Глава 1. характеристика психологии как науки. объект и предмет психологии

УДК 371(075.8) ББК74.00я73 С 47

Авторы:

В.П. Каширин — Ч. I и III; В.А. Сластенин — Ч. II

Авторы книги — лауреаты Премии Правительства России в области образования, которой они были удостоены за создание учебно-методического комплекта по психолого-педагогическому образованию для высших учебных заведений

Рецензенты: доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития МП ГУ Л. Б. Филонов; доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики высшей школы МПГУ В. А. Ситаров

Сластенин В. А.

С47 Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, В.П. Каширин. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. —

Учебное пособие знакомит студентов непедагогических специально­стей с современной отечественной и зарубежной психологией и педаго­гикой; рассматриваются, в частности, такие вопросы, как психология личности, теоретико-методологические основы педагогики, воспитание и обучение в педагогическом процессе, поддержание психического здо­ровья, регулирование межличностных отношений; особое внимание уде­ляется педагогике и психологии профессиональной деятельности.

Для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям. Может быть полезно специалистам разных отраслей, прежде всего тем, кому предстоит работать с людьми.

Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается

480 с.

ISBN 5-7695-2643-2

глава 1. характеристика психологии как науки. объект и предмет психологии - student2.ru

УДК 371(075.8) ББК 74.00я73

© Сластенин В.А., Каширин В. П., 2001

© Образовательно-издательский центр «Академия», 2003 ISBN 5-7695-2643-2

© Оформление. Издательский центр «Академия», 2003

ЧАСТЬ I. ПСИХОЛОГИЯ

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

Вся существующая реальность выступает объектом и предме­том изучения в различных системах научного знания, среди кото­рых особое место в жизнедеятельности людей занимают психоло­гические науки. Их объектом является все то в реальном мире, что выступает действительным или потенциальным носителем пси­хического. А предметом — психика, психическое во всех формах и разновидностях его существования: закономерности возникнове­ния, формирования, функционирования и проявлений психики, ее отдельных феноменов.

Психология в переводе с греческого — учение, знание о душе («псюхе» — душа, «логос» — учение, знание). Это наука прежде всего о закономерностях психической жизни и деятельности че­ловека и различных форм общностей людей. Психология как на­ука изучает факты, закономерности и механизмы психики (А. В. Петровский). Объектом психологии выступают не только люди, человек, но и другие высокоорганизованные животные, особенности психической жизни которых изучает такая отрасль психологии, как зоопсихология. Однако традиционно основным объектом психологии является человек. В таком случае психоло­гия — это наука о закономерностях возникновения, формирова­ния, развития, функционирования и проявлений психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизни и деятельности.

Объектом психологии выступает не только конкретный и от­дельный человек, но и различные социальные группы, массы и другие формы общностей людей (схема 1).

Схема 1

Зоопсихология

Социальная психология

ПСИХИКА глава 1. характеристика психологии как науки. объект и предмет психологии - student2.ru Животных

Человека глава 1. характеристика психологии как науки. объект и предмет психологии - student2.ru

/Различные формы

1общностей людей • Индивид

Общая психология

Психология

Психология человека

Таким образом, предметом психологии человека являются за­кономерности возникновения, формирования, развития, функ­ционирования и проявлений индивидуальной и групповой пси­хики, отдельных психических феноменов и механизмов в различных условиях и на разных этапах жизни и деятельности людей.

Человек в своем физиологическом и психическом становлении и развитии проходит различные стадии, участвует во многих сфе­рах социальной жизни, занимается разными видами деятельно­сти. Разнообразны и формы общностей людей: малые и большие социальные группы, возрастные, профессиональные, учебные, этнические, религиозные, семейные, организованные и стихий­но складывающиеся группы и другие общности людей. В связи с этим современная психологическая наука представляет собой мно­гоотраслевую сферу знаний и включает в себя более 40 относи­тельно самостоятельных отраслей. Общая психология и социальная психология выступают базовыми по отношению к другим отрас­лям психологического знания: психологии труда, спорта, высшей школы, религии, средств массовой информации (СМИ), искус­ства, возрастной, педагогической, инженерной, военной, меди­цинской, юридической, политической, этнической и т.д.

Схема 2

Наши рекомендации