Объект и предмет, основная проблематика исследований в психологии личности.
Объект и предмет, основная проблематика исследований в психологии личности.
Предметом психологии личности является человек, взятый в системе устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые формируются и проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его поступки и действия, регулируют и обуславливают внутренние состояния и психические процессы.
Как объект исследования личность уникальна по своей сложности и многогранности. Она представляет собой тесно взаимосвязанные содержания бытия конкретного человека – от телесного до духовного. Личность рассматривается как всё множество психических систем, определяющих единство и непрерывность в поведении и переживаниях человека, в том виде, в каком это множество проявляется, и в том виде в каком оно воспринимается другими людьми. Психология личности изучает не отдельные аспекты психического функционирования (мотивация, эмоции, память, воля, способности и т.д.), а всё многообразие проявлений психического функционирования человека и исследует человека как целое. В связи с этим можно указать, что объектом психологии личности является человек как целое.
Основные проблемы
1.проблема структуры личности; 2.проблема мотивации поведения; 3.проблема развития личности; 4.проблема психического здоровья и психопатологии.
Общие представления о личности в классическом психоанализе.
Классический психоанализ
3. Фрейд, основатель классического психоанализа, выражает психологическую структуру личности через сложное взаимодействие трех составляющих: ид («Оно»),, эго («Я»), супер-эго («Сверх-Я»).
Ид («Оно») - наиболее объемная и влиятельная часть психики бессознательного, включающая биологические инстинкты. Инстинкты побуждают личность действовать вопреки реальности по принципу удовольствия на немедленное удовлетворение потребностей (в первую очередь сексуальных и агрессивных). Это источник психической энергии (либидо), вызывающей напряженность индивида.
Супер-эго («Сверх-Я») - составляющая, содержащая в себе морально-нравственные устои общества, социальные нормы поведения людей в данном обществе, которые играют роль ограничений, накладываемых на инстинктивные побуждения личности. «Сверх-Я» стремится полностью подавить влечения, исходящие от «Оно».
эго («Я») - часть психики, контролируемой в основном сознанием. Она содержит информацию о реальном окружающем мире и его нормативных требованиях, но одновременно находится под постоянным воздействием бессознательных инстинктов. Составляющая «Я» сдерживает порывы «Оно» до тех пор, пока не будут найдены средства подавления напряжения, направляет и контролирует либидо. Взаимодействие «Оно» и «Я» напоминает лошадь и всадника: энергия движения, исходящая от лошади, позволяет всаднику двигаться, но при отсутствии управления со стороны всадника лошадь может сбросить его. Таким образом, «Я» представляет собой зону конфликта, поле непримиримого противоборства между «Оно» и «Сверх-Я».
Для примирения этих двух сторон личности «Я» в классическом психоанализе использует арсенал защитных механизмов: сублимацию, проекцию, замещение, регрессию, рационализацию, подавление, отрицание и реактивную формацию.
Защитные механизмы личности:
- Сублимация - Замена неприемлемых для данного момента инстинктивных влечений на социально приемлемые.
Проекция - Маскировка своих проблем через приписывание их другим людям с целью перекладывания всей вины на них.
- Замещение - Перевод агрессии с одного объекта на более приемлемый и безответный в данный момент.
- Peгрессия - Уход от переживаний через поведение, характерное для ранних периодов жизни, казавшейся тогда менее тревожной и безопасной.
- Рационализация - Выработка самооправдательных легенд, маскирующих истинные мотивы собственных поступков, постигших неудач.
- Подавление - Вытеснение или блокировка сознания от тревожных моментов.
- Отрицание - Отрицание появившейся угрозы жизнедеятельности.
- Реактивная формация - Подмена фактора, вызывающего напряженность, на противоположный ему.
По мнению основателя классического психоанализа Зигмунда Фрейда, формирование личности происходит в течение шести первых лет жизни. Все эти годы наполнены противостоянием составляющих психологической структуры человека. Результатом такого противостояния является относительно устойчивое соотношение между составляющими личности, характерное именно для данного индивида. Если, например, окажется, что либидо более влиятельно, чем «Я» и «Сверх-Я», то развитие личности завершается победой агрессивного начала. Либидо- жизненная сила, имеющая сексуальную окраску.
Объект и предмет, основная проблематика исследований в психологии личности.
Предметом психологии личности является человек, взятый в системе устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые формируются и проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его поступки и действия, регулируют и обуславливают внутренние состояния и психические процессы.
Как объект исследования личность уникальна по своей сложности и многогранности. Она представляет собой тесно взаимосвязанные содержания бытия конкретного человека – от телесного до духовного. Личность рассматривается как всё множество психических систем, определяющих единство и непрерывность в поведении и переживаниях человека, в том виде, в каком это множество проявляется, и в том виде в каком оно воспринимается другими людьми. Психология личности изучает не отдельные аспекты психического функционирования (мотивация, эмоции, память, воля, способности и т.д.), а всё многообразие проявлений психического функционирования человека и исследует человека как целое. В связи с этим можно указать, что объектом психологии личности является человек как целое.
Основные проблемы
1.проблема структуры личности; 2.проблема мотивации поведения; 3.проблема развития личности; 4.проблема психического здоровья и психопатологии.