Этапы становления психологического знания.
Вопросы:
1. Психология как наука о душе.
2. Психология как наука о сознании XVII-XIX вв.
3. Психология как наука о поведении XIX-XX вв.
Доклады: Психологические взгляд ученых Античности.
Концепция Г. Лебона об иррациональности поведения.
Теория «инстинктов социального поведения» Мак-Дугала
Сферы применения современной психологии.
Вопросы:
1. Каковы фундаментальные и прикладные отрасли психологической науки?
2. Какие задачи может решать практическая психология в экономике и на производстве?
3. Какие приемы применяет психология рекламы?
4. В каких ситуациях человеческой жизни может потребоваться помощь практического психолога?
Доклад:
Организационное консультирование и его цели.
(какие задачи решает психолог в организации).
2. Практическая часть:
Психодиагностика: тест «Определение уровня самооценки»
Тест «Направленность личности»
Семинар № 2 Основы общей психологии.
План занятия
1. Теоретическая часть:
Поведение, деятельность, воля.
Вопросы:
1. Сравните понятия поведения и деятельности.
2. Дайте определение воли. В чем заключается проблема свободы воли?
3. Каковы критерии воли? Что представляет собой произвольная и волевая регуляция?
4. Перечислите волевые процессы, их виды и детерминанты.
Эмоции и чувства как психические процессы.
Вопросы:
1.Назовите основные виды эмоций.
2. Как проявляются эмоции?
3. Каковы основные функции эмоций?
4. Чем эмоции отличаются от чувств?
5. Каковы закономерности формирования высших чувств?
6. Что представляет собой когнитивный диссонанс?
7. Что такое аффект?
Доклады: Информационная концепция эмоций П. В. Симонова.
Дезорганизующая роль эмоций.
Теория когнитивного диссонанса.
Мышление и интеллект как психические процессы.
Вопросы:
Какова природа, основные виды и формы мышления?
Дайте понятие и раскройте структуру интеллекта.
3. Перечислите возрастные, половые и социальные особенности интеллекта.
4. Перечислите характеристики творческого мышления.
2. Практическая часть:
Психодиагностика: тест «опросник САН»
Семинар № 3 Проблема личности в психологии.
План занятия
1. Теоретическая часть:
Понятие способностей. Способности и задатки.
Вопросы:
1. Дайте понятие способностей. В чем разница между способностями и одаренностью?
2. В чем суть проблемы измерения способностей? Тесты на общий интеллект и показатель IQ.
3. Какова структура интеллекта? Как связаны между собой интеллект и креативность?
4. Дайте характеристику таланту и гениальности.
Темперамент и характер личности.
Вопросы:
1. Каковы физиологические основы темперамента?
2. Опишите основные виды темперамента?
3. Как связаны темперамент и индивидуальный стиль деятельности?
4. В чем отличие характера от темперамента?
5. Дайте понятие «акцентуации характера». Являются ли они врожденными или приобретенными особенностями характера?
5. Связаны ли моральные качества человека с его темпераментом?
Доклад: Биологические основы индивидуально-психологических различий.
Мотивы и потребности личности.
Вопросы:
1. Каковы проблемы психологического изучения мотивации?
2. Как эволюционировали потребности человека?
3. Каковы механизмы опредмечивания потребностей?
4. В чем сущность борьбы мотивов?
5. В чем отличие мотива от мотивировки?
6. Что такое мотив аффилиации?
Доклады: Ситуативная мотивация и ее исследование в школе К. Левина.
Теория личности в концепции Э. Берна.
Мотивация и личность. Представление о защитных механизмах личности.
2. Практическая часть:
Психодиагностика: тест «Темперамент»
Семинар № 4 Психология малых групп.
План занятия
1. Теоретическая часть:
Основные характеристики малой группы.
Вопросы:
1. Каковы причины объединения людей в группы?
2. Как формируются цели группы?
3. Каково значение норм в группе? Для чего существуют групповые санкции?
4. Как и когда можно наблюдать проявление “Мы – чувства” в группе?
Доклад: Лидерство в малой группе
Личность в группе.
Вопросы:
1. Чем отличаются статус и роль индивида в группе?
2. Чем отличается поведение индивида в референтной и нереферентной группах?
3. Может ли референтная группа стать нереферентной? При каких условиях?
4. Чем отличается внешняя конформность от внутренней?
5. Каковы негативные последствия конформизма?
6. Чем характеризуется давление меньшинства?
7. Какую роль в жизнедеятельности группы играют групповые ожидания?
Доклад: Негативизм как форма проявления личности в группе.