История становления специальной психологии

Первые сведения о психологических особенностях людей с психиче­скими и физическими недостатками обнаруживаются в произведениях худо­жественной и философской литературы, а также в медицинских трактатах древности и средневековья. Эти сведения имеют в основном описательный характер и, отражая данные эмпирических наблюдений, в значительной мере субъективны. Определением причин слабоумия и путей его профилактики занимались еще Платон и Гиппократ. Аристотель обнаружил патологические явления, связанные с нарушениями зрения, слуха и речи. В качестве основ­ных особенностей лиц с психическими и физическими недостатками отме­чаются зависимость от окружающих людей и возможность проявления высо­кого уровня каких-то специальных способностей (например, музыкальных или художественных).

Физиологическое объяснение глухоты и немоты и обоснование необхо­димости дифференцированного подхода к глухим, доказательства возможно­сти их умственного развития на основе использования сохранных органов чувств были предложены врачом и философом Джероламо Кардано уже в XVI веке. Первые попытки дать материалистическое толкование психиче­ской деятельности слепыхосуществил французский энциклопедист Дени Дидро в XVIИ веке.

Лишь в середине XIX столетия появляются первые результаты научного изучения лиц с недостатками умственного развития, связанные с попытками медицинской помощи умственно отсталым. Французский психиатр Ж. Эски-роль в 1839 г. опубликовал двухтомный труд об умственно отсталых, где среди медицинских, гигиенических и медико-социальных проблем, связан­ных с умственной отсталостью, значительное место занимали чисто психоло­гические вопросы.

В рамках психиатрии начиналось и организованное обучение умственно отсталых. Его основатели - французские психиатры Ж. Итар и Э.Сеген, рабо­тавшие во второй половине XIX в., - значительное внимание уделяли изуче­нию психологических особенностей умственно отсталых. Сеген, в частности, обратил внимание на проявления недостаточности волевой сферы ивыделил их в качестве ведущего психологического дефекта при умственной отстало­сти.

Врачами и педагогами описывались также отдельные психологические особенности слепых и глухих. Появились отдельные исследования наруше­ний речи, возникающих вследствие повреждений мозга. Однако до начала развертывания широкой сети школ для детей с недостатками зрения, слуха, умственного развития собственно психологические исследования в этой об­ласти не проводились.

Как самостоятельная отрасль специальная психология выделилась в на­чале XX века. До этого времени она как бы включалась в коррекционно-педагогический процесс: полученные практическим путем знания использо­вались в педагогической деятельности. Интенсивное развитие системы обу-

чения и воспитания детей с отклонениями в развитии обусловило повышен­ное внимание к проблеме аномального детства.

Важнейшей вехой в истории развития специальной психологии было введение обязательного общего начального обучения. Оно привело к появле­нию в составе начальных классов умственно отсталых детей, ранее не вовле­кавшихся в образовательный процесс, у педагогов появились трудности, свя­занные с незнанием особенностей таких детей. Нужно было отделять их от нормально развивающихся.

Министерство народного просвещения Франции, где было введено об­щее обязательное начальное обучение, создало комиссию для разработки принципов и методики отбора умственно отсталых детей с целью направле­ния их в специальные классы. В эту комиссию вошли выдающийся француз­ский психолог А. Бине и психиатр Т.Симон. Выполняя поручение министер­ства, Бине и Симон собрали значительный материал, характеризующий осо­бенности умственно отсталых детей. Этот материал вместе с изложением принципов диагностики вошел в их книгу «Ненормальные дети», перевод которой был опубликован в России в 1911 году. Следует отметить, что с на­чалом XX в. связан целый поток публикаций в основном по методикам диаг­ностики умственной отсталости, которые содержали описание психологиче­ских особенностей детей и подростков этой категории.

В работах педагогов и врачей появляются также психологические дан­ные о слепых и глухих. Отдельные сведения о психологических особенно­стях детей и взрослых с недостатками зрения и слуха содержались в работах крупнейших сурдо- и тифлопедагогов прошлого, в частности в трудах фран­цузского тифлопедагога В.Гаюи (создателя первых учреждений для слепых во Франции и в России), вышедших еще в конце XVII! века и посвященных методике обучения слепых, в трудах французского сурдопедагога Ш. М. Де-лепе, работавшего в то же время, и в более поздних педагогических пуб­ликациях.

Специальные психологические исследования отсутствуют вплоть до начала XX в., это остро ощущается тифлопедагогами. Так, на 1 Российском съезде по педагогической психологии тифлопедагог Р. Ф. Лейко указывал на необходимость заниматься тифлопсихологией: «Тифлопедагогика бродит в потемках. Тифлопсихология - это факел, который помог бы нам осветить путь обучения и воспитания слепых» (О воспитании и образовании слепых

детей, 1910).

В 1930-1940-х гг. появляются отдельные исследования нарушений ре­чевого развития детей. Исключительно важное теоретическое и практическое значение имеет психологическое изучение слепоглухих, начатое в эти же годы И. А. Соколянским и А. В. Ярмоленко.

Заслуга окончательного оформления специальной психологии в само­стоятельную научную область с собственным предметом, методами, задача­ми и системой объяснительных принципов принадлежит Л.С. Выготскому. Именно он построил ее методологическую базу, в качестве которой высту­пила созданная им теория культурно-исторического развития. Опираясь на эту теорию, многочисленные ученики и последователи Л.С.Выготского про­должают исследования феномена нарушенного развития.

Тенденция внутриотраслевой дифференциации специальной психоло­гии проявлялась в появлении все новых направлений. Так, тифлопсихология и сурдо психология, занимавшиеся изначально лишь изучением слепых и глухих детей, постепенно стали исследовать влияние слабовидения и слабослышания на психическое развитие ребенка. В 30-40-е годы возникают такие отрасли специальной психологии, как психология слепоглухих детей и детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В 60-е годы широко развер­тывается психологическое изучение детей, испытывающих устойчивые труд­ности в обучении. В результате исследований, проводившихся в тесном взаимодействии с медицинским, психоневрологическим изучением этой группы детей, выделяются дети с задержкой психического развития.

В 70-е годы закладываются основы психологии детей с речевыми нару­шениями и детей, воспитывающихся в условиях детского дома. Позже актуа­лизируется интерес к психологии детей, страдающих синдромом раннего аутизма, а также характерологическими и поведенческими нарушениями.

Помимо тенденции внутренней дифференциации, начиная с 70-х годов, в специальной психологии все более отчетливо стали проявляться тенденции к интеграции, т. е. сближению отдаленных ее отраслей. Так, отражением ука­занной тенденции явилось формирование таких областей специальной пси­хологии, как психология семейного воспитания детей с отклонениями в раз­витии, социальная специальная психология, психологическая реабилитология и др. В теоретическом плане эта тенденция проявилась в повышении интере­са к закономерностям психического развития, общим для всех групп лиц с отклонениями в развитии.

Вместе с тем нельзя не отметить, что специальная психология до по­следнего времени остается в основном психологией школьников с психиче­скими и физическими недостатками: объем психологических знаний о взрос­лых людях этих категорий, как и о детях дошкольного возраста, весьма неве­лик. Одно из перспективных направлений развития специальной психологии в ближайшем будущем - изучение ранних периодов развития. Мало пока ис­следованы и особенности психики при тяжелых и глубоких степенях нару­шений развития. Тем не менее, современный уровень психологических зна­ний о людях с нарушениями зрения, недостатками слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, дефектами умственного развития, нарушениями эмоционально-волевой сферы позволяет говорить о наличии особой области психологических знаний - специальной психологии.

Наши рекомендации