Социально-психологические аспекты и этапы социализации

Социализация – двусторонний процесс, включающий усвоение индивидом социального опыта и активное воспроизводство им этого опыта в деятельности. В историческом плане социализацию можно рассматривать как эволюцию отношений внутри социальных общностей и между ними.

Вопрос о периодизации усвоения индивидом социального опыта решается по-разному в зависимости от ориентации психологической школы и оснований для самой периодизации. Так, в отечественной традиции в качестве основного критерия выделяется отношение к трудовой деятельности. Тогда можно говорить о следующих стадиях социализации: дотрудовая (ранняя и стадия периода обучения), трудовая и послетрудовая.

Если считать, что социализация непосредственно зависит от возраста, тогда, согласно возрастной периодизации Э. Эриксона, различаются восемь этапов. Это младенчество, детство, игровой возраст, школьный, подростковый возраст, юность, молодость, средний возраст и зрелость.

В том случае, когда процесс социализации отождествляется с развитием личности, вслед за А.В. Петровским можно отметить три фазы: адаптация к социальной среде, индивидуализация и интеграция.

Необходимо различать факторы и механизмы социализации. Факторами выступают социальные нормы и ценности, передаваемые индивиду посредством знаков. В качестве институтов социализации выступают семья, учебные и воспитательные учреждения, формальные и неформальные группы, организации.

Не стоит забывать и об антиобщественных группах, способствующих десоциализации своих членов.

При изучении особенностей усвоения социального опыта в малой группе важно учитывать социальный и историко-культурный контекст функционирования данной группы.

Этапы процесса социализации исследовали такие авторы, как Б.Ф. Поршнев и Д. Рисмен.

Поршнев наблюдает в своих исследованиях динамику перехода в истории от нерасчленённой общности к индивидуальности как центру пересечения общностей. Автор отмечает прямую зависимость степени сознательности и критичности индивида от уровня развития общества. Д. Рисмен проводил различение социальных характеров в историческом плане.

ТЕМА 2. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ. ПСИХОЛОГИЯ ГРУППЫ

Исследование общения

Общение есть реализация всей совокупности отношений человека. Социальная психология изучает, главным образом, общение как реализацию межличностных отношений, субъектом которых выступает конкретная личность. В социологии исследуется общение между группами.

Общение, наряду с деятельностью, можно рассматривать как одну из сторон социального бытия человека. Некоторые определяют общение как неотъемлемую составляющую любой деятельности, другие склонны говорить о собственно коммуникативной деятельности.

В процессе общения принято выделять три его стороны: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (взаимодействие) и социальную перцепцию (восприятие партнёрами по общению друг друга и установление взаимопонимания). В связи с этим определяются и функции общения: информационная, регуляционная и аффективно-коммуникативная. Кроме того, общение способно обогатить совместную деятельность возникновением в ней новых связей и отношений между людьми.

Существует два основных способа общения: вербальное (посредством речи через знаковую систему языка) и невербальное, функция которого состоит в репрезентации эмоциональных состояний посредством нескольких знаковых систем: оптико-кинетической, паралингвистической, экстралингвистической, посредством визуального контакта и пространственно-временной организации коммуникации.

Следует отметить противоречивость общения, соединяющего в себе тенденции к общности и обособлению.

На уровне экспериментального исследования коммуникация в традиционной социальной психологии изучается посредством лабораторного эксперимента. Анализу в этом случае подвергаются средства коммуникации, тип и частота контакта, структура самого коммуникативного акта, т.е. формальная сторона общения. В отечественной экспериментальной практике предприняты исследования общения в ходе совместной деятельности людей и формирования «совокупного субъекта деятельности».

Важно понимать, что общение – многогранный процесс, имеющий под собой как духовную, так и материальную основу. В общении раскрываются и межличностные, и общественные отношения человека. Природа межличностных отношений эмоциональна, общественные же отношения носят безличный характер. Однако внутри системы общественных отношений люди вступают в общение, где неизбежно их индивидуальные характеристики проявляются в «стиле исполнения социальной роли».

Наши рекомендации