Какие основные этапы прошла история становления специальной психологии

Ллойд Де Моз, автор «психогенной теории истории», считает, что главная причина всех исторических изменений - «психогенез, закономерная смена стилей воспитания детей под давлением поколений». По его мнению, исторические изменения в обществе коррелируют со стилем воспитания детей на ранней стадии социализации, их взаимоотношением с матерью и другими членами семьи (в том числе и из других поколений) и групповыми фантазиями. Л. Демоз проанализировал всемирную историю с точки зрения отношений взрослого и ребенка и выделил следующие основные стили, назвав их по ведущей характеристике во взаимоотношениях:
1. Стиль детоубийства (Античность, до IV века н.э.). Характерны детские жертвоприношения и детоубийства (причины: ребенок болен, слаб, не нужен, родилась девочка и т.д.).
2. Стиль отказа (IV - XIII вв.). В 347 г. в Римской империи по настоянию христианской церкви был принят закон, запрещающий детоубийство. Появляется новый стиль взаимотношения - отказ от ребенка: популярным становится обучение детей в другом городе или другой стране; детей отдают в монастырь, отправляют в длительные путешествия и паломничество; отдают в подмастерье и в приказчики, в пажи ко двору.
3. Амбивалентный стиль (XIV - XVII вв.). Согласуясь с мировозрением эпохи, в детях видят создания, в которых борются Бог и Дьявол. С одной стороны, ребенка любят, но с другой - ведут борьбу со смертным грехом -непослушанием во всех его проявлениях. Для искоренения гордыни применяются жестокие наказания.
4. Навязывающий стиль (XVIII в.). Все мысли, поступки, желания, успехи в учебе, состояние здоровья постоянно контролируются родителями. При этом, за неблаговидными действиями следует наказание (как физическое, так и психологические). По мнению Де Моза, подобный стиль воспитания способствовал тому, что в популяции появилось достаточное колическтво людей, для которых борьба с авторитетом (человеком, группой людей, государством) стала доминирующей жизненной потребностью и целью. Поэтому XVIII век завершился крупнейшими буржуазными революциями во Франции и Америке.
5. Социализирующий стиль (XIX - XXв.). Родители гуманны к своим детям. Они стремятся воспитывать их, основываясь на знаниях в области психологии и педагогики. Пытаются сформировать личность в соответствии с их идеалами, дать престижное образование и лучше подготовить ребенка к взрослой жизни.
6. Помогающий стиль (конец XX в.). В ребенке ценится прежде всего индивидуальность. Задача родителей - максимально способствовать самореализации ребенка, не подавлять его уникальные способы самовыражения и развивать его творческий потенциал. Этот стиль воспитания еще редок, так как требует от родителей большой эмоциональной, интеллектуальной и духовной подготовки и самоотдачи.



Периоды Характеристика отношений
Первый период период агрессивного и нетерпимого отношения к людям с отклонениями в развитии.
Второй период период осознания необходимости и возможности обучения лиц с отклонениями в развитии.
Третий период период осознания целесообразности обучения трех категорий детей: с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых.
Четвертый период период понимания необходимости обучения всех аномальных детей.
Пятый период период перехода от изоляции к интеграции.
Периоды Характеристика
Первый период (фаза отчуждения) отделением лиц с нарушениями от обычных людей; отвержение; преднамеренно убивали (Спарта); изгои общества, которое их игнорировало, отвергало, преследовало, эксплуатировало.
Второй период (фаза заботы) заботы о детях с нарушениями развития по религиозным или благотворительным побуждениям; государство не обременяет себя заботой; автономные специальные школы, усиливающие социальную депривацию, изоляцию от общества.
Третий период (фаза реабилитации) Подготовка к осуществлению деятельности в обществе; помощи и реабилитация в специальных, изолированных учреждениях; появляются тесты определения интеллектуального уровня; элитность системы образования.
Четвертый период (фаза интеграции) Новая концепция – «Общество для всех»; общество приспосабливается к лицам с ОВЗ; признание идей интегрированного обучения; Инклюзия (фр.inclusif-включающий в себя, лат.include-заключаю, включаю), в народе – инклуд. Эксклюзия (от лат. exclusio — исключение).

В. В. Линьков – отношение к людям с ОВЗ



Модели Характеристика лица с ОВЗ
1. «Больной человек» Объект лечения, которому можно предоставить только медицинскую диагностику, лечение и уход.
2. «Недочеловек» Неполноценное существо, которому можно создать изолированную, ограниченную без взаимодействия с окружающими среду.
3. «Угроза обществу» Потенциальная «угроза» и, соответственно, общество предпринимало меры, чтобы оградить себя от них, создавая интернаты и закрытые учреждения призрения. Обучение практически отсутствовало.
4. «Объект жалости» Маленький ребенок, который навсегда остается в детском возрасте (особенно лица с нарушениями интеллекта), поэтому нуждается в защите и обособлении от общества, создании более комфортной среды обитания. В этой модели проблема обеспечения помощи в образовании и развитии не рассматривалась.
5. «Объект обремени-тельной благотвори-тельности» Лица с ОВЗ для государства рассматривались как экономическое бремя, и оказываемая помощь шла через сокращение материальных затрат.
6. «Развитие» Государство признает лиц с ОВЗ способными к образованию и развитию. В обязанности общества входит создание условий для их развития. Лица с ОВЗ имеют те же права и привилегии, что и все остальные члены общества соответственно принципу «нормализации» (шведское понятие «нормализация» означает, что образ жизни и условия обитания людей с ОВЗ должны быть максимально приближены и идентичны существующим в обществе).

Наши рекомендации