Социально-психологические аспекты социализации.
Человек как личность формируется в процессе взаимодействия с обществом, в процессе вхождения в социальную среду, т.е. в процессе социализации. Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения нормы и шаблоны, принятые в обществе или группе. Нормы поведения, морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.
Выделяют следующие стадии социализации:
1. Первичная социализация, 2. Стадия индивидуализации 3. Стадия интеграции 4. Трудовая стадия 5. Послетрудовая стадия.
Усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших называется ресоциализацией. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности – от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации.
Темы заданий по 1 разделу
1. История становления социальной психологии как науки.
2. Развитие психологии в России 19-20вв.
3. Методы социально-психологических исследований.
4. Психоаналитический подход З.Фрейда к пониманию личности.
5. Аналитическая психология К.Г.Юнга.
6. Основные принципы гуманистической психологии
7. Основные принципы бихевиоризма
8. Формирование Я-концепции и самооценки.
9. Мотивация как проявление потребностей личности
10. Социально-психологические аспекты социализации.
Список литературы к разделу 1
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов.-5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2013. - 363с.
2. Введение в психологию / под общ. ред. проф. А.В.Петровского. – М., 2012. - 496с.
3. Гиппенрейтер Ю.Б.Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 2012. – 336с.
4. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней: учебник для студентов психологических факультетов. М.:Академический проект, 2013. - 576с.
5. Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. Пед учеб. заведений. В 3-х кн. -5-е изд. – М., 2013. – Кн 1: Общие основы психологии. – 687с.
6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. –Ростов н/Д.:Феникс, 2013. – 672с.
7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – Спб., 2011. – 607с.
РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Общение как социально-психологическое явление. Единство общения с деятельностью. Виды общения. Психологические особенности делового общения. Структура межличностного общения Коммуникативная сторона общения. Коммуникативные барьеры. Интерактивная сторона общения. Перцептивная сторона общения. Механизмы социальной перцепции.
Общение как социально-психологическое явление.
Человек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможно без общения и взаимодействия с людьми. Общение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение является решающим условием становления каждого человека как личности.
В психологическом словаре общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.
В отечественной психологии одним из методологических принципов при изучении общения является идея единства общения и деятельности. С одной стороны, деятельность выступает как часть, сторона общения, с другой _ общение является стороной деятельности. Но общение и деятельность образуют неразрывное единство во всех случаях.
Функции общения.
Функции общения многообразны, поэтому существуют разные основания для их классификации. В отечественной социальной психологии принято выделение в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Различают три функции общения: информационно-коммуникативную; регуляционно-коммуникативную, аффективно-коммуникативную (Б.Л.Ломов).
Виды общения.
1. «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности, собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики.
3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностныерасхождения.
5. Духовное, личностное общение сосредоточено, в основном, вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека.
6. Манипулятивное общениенаправлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.
7. Светское общение.