Социология как наука: объект, предмет, проблематика исследований.

Социология как наука: объект, предмет, проблематика исследований.

Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:

1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт);

3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер);

Социология – наука о становлении, развитии, формировании общества.

Объект – общество как определ. соц. организм и опред. соц.система.

Предмет – соц. действия, явления, связи, отношения, процессы, которые происходят в обществе, а также закономерности возникновения и функционирования соц. реальности, т.е. окружающей жизни.

Существуют эмпирические и теоретические исследования, которые в 20 веке соединились. С тех пор эмпирия (средства, обеспечивающие основу теоретического знания) получает факты, а не предположения, на основе которых может строиться научное понимание. Проблематика: многие факты «не лежат на поверхности».

Социально-этническая структура общества

Социальную структуру общества часто рассматривают как совокупность следующих компонентов: социально — классовая, профессионально — квалификационная, территориально — поселенческая, социально — этническая и другие структуры.

Большая часть социологов, стоящих на позиции социокультурного подхода, в качестве компонента социальной структуры общества рассматривают этнические общности в тесной связи с такими социальными группами как классы, слои, территориальные общности. Социально — этническая структура предполагает рассмотрение в качестве важных источников самодвижения и саморазвития общества такие этнические общности как семья, кланы, племена, нации и народы. Эти общности называются также кровнородственными.

Значимость социально — этнических общностей определяется следующим. Во-первых, именно этническая общность вырабатывает и передает новым поколениям национальную культуру, ценности, нормы, образцы поведения; во-вторых, самосознание этнической общности объединяет людей вокруг идей сохранения и развития духовных и материальных ценностей; в-третьих, интеграция людей внутри общества во имя ее процветания приводит в движение внутренние потенции человека. На национально-этнической основе происходит развитие конкретных обществ, если они территориально и государственно совпадают с расселением данной национально-этнической общности, а если конкретное общество многонационально, то характер его развития обусловлен направленностью внутреннего развития входящих в него этнических общностей.

В современном обществе этническая общность выступает как национальная общность, т.е. как более высокий и развитый тип этноса

Функции социологии как науки

· Познавательная (Социология изучает и объясняет закономерности и перспективы социального развития общества. Реализация познавательной функции включает в себя также разработку теории и методов соц-их иссл-й, техники сбора и обработки соц-ой информации.)

· Практическая (на основе теоретических и эмпирических исследований соц. явления разработат практические рекомендации)

· Теоретическая

· Описательная (систематизация, описание исследований в виде ана-литических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т. п)

· Информационная

· Прогностическая (На основе знания закономерностей общественного развития соц-я способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т.п.)

· Управленческая (Соц-я напрямую связана с управ-й деятельностью. Н-р, любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальных последствий)

· Гуманистическая

· Воспитательная

· Идеологическая (формированием мировоззрения. Рез-ты исследований нередко используются в интересах каких-либо соц. групп. Соц. зание зачастую служит средством манипулирования поведения людей, формирования определенного поведения)

Социальный статус индивида

Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.

Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию. Разновидности

Социологи различают:

прирожденный статус - статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи - с рождения и до тех пор, пока существует монархия.

приобретенный (достигаемый) статус - статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост).

предписанный (приписываемый) статус - статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Если первые определя-ются обстоятельствами, (например, статус горожанина), происхожденим, местом рождения, то вторые усилиями самого человека (например, статус магистра).

Таким образом, статус индивидов и определяется в первую очередь, и достигается ими как результатт собственных усилий. Про статус, ранг индивида мы можем судить по внешним признакам. Как символы могут ис-пользоваться наиразнообразнейшие предметы и вещи. Каждый статус предполагает набор социальных ролей - совокупность действий, кото-рые должен выполнить индивид, занимающий да ное место.

Образование как социальный институт: общая характеристика.

Признаками института образования являются:

1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость

2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни

3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы

4. кодекс устный и письменный - правили учащихся

5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.

Политика как соц институт.

Политика –искусство управления государством, сфера деятельности связана с отношениями и регулированием соц. Групп, сутью которой является определение форм, задач.

Составляющие: гос-во, партии, профсоюзы, общественные организации преследующие полит цели, направленные на установление и поддержку определенной формы полит власти. Ф-и:целостно-ориентационная, управления и руководства, инновационная функция, интегрирующая, ф-я воспитания формирования личности.

Труд как соц. Явление.

Труд выступает как совместная деятельность людей, которая предполагает определенные формы организации, с помощью которой достигается необходимый уровень согласованности групповых и индивидуальных действий.

Социальная сущность труда

Заключается в его двойственной природе: с одной стороны, труд является источником богатства и доходов, а с другой – мерой поведения человека, способом его самореализации, самоутверждения как личности.

С одной стороны, труд – это процесс, направленный на преобразование природы, использование ее ресурсов, с другой стороны, в процессе этой деятельности складываются отношения между людьми, социальными группами и общностями.

Социальная организация предприятия -его социальная подсистема (наряду с технической и экономической), т.е. объединение работников, совместно реализующих цели по производству материальных или духовных благ и действующих в соответствии с определенными правилами и процедурами на основе определенной формы собственности на средства производства.

Девиантное поведение

Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция.

Причины возникновения:

1. 19-20 век врач Ломброзо считал, что склонность человека стать девиантом зависит от его физического строения, и можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли.

2. Сторонники психологической трактовки связывали девиацию с психологическими чертами (неустойчивостью психики, нарушением психологического равновесия и т. д.).Психологические Травмы в детстве, или обиды.

3. По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия (от фр. anomie - отсутствие закона).

Также считают что есть первичная девиация, когда человек нарушает правила поведения , но общество еще не расценивает это как девиантное поведение, подросток покуривает сигареты с марихуаной. Вторичная – когда окружающие начинают относится к нему как к девианту, и он сам начинает считать себя таковым.

Формы проявления: алкоголизм, наркомания, суицид, преступность

Соц статика и динамика

Конт поделил социологию как науку на 2 части:статику и динамику, он взял эти термины из биологии статика – структура, организация организма, а динамика – сам процесс жизни. Задача социальной статики – изучение взаимодействия между сторонами, частями общественной жизни – духовной, экономической, правовой и т. д. Задача социальной динамики – изучение законов социальной жизни.

Концепция статики направлена против индивидуалистических теорий, а также против попыток рассматривать общество как продукт общественного договора.

В качестве основных социальных институтов, Конт выделяет: 1) Семью 2) Государство 3) Религию

Как видно из этого, взгляды Конта были крайне консервативны, а будущее виделось ему как романтически идеализированное прошлое.

Касаясь социальной статики, нельзя не заметить один важный момент – отдельные социальные элементы не имеют независимого существования, а связаны между собой неразрывно. В этом отношении принцип солидарности и гармонии есть основной закон статики. Конт считал всякое изолированное изучение исторического бытия бесполезным и порочным занятием.

Социальный организм совершеннее любого индивидуального. Таким образом, эта концепция антииндивидуалистична по духу.

Статика является наименее разработанной частью социальной концепции Огюста Конта.

Социальная динамика, над которой Конт работал больше всего, имеет не социологический, а историко-философский характер. Это часто умозрительные, а не прикладные знания.

Основная идея – постепенное развитие человечества, идея эволюции, которая естественно была почерпнута в биологии. Умственное развитие - преобладающее для общественного развития. Сейчас это очевидно, но для своего времени это была очень прогрессивная мысль.

30. Социальная стратификация - это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни.

В случае первобытного общества то неравенство было не столь значительным, и в силу этого явление стратификации почти отсутствовало. С тем как общество развивалось - неравенство только росло и росло. В сложных обществах оно поделило людей по уровню образования, доходам, власти. Возникали касты, потом сословия, а не так давно классы. Некоторые общества запрещают переход от одного класса к другому, некоторые его ограничивают, а есть и такие где он разрешен полностью. Именно свобода социальных перемещений помогает определить то, каким является общество: открытым или закрытым.

Термин «стратификация» изначально термин геологический. Там он служит для обозначения расположения пластов Земли по вертикальной линии. Социология унаследовала данную схему и сделала строение общества, наподобие строения Земли размещая социальные слои общества тоже вертикали. Основанием для данной схемы строения служит так званая лестница доходов, где бедняки имеют самую низшую ступеньку, средний класс населения - среднюю, а богатый слой - верхнюю.

щественными и гуманитарными науками, изучающими эту область реальности. Она не может развиваться изолировано от них. Более того, социология включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук.

Социальные функции денег

Таким образом, социальными функциями денег являются:

1) традиционная функция денег историко-культурологическая. В условиях глобализма происходит стирание национальных особенностей во всех сферах общественной жизни, в том числе, в денежном обращении.

2) Вторая социальная функция - статусная - отражает влияние денег на социальный статус личности как интегративный показатель положения человека в обществе, в конкретных сферах жизнедеятельности. Деньги в форме средства оплаты труда работника всегда в значительной мере определяли его положение и социальные возможности.

3) Третья социальная функция денег, связанная со статусной, -- социально - стратификационная отражает влияние денег на неуклонную социальную дифференциацию общества по уровню доходов и качеству жизни, что ведет к социальной поляризации на бедных и богатых. Это явление получило определение «социального разлома».

4) Четвертая социальная функция денег -- регулятивно-поведенческая, -- регулирует социальные и межличностные отношения между людьми в зависимости от уровня их обеспеченности и обусловливает выбор личностью модели экономического поведения.

5) Пятая - своеобразная социальная функция денег - конфликтогенная. Суть ее в том, что деньги выступают основой возникновения социальной напряженности и конфликтной ситуации в обществе, которые могут достигать масштабов социального конфликта. Достаточно вспомнить аферы МММ, Чара- банка, банка «Империал», Властелины и др., приведшие к массовому обворовыванию доверчивого населения, маршам протеста обманутых вкладчиков к Дому правительства, к пикетированию банков-аферистов, судебным искам.

6) Шестая социальная функция денег - нравственная -- весьма противоречива. Деньги, с одной стороны, разжигают низменные чувства людей: жадность, алчность, корысть, стремление к наживе и обогащению любой ценой, вплоть до преступлений, так распространенных сегодня в России, и ведут, как правило, к коррупции и к масштабной криминализации общества. С другой стороны, деньги служат стимулом экономической свободы и экономической активности, трудового поведения человека, основой его морально-психологического комфорта и уверенности в себе. В зависимости от морально-нравственных принципов, которыми руководствуется человек при определении базовых жизненных ценностей, можно выделить и разные нравственные типы личности.

Социология как наука: объект, предмет, проблематика исследований.

Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:

1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт);

3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер);

Социология – наука о становлении, развитии, формировании общества.

Объект – общество как определ. соц. организм и опред. соц.система.

Предмет – соц. действия, явления, связи, отношения, процессы, которые происходят в обществе, а также закономерности возникновения и функционирования соц. реальности, т.е. окружающей жизни.

Существуют эмпирические и теоретические исследования, которые в 20 веке соединились. С тех пор эмпирия (средства, обеспечивающие основу теоретического знания) получает факты, а не предположения, на основе которых может строиться научное понимание. Проблематика: многие факты «не лежат на поверхности».

Наши рекомендации