаимотношения - отказ от ребенка: популярным становится обучение детей в другом городе или другой стране; детей отдают в монастырь, отправляют в длительные путешествия и паломничество; отдают в подмастерье и в приказчики, в пажи ко двору.
3. Амбивалентный стиль (XIV - XVII вв.). Согласуясь с мировозрением эпохи, в детях видят создания, в которых борются Бог и Дьявол. С одной стороны, ребенка любят, но с другой - ведут борьбу со смертным грехом -непослушанием во всех его проявлениях. Для искоренения гордыни применяются жестокие наказания.
4. Навязывающий стиль (XVIII в.). Все мысли, поступки, желания, успехи в учебе, состояние здоровья постоянно контролируются родителями. При этом, за неблаговидными действиями следует наказание (как физическое, так и психологические). По мнению Де Моза, подобный стиль воспитания способствовал тому, что в популяции появилось достаточное колическтво людей, для которых борьба с авторитетом (человеком, группой людей, государством) стала доминирующей жизненной потребностью и целью. Поэтому XVIII век завершился крупнейшими буржуазными революциями во Франции и Америке.
5. Социализирующий стиль (XIX - XXв.). Родители гуманны к своим детям. Они стремятся воспитывать их, основываясь на знаниях в области психологии и педагогики. Пытаются сформировать личность в соответствии с их идеалами, дать престижное образование и лучше подготовить ребенка к взрослой жизни.
6. Помогающий стиль (конец XX в.). В ребенке ценится прежде всего индивидуальность. Задача родителей - максимально способствовать самореализации ребенка, не подавлять его уникальные способы самовыражения и развивать его творческий потенциал. Этот стиль воспитания еще редок, так как требует от родителей большой эмоциональной, интеллектуальной и духовной подготовки и самоотдачи.
Периоды | Характеристика отношений |
Первый период | период агрессивного и нетерпимого отношения к людям с отклонениями в развитии. |
Второй период | период осознания необходимости и возможности обучения лиц с отклонениями в развитии. |
Третий период | период осознания целесообразности обучения трех категорий детей: с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых. |
Четвертый период | период понимания необходимости обучения всех аномальных детей. |
Пятый период | период перехода от изоляции к интеграции. |
Периоды | Характеристика |
Первый период (фаза отчуждения) | отделением лиц с нарушениями от обычных людей; отвержение; преднамеренно убивали (Спарта); изгои общества, которое их игнорировало, отвергало, преследовало, эксплуатировало. |
Второй период (фаза заботы) | заботы о детях с нарушениями развития по религиозным или благотворительным побуждениям; государство не обременяет себя заботой; автономные специальные школы, усиливающие социальную депривацию, изоляцию от общества. |
Третий период (фаза реабилитации) | Подготовка к осуществлению деятельности в обществе; помощи и реабилитация в специальных, изолированных учреждениях; появляются тесты определения интеллектуального уровня; элитность системы образования. |
Четвертый период (фаза интеграции) | Новая концепция – «Общество для всех»; общество приспосабливается к лицам с ОВЗ; признание идей интегрированного обучения; Инклюзия (фр.inclusif-включающий в себя, лат.include-заключаю, включаю), в народе – инклуд. Эксклюзия (от лат. exclusio — исключение). |
В. В. Линьков – отношение к людям с ОВЗ
Модели | Характеристика лица с ОВЗ |
1. «Больной человек» | Объект лечения, которому можно предоставить только медицинскую диагностику, лечение и уход. |
2. «Недочеловек» | Неполноценное существо, которому можно создать изолированную, ограниченную без взаимодействия с окружающими среду. |
3. «Угроза обществу» | Потенциальная «угроза» и, соответственно, общество предпринимало меры, чтобы оградить себя от них, создавая интернаты и закрытые учреждения призрения. Обучение практически отсутствовало. |
4. «Объект жалости» | Маленький ребенок, который навсегда остается в детском возрасте (особенно лица с нарушениями интеллекта), поэтому нуждается в защите и обособлении от общества, создании более комфортной среды обитания. В этой модели проблема обеспечения помощи в образовании и развитии не рассматривалась. |
5. «Объект обремени-тельной благотвори-тельности» | Лица с ОВЗ для государства рассматривались как экономическое бремя, и оказываемая помощь шла через сокращение материальных затрат. |
6. «Развитие» | Государство признает лиц с ОВЗ способными к образованию и развитию. В обязанности общества входит создание условий для их развития. Лица с ОВЗ имеют те же права и привилегии, что и все остальные члены общества соответственно принципу «нормализации» (шведское понятие «нормализация» означает, что образ жизни и условия обитания людей с ОВЗ должны быть максимально приближены и идентичны существующим в обществе). |